Прах к праху. Как мумия «Анфисы» поднялась на президентский уровень
В Киргизии совсем недавно прошли выборы президента, но, похоже, совсем другие вопросы волнуют и политиков, и общественность. В стране набирает обороты скандал с захоронением в Баткенской области мумии – одного из экспонатов государственного исторического музея. Участники дискуссии обвинили министра культуры, который поддержал погребение, в мракобесии и потакании экстрасенсам. Сам он в достаточно резкой форме предположил, что скандал нужен, чтобы снять его с должности. Пока молчат разве что медиумы, два года назад предрекавшие миру катастрофу, если мумию не предадут земле. Зато высказался пока еще действующий президент Алмазбек Атамбаев. Ему очень жаль, что так все получилось.
С глаз долой
12 октября в министерстве культуры Киргизии состоялось заседание межведомственной комиссии по вопросу захоронения мумии. На нем выступил министр культуры, информации и туризма Тугелбай Казаков, который заявил, что из-за отсутствия необходимого оборудования и специалистов-антропологов никто останки, хранящиеся в музее, не исследовал, и, по всей видимости, исследовать не будет. За те 60 лет, что мумия провела в музее, действительно, узнать о ней удалось немногое: она была, предположительно, молодой женщиной, жила в пятом веке нашей эры. Выяснилось также, что ее мумификация произошла не в результате искусственных вмешательств, а естественным путем.
В качестве еще одного довода в пользу погребения в министерстве культуры отметили, что в музее за мумией практически не ухаживали, а без регулярных процедур бальзамирования, она могла «превратиться в прах».
«Для посетителей какая цель? Показать труп, который разрушается? Ленина почему держат? Он вождь. Вождь он. Фараон тоже вождь, поэтому хранят их. А эту девушку зачем? Кто она такая? Никто не знает, может простая девушка, кто доказал, что она вождь или царица, или кто-то еще», - заявил министр в интервью Пятому каналу. Между делом он добавил, что держать труп «так открыто не положено».
Директор Исторического музея Анаркуль Исраилова утверждала, что ее подчиненные делали все, чтобы сохранить артефакт. Но в их силах было, прямо скажем, немногое. «Чтобы мумия не усыхала, мы наливали воду в банки и выставляли их рядом с ней. Зимой, чтобы в мраморном помещении она не подверглась увлажнению и плесени, ставили недалеко обогреватели», – сообщила Исраилова изданию «Sputnik».
Помимо Казакова и Исраиловой в заседании участвовали представители МВД и Госбезопасности, директор музея им. М.Фрунзе, два сотрудника министерства культуры и всего один ученый-археолог, заведующая отделом археологии Института истории и культурного наследия Национальной академии наук Кадийча Ташбаева. Она, конечно, выступила категорически против погребения, но ее голос ничего не решал. Чтобы мумия не усохла окончательно (и из-за того, что держать труп открыто «не положено»), 14 октября экспонат вывезли в село Кара-Булак Баткенской области и закопали (видео можно посмотреть тут). Музейщикам от мумии оставили кусочки одежды и кожи.
«Это был музейный экспонат, это было археологическое открытие!», – недоумевала Ташбаева. Она предложила Казакову «возглавить мечеть», если он живет по законам религии, а не занимать высокий пост в ведомстве, которое отвечает за сохранность музейных экспонатов, пишет Eurasianet.org.
15 октября в стране проходили президентские выборы, но даже они не смогли сменить повестку. Похороны мумии прокомментировал президент Киргизии. Выступая перед журналистами после голосования на избирательном участке, Алмазбек Атамбаев заявил, что огорчен. «Не знаю, как так получилось. Это неправильно. Ну, что сделано, то сделано. Думаю, будут те, кто должен взять ответственность», – добавил он.
Киргизских ученых сбила с толку поспешность, с которой захоронили мумию. Но к 17 октября они смогли скооперироваться и дать пресс-конференцию, на которой обратились к Атамбаеву с просьбой эксгумировать артефакт. Все та же Ташбаева уверяла – экспонат предали земле исключительно из-за того, что по шариату держать тело умершего в историческом музее не положено. «Но мумия не имела отношения к исламской религии, относиться к ней, как к трупу – полнейшее мракобесие. Министр культуры за 10 минут решил этот важнейший вопрос, это неправильно», – цитировало ее слова издание «МК-Киргизия».
Ташбаевой вторила профессор Американского университета в Центральной Азии, историк Чолпон Турдалиева. Она предложила разместить артефакт в том музее, который будет надлежащим образом следить за ним. «Министерство допустило вопиющее деяние, которое даже уголовно наказуемо. Эти люди поступили как вандалы. На примере мумии мы увидели отношение государства к науке и уровень светскости в нашей стране», – добавила она.
Археолог Ороз Солтобаев, по данным АКИpress, назвал случившееся умышленным уничтожением музейного экспоната и ударом в спину науке. Он напомнил, что на погребении мумии настаивали «необразованные экстрасенсы». «Если так и будет продолжаться, то завтра они начнут диктовать ученым. Этого нельзя допускать», – добавил он. Между тем, неожиданную версию происшедшего выдвинула музейный сотрудник Жипара Токказиева. Она напомнила, что после пожара в историческом музее (в июле прошлого года) мумию никто не видел. «Возможно, она была повреждена», – предположила Токказиева.
Ученые также активно комментировали эту тему различным СМИ. В частности, член национального Союза писателей, историк Гыламидин Абдрахманов в интервью Turmush заявил, что захороненная в Баткенской области мумия могла бы наладить связь между Киргизией и Европой. «Когда нашли мумию, она лежала на носилках из арчи. В Киргизию приезжал венгерский ученый Иштиван Конур Мондаки и просил разрешение исследовать могилы, но Москва отказала. Между тем, венгерские ученые могли бы доказать, что эти носилки были изготовлены их предками, мугами. Это позволило бы сделать Кыргызстан своего рода местом паломничества для граждан некоторых европейских стран, что в свою очередь сказалось бы экономическом и социально-культурном развитии», – считает историк.
Еще один историк, Арслан Капай уулу подтвердил Радио Азаттык, что мумия, погребенная вопреки желанию ученых, на протяжении десятков лет была самым ценным историческим и культурным экспонатом страны.
Между тем, министр культуры достаточно нервно отреагировал на нападки историков и археологов в свой адрес. 17 октября он выступил перед журналистами, заявив, что его хотят «убрать», «уничтожить», и что идет борьба за его кресло. Он также подчеркнул, что считает решение о захоронении единственно правильным и «будет так считать, даже если его будут расстреливать».
Что говорят не ученые
Есть в этой истории и третья сторона, которая на протяжении последних лет неоднократно требовала похоронить мумию, обращалась с этой просьбой к президенту и в СМИ. Это местные экстрасенсы и ясновидящие. Одна из них, Замира Муратбекова пришла 17 октября на пресс-конференцию ученых и вступила с ними в перепалку. Она, в частности, утверждала, что прошедшие в стране президентские выборы должны были закончиться кровопролитием. Но этого не случилось благодаря тому, что мумию захоронили.
В 2015 году называющая себя прорицательницей уроженка Иссык-Кульской области Таалайгуль Норсек кызы созвала большую пресс-конференцию в Бишкеке. Ясновидящая утверждала, что «получает достоверную информацию», и что, если мумию не предать земле, Киргизию ожидают крупные катастрофы. «Я не знаю, что они там программируют, в общем, мне сказали, до июля надо похоронить (…) Как только мы ее похороним, она уйдет от нас и заберет все свои проклятья», – заявила она.
С ясновидящей был солидарен общественный деятель, публицист Мелис Арып-Бек. По его информации, в Историческом музее хранилась мумия баткенской царицы Анфисы, третьей супруги фараона Аменхотепа, которую «коварно отравили другие жены правителя». Она, с его слов, «многократно связывалась с киргизскими экстрасенсами» и требовала предать ее тело земле. Каким образом мумию занесло с берегов Нила в Баткенскую область, он, впрочем, не пояснил. Зато сообщил, что с просьбой о захоронении ясновидящие обращались к президенту Алмазбеку Атамбаеву и он якобы дал распоряжение вывезти мумию в Баткенскую область, но ученые препятствовали этому.
«Вместе с мумиями из скотомогильников выползают вирусы, которые уничтожают все на своем пути. Вирусы проникают в сознание людей, делая их агрессивными и неимоверно алчными. Поэтому в Кыргызстане нет покоя, стабильности и уверенности в завтрашнем дне», – пояснил Арып-Бек. (видео тут).
У соседей все так же
Слабым утешением киргизским исследователям можно считать то, что в соседних странах тоже неоднократно поднимался вопрос о захоронении древних мумий. И не всегда ответ на этот вопрос был в пользу ученых. Так, в Казахстане летом 2013 года были погребены останки третьего найденного в республике «Золотого человека», мужчины из высшего сословия саков, чей скелет покоился в одном из курганов Шиликтинской долины. Могильник был обнаружен и исследован в 2003 году, и местные жители, вроде, поначалу не возражали. Однако спустя несколько лет они объявили, что после того, как останки сакского царя вывезли из гробницы, в Шиликтинской долине начали происходить необъяснимые, страшные вещи. Люди жаловались на сильные бури, плохой урожай и то, что в окрестных селах начали рождаться слабоумные дети. В итоге, они добились своего и по просьбе министерства культуры прах «Золотого человека» вернули на место.
В России также в свое время была возвращена в Горно-Алтайск знаменитая мумия «принцессы Укок», найденная на одноименном плато более 20 лет назад. Жители региона неоднократно требовали ее возвращения, особенно остро этот вопрос встал после землетрясения магнитудой 7,6, которое произошло в Горном Алтае в 2003 году. Местные шаманы предупреждали, что, если мумия не окажется на родине, всю Россию ждет страшная катастрофа.
В 2014 году Совет старейшин Алтая потребовал захоронить мумию, год спустя несколько местных жителей обратились в Горно-Алтайский городской суд с иском о захоронении «принцессы». Ответчиком по делу стал музей, в котором хранится мумия. Однако суд отказал им в удовлетворении иска.