Чинара из Киргизии: Дети мигрантов должны жить с родителями
Чинара Момункулова — мастер ногтевого сервиса. Родом она из Кыргызстана, но уже много лет живет в Москве, и пока ей все нравится. Самое главное для Чинары — ее дети рядом с ней. Момункуловы почти сразу после переезда в Москву забрали к себе детей, хотя большинство мигрантов поступает наоборот — самим бы прожить в большом городе. «Но для кого мы вообще живем и работаем здесь, если не для детей?» - говорит женщина. Чинара — герой очередного репортажа совместного проекта «Ферганы» и Deutsche Welle «Мигрант в России. Среда обитания», посвященного выходцам из Центральной Азии, которые живут и работают в России.
Домохозяйка
Чинара родилась в 1985 году в Канте, там же окончила русскоязычную школу. Мама девушки педагог, папы не стало очень рано. Кроме нее в семье есть старший брат, который женился и живет в Казахстане, и младшая сестра, у которой уже трое детей. После девятого класса Чинара поступила в Бишкекский торгово-экономический колледж на технолога-повара общественного питания. Вскоре после окончания техникума девушка вышла замуж.
«С будущим супругом мы очень интересно познакомились. На 8 марта мы с подругами пошли в кафе, в другом кафе сидели парни и позвали нас. Я смотрю на него - высокий, красивый. Мы станцевали медленный танец, обменялись телефонами. Потом он пропал, подумала, что не понравилась ему. А он работал в Казармане вахтовым методом. Через месяц объявился, и наше первое свидание прошло под курантами в Бишкеке. Без цветов пришел, до сих пор ему это вспоминаю, а он отвечает, что дарит их каждый день рождения», - улыбается Чинара. Через четыре месяца после знакомства молодые люди поженились.
После свадьбы Чинара стала домохозяйкой. «У меня такая хорошая свекровь была, золотая. Я часто от других девушек слышала, как им тяжело, но все от нас зависит. Если к людям хорошо относиться, и они к тебе будут также. У меня сын растет — какую бы он девушку не выбрал, я на все соглашусь, ведь ему с ней жить», - мудро рассуждает Чинара.
Повар
Но рано или поздно надо было выходить на работу, тем более что супруг ушел с прежнего места. Брат мужа — сотрудник Миграционного центра в Бишкеке — посоветовал отправиться в Москву: в российской столице много работы, а поехать туда можно через фирму, которая трудоустроит и предоставит жилье.
Так девять лет назад Чинара впервые попала в Москву. Ее с супругом встретили в аэропорту работники фирмы. В этот же день им сделали документы, а еще два дня спустя они вышли на работу.
«Первое время я постоянно путалась в метро. Звонила и просила помощи у мужа. Зато теперь метро для меня — лучший вид транспорта. После Бишкека, где так много машин и постоянные пробки, в московском метро - полная уверенность, что всегда за определенное время доберешься до нужного места», - говорит Чинара.
Первая «московская» должность Чинары — повар в кафе на Арбате. «Раньше я видела Арбат только по телевизору, всегда хотела там побывать, и, видите, мечты сбываются», - улыбается женщина.
Мастер по маникюру
Сегодня у Чинары новая профессия: она работает мастером ногтевого сервиса в салоне красоты. «К этому меня подтолкнул муж, - вспоминает она. - Как-то я ему сделала маникюр, и он сказал, что это мое. Я пошла учиться, и мне понравилось. Были вечерние и дневные занятия, я ходила на все. Сейчас я специалист и знаю все современные тенденции. Люблю свою работу».
Чинара давно могла бы работать в заведении более высокого класса, но в других салонах ей некомфортно. Предлагали ей и более высокую зарплату — за работу с выездами на дом к клиентам. Но тут вмешался муж, сказав, что денег им и так хватает, и он не хочет переживать за безопасность супруги.
Супруг Чинары по специальности – машинист электропоезда, но работает су-шефом. Он думал о работе в метро, однако там не лучшие условия труда, и мужчина решил сменить профессию.
Чинара Момункулова работает в Москве мастером ногтевого сервиса
О детях
У Чинары двое детей. Сыну 12, а дочери 8 лет. «В Киргизию мы ездим два-три раза в год. Детям там нравится — все-таки теплая погода и много фруктов. Вот и этим летом дети на каникулах у бабушки. Мы часто созваниваемся, и они каждый раз удивляются, что у нас ежедневно дожди, - рассказывает Чинара. - Я же от Бишкека отвыкла, мне там тесно, тянет в Москву. Здесь много возможностей для реализации себя».
В отличие от многих других мигрантов, супруги забрали детей в Москву быстро. «Дети должны жить с родителями. Я даже когда на лето их отправляю к маме, переживаю, как они там, - говорит моя собеседница. - А люди в миграции годами детей не видят. Как так можно? Ради кого мы тут трудимся и зарабатываем, если не ради детей? Никто их не будет любить так, как мы сами».
К тому же, уверена Чинара, чем раньше дети приедут в Россию, тем лучше адаптируются. «Лучше всего отдавать детей в России в школу в первый класс, тогда им будет легче войти в новое общество, - объясняет она. - Однако и свои корни забывать не стоит. Дома мы говорим на родном языке — дети не должны его забывать».
Нужно жить по законам
За все годы жизни в России Чинара ни разу не сталкивалась с дискриминацией. Один раз, наоборот, полиция ей помогла. Вечером после работы она выходила из метро, и за ней увязались пьяные мужчины, причем земляки. На помощь ей пришел полицейский.
«Мой муж всегда говорит: вы приезжаете сюда на работу, зачем пить? По одному пьяному человеку потом судят о всех мигрантах. Все просто: мы живем и зарабатываем деньги в чужой стране, поэтому мы должны жить по ее законам», - считает женщина.
К Чинаре пришли клиенты - пора заканчивать интервью. Задаю последний вопрос: о чем она мечтает?
«Я хочу иметь большой дом и жить там вместе с семьей. Хочу тишины и покоя», - отвечает Чинара. Мы прощаемся, и женщина возвращается к любимой работе, которая приближает ее к заветной мечте.
Беседовала Екатерина Иващенко, «Фергана»
Хотите получать новости и аналитику на экран смартфона? Подпишитесь на наши каналы в Telegram: DW Центральная Азия и «Фергана.Ру».