Зачем узбекистанцам второй загранпаспорт?
Одиннадцатого июля президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал постановление, предусматривающее введение заграничных паспортов вместо выездных виз, как в простонародье называют стикеры разрешительной записи, вклеиваемые в паспорта желающих выехать в страны, с которым установлен визовый режим. Из документа следует, что для проработки вопросов введения загранпаспортов создана специальная межведомственная группа, которая должна внести свои предложения в течение месяца. Выдача новых загранпаспортов может начаться только с 2019 года, а значит, до того времени система выездных виз будет сохранена.
Но нужен ли узбекистанцам второй паспорт для заграничных поездок?
Издание Gazeta.uz пишет, что действующие биометрические паспорта фактически являются зарубежными. А значит - нет никакой необходимости для введения второго специального паспорта. Получается, что у каждого узбекистанца уже есть загранпаспорт, который беспрепятственно можно использовать для любых поездок. Из этого вытекает вопрос: зачем тратить бюджетные деньги, время и человеческие ресурсы на введение второго паспорта?
Почему нельзя просто отменить выездные стикеры?
Система выездных виз в Узбекистане является ограничением права граждан на беспрепятственный выезд из страны. Законом определена категория граждан, на которых накладывается ограничение на выезд. Это люди, которые имели доступ к государственной тайне, либо те, против кого возбуждено уголовное дело или им запрещен выезд по решению суда. Не могут выезжать те, кто состоит под надзором милиции, подлежит призыву на воинскую службу или к нему предъявлен гражданский иск в суде. Это всё законные ограничения.
Однако требование получать разрешение на выезд для каждого человека совершенно неоправданно. МВД и Служба национальной безопасности (СНБ) Узбекистана заинтересованы в том, чтобы сохранить выездные визы, так как кроме тотального контроля, это еще и удобная возможность вымогательства денег с любого человека, вынужденного получать разрешение на выезд из страны.
Хотелось бы отметить еще один важный фактор. Власти Узбекистана, оправдывая наличие выездных виз, приводят в пример существование заграничных паспортов в других странах. Действительно, для выезда из страны любой гражданин должен получить паспорт, также как ему нужно купить билет на самолет, однако эта процедура не носит разрешительный характер. То есть, в нормальной стране человеку не могут сказать: «Мы вам не дадим паспорт, потому что считаем, что ваш выезд является нецелесообразным». И в этом заключается принципиальное отличие отвратительной системы выездных виз в Узбекистане, которая априори в каждом человеке видит преступника.
Введение еще одного загранпаспорта означает, что государство оставляет за собой право ограничивать поездки граждан Узбекистана за рубеж, что, по сути, ничего не меняет. Отказать человеку в выдаче главного документа, удостоверяющего личность, достаточно сложно, но введение второго паспорта дает силовикам прекрасную возможность ограничить его права.
В конце мая Верховный комиссар ООН Зейд Раад аль-Хусейн направил Шавкату Мирзиёеву послание, в котором поблагодарил «за осуществление судебно-правовых реформ, а также отмену процедуры выездных виз». Я думаю, что Верховный комиссар слишком поторопился с благодарностями.
Умида Ниязова
Справка. Постановлением правительства Узбекистана №8 от 6 января 1995 года «Об утверждении порядка выезда за границу граждан Республики Узбекистан и положения о дипломатическом паспорте» была установлена система выезда граждан за границу. Согласно документу, граждане Узбекистана имеют право выезжать за границу по частным, общественным делам, на постоянное место жительство, в качестве туристов, на учебу, на работу, на лечение, в командировки. Но при этом желающие выехать за границу должны получить разрешение, которое действительно только два года.
Разрешение выдается в виде стикера разрешительной записи, вклеиваемого в общегражданский паспорт заявителя. В простонародье она называется выездной визой, это термин и практика, унаследованные от СССР.
Стикер разрешительной записи для временного выезда за границу требуется оформлять только для выезда из Узбекистана в страны, с которыми у республики действует визовый режим. Он не требуется для выезда в Россию, Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан (до 60 дней), Молдавию, Украину и в Грузию, с которыми установлен безвизовый режим.
Если узбекистанец намерен выехать из перечисленных выше стран в государства, с которыми Узбекистан установил визовый режим, в его паспорте обязательно должен быть действующий стикер. Выезд из этих стран без стикера или с просроченным стикером влечет уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Узбекистана.
Истечение срока действия стикера после законного прибытия (то есть по действительному стикеру) в государства, с которыми установлен визовый режим, не является нарушением законодательства Узбекистана и не препятствует совершению поездок граждан Узбекистана между этими государствами и возвращению на родину.
Для получения стикера граждане обращаются в органы внутренних дел по месту жительства, предъявив заполненную анкету-заявление установленной формы и свой паспорт. Анкета должна быть подписана также по месту работы заявителя: работодатель должен подписать ее и поставить печать. Органы внутренних дел должны рассмотреть анкету-заявление в 15-дневный срок, но на практике чаще всего это срок растягивается.
В отношении некоторых категорий граждан накладывается ограничение на выезд. Основанием могут служить следующие причины:
а) если человек осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, или в отношении него действуют договорные, контрактные обязательства, препятствующие его выезду за границу, - до прекращения этих обязательств;
б) если против человека возбуждено уголовное дело - до окончания производства по делу;
в) если человек по приговору суда признан особо опасным рецидивистом или состоит под административным надзором милиции - до погашения (снятия) судимости или прекращения надзора;
г) если человек уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до окончания исполнения обязательств;
д) если человек сообщил о себе заведомо ложные сведения;
е) если к человеку предъявлен гражданский иск в суде - до окончания производства по делу;
ж) если человек приписан к призывному участку и подлежит призыву на действительную воинскую службу - до окончания прохождения действительной срочной службы или до освобождения от нее в соответствии с законом.
На практике круг граждан, которым отказывается в разрешении на выезд или в отношении них затягивается решение (на срок более установленных 15 дней), оказывается гораздо шире, чем предусмотрено законом. Затягивание вопроса в выдаче разрешения на выезд происходит часто и по коррупционным мотивам, чтобы вынудить заявителя к даче взятки. Чаще всего это случается в регионах, где заявления граждан часто задерживают до месяца более. Но и в Ташкенте такие случаи тоже часты.
Кроме того, власти Узбекистана используют отказ в выездной визе в качестве наказания активных журналистов, правозащитников и других неугодных людей. Например, уже более шести лет выездную визу не может получить известный ташкентский художник Вячеслав Ахунов. Отказы ему объясняют «нецелесообразностью для республики его выезда». В мае 2017 года в Ташкентской области скончалась Полина Браунерг – известный адвокат. Последние годы она подвергалась преследованиям со стороны властей за профессиональную деятельность. С 2014 года Полина Браунерг пыталась добиться выездной визы, чтобы выехать на лечение за рубеж, но каждый раз получала отказ. Последний раз в выездной визе ей отказали в феврале 2017 года, то есть – уже при новом президенте, Шавкате Мирзиёеве.