Кто такие братья Азимовы - «организаторы» теракта в Санкт-Петербурге? Рассказывают родственники и соседи
Теракты, что произошли в начале апреля 2017 года в Швеции и в России, - очень разные. В одном случае водитель на грузовике намеренно задавил несколько пешеходов в центре Стокгольма, сам он выжил и арестован. В другом случае, предположительно, террорист-смертник или человек, которого использовали в качестве смертника, взорвал людей вместе с собой в вагоне метро в Санкт-Петербурге. Объединяет эти террористические акты только то, что подозревают в их организации и исполнении центральноазиатов — гражданина Узбекистана Рахмата Акилова и уроженца Кыргызстана Акбара Джалилова. А также еще несколько человек, о которых мы рассказываем вам сегодня.
Вспомним еще «турецкого стрелка» Абдулкадыра Машарипова, убившего в стамбульском ночном клубе десятки человек. И зададимся серьезными вопросами: почему же жители Центральной Азии стали чаще фигурировать в новостях о терактах и нападениях. Насколько уместно сегодня говорить о «всплеске центральноазиатского экстремизма», тем более, религиозного? Можно ли, подобно некоторым государственным чиновникам в России, возлагать за последние события групповую ответственность на всех мигрантов из южных стран бывшего СССР?
Мы обязательно посвятим анализу этих событий еще не одну публикацию. А пока предлагаем вам поближе познакомиться с этими людьми и с их окружением, хотя бы по рассказам их ближайших родственников и соседей. Познакомиться и попытаться понять: могли ли именно люди стать террористами? Если могли, то какой путь им пришлось пройти? Кто мог распознать в них преступников раньше, до совершения злодейства? Насколько квалифицированно и корректно ведется следствие по этим делам?
Ниже — статья корреспондента «Ферганы» Шохруха Саипова о братьях Азимовых из Джалал-Абада. А здесь (fergananews.com/articles/9386) интервью Олима Акилова - брата «стокгольмского водителя-террориста» Рахмата Акилова, данное им корреспондентам шведской газеты «Афтенбладет».
«Подельники» Акбаржана Джалилова
Семья и соседи братьев Аброра и Акрама Азимовых, которых правоохранительные органы России подозревают в организации теракта в метро Петербурга, не верят в их виновность. Об этом они сообщили корреспонденту «Ферганы», который отправился в город Джалал-Абад (Кыргызстан), чтобы узнать подробности жизни обвинённых в страшном преступлении братьев.
Мать Азимовых Вазира Мирзаахмедова живёт с младшим сыном. Билал занимается торговлей. Он рассказал «Фергане», что в конце марта этого года 29-летний Акрам приехал в Кыргызстан, чтобы подлечить гайморит, и проходил обследование в клинике «Хосият», расположенной в городе Оше. На родину намеревался вернуться и 27-летний Аброр. Братья хотели построить здесь дом. Но планы разбились о теракт.
«По телевизору показывают, что при задержании у Аброра нашли боевой пистолет. Мы, братья, хорошо знаем друг друга. Как заметно на видео, [распространённом российскими спецслужбами], Аброр худой. Он никогда не ходил без ремня на брюках. А на видео он без ремня. Как в таком случае он мог удержать в штанах пистолет? Если смотреть видео внимательно, сразу можно понять, что это подстава. Изначально подходят сзади, что-то подкладывают, потом видео режут и снова показывают его сзади. Если смотреть внимательно, - это [подстава] заметно. Он не мог такое сделать», - уверен Билол Азимов.
Кадр из видеозаписи задержания Аброра Азимова
По его словам, братья находились в России исключительно с целью заработка. В начале года в семье Азимовых произошло торжественное мероприятие – свадьба: выдали замуж единственную дочь. На свадьбу приезжали оба брата, а спустя некоторое время они уехали вновь в Россию. До этого Аброр долгое время не приезжал на свою малую родину, но присылал деньги на лекарства больной дочери.
«Видеозапись задержания моих сыновей – постановка!»
Мать братьев Азимовых утверждает, что её старшего сына похитили из больницы в Оше. В её голове не укладывается, как сын, приехавший лечиться в Кыргызстан, мог оказаться задержанным в Москве, она называет это недоразумением.
«Мой старший сын Акрам из-за своей болезни приехал в Кыргызстан и 12 апреля лёг в частную клинику «Хосият» в Оше, чтобы начать лечение. 14 апреля ему сделали операцию, а 15-го его, оказывается, в наручниках оттуда забрали сотрудники управления Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) по Ошу. Я сразу отправилась в Ош. Врачи больницы сказали, что сына увезли спецслужбы. Я пошла в Ошское управление ГКНБ, но меня туда не пустили. Пять часов я простояла у ворот. Наконец, заметив меня, сотрудники управления сказали, что нужно прийти с адвокатом. Я наняла адвоката, и он передал управлению официальное письмо. На следующий день мы должны были получить ответ. Но ночью младший сын, Билол, позвонил мне и сообщил, что по телевизору показывали, как Аброра задержали в Москве. Я сразу же отправилась в Джалал-Абад», - рассказала «Фергане» Вазира Мирзаахмедова.
Она обращает внимание на то, что сотрудники спецслужб «выкрали из больницы» Акрама и незаконно отправили его в Россию ещё до задержания Аброра, которое произошло, по версии российских спецслужб, 17 апреля в Одинцовском районе Подмосковья.
«У Акрама не было денег на билет, не было паспорта. Как он мог оказаться там [в России]? Это явная постановка», - уверена мать Азимовых. Впрочем, по данным «Ферганы», полученным из других источников, родственники Акрама сами передали ему паспорт в управление ГКНБ, откуда он звонил и просил об этом.
О задержании Акрама ФСБ сообщила 19 апреля. По данным спецслужбы, Акрама задержали в поселке Московский (Новая Москва), а при личном досмотре в его поясной сумке была обнаружена граната РГД-5.
Аброр Азимов был последним, с кем считающийся смертником Акбаржон Джалилов связался по телефону перед совершением теракта в метро Петербурга, жертвами которого стали 15 человек. Акрам Азимов, по версии следствия, «занимался фальсификацией документов членов международной террористической организации», чтобы они могли беспрепятственно въехать в Россию, а также «лично получил денежные средства на территории Турецкой Республики от активного участника международной террористической организации».
«Как только мы узнали о задержании братьев, мы сходили в ГКНБ и 10-е управление УВД Джалал-Абада, дали показания, - продолжает Билол. - Также мы обратились в правозащитную организацию «Справедливость» с просьбой оказать юридическую помощь».
Сегодня Азимовы хотят нанять другого адвоката для Аброра и Акрама. «Адвокат, который присутствовал на судебном заседании Аброра, когда ему определяли меру пересечения, говорит, что якобы мой брат частично признал свою вину. Адвокат должен защищать своего подзащитного. Он ни разу с нами не связался, чтобы узнать о Аброре. Мы сейчас хотим нанять другого адвоката вместо него», - сообщил Билол «Фергане».
«Надоели уже журналисты»
Корреспондент «Ферганы» посетил частную клинику «Хосият» в Оше, но там нам отказали в интервью, заявив, что уже второй день журналисты «надоедают» своими вопросами. Ведь это частная клиника, медперсонал имеет право не давать интервью.
Пожелавший остаться неизвестным врач подтвердил, что Акрам Азимов действительно с 12 по 15 апреля лежал в больнице и ему была сделана операция на нос из-за гайморита, всё это указано в его истории болезни.
ГКНБ Кыргызстана пока не комментирует задержание и отправку в Россию Акрама Азимова. А семья Азимовых опасается за свою безопасность.
Соседи
Дедушка братьев Азимовых со стороны матери много лет был имамом в одной из крупных мечетей Джалал-Абада. Вазира получила образование в медресе. Хорошо знакомые с семьей соседи отмечают, что они придерживались традиционного ислама.
«Я у них жила, когда училась в медресе с Вазирой-опа. Она хорошая женщина. Вазира-опа развелась с мужем ещё в молодости, детей растила в трудных условиях. Они были совсем маленькими», - вспоминает соседка Дилбар.
По её словам, Вазире Мирзаахмедовой бвло тяжело одной поднимать детей, приходилось торговать на рынке.
«Она всегда старалась ради детей, чтобы они ни в чём не нуждались. Когда мы бывали у них в гостях, она всегда давала им правильные советы, учила их. Никогда не говорила ничего плохого. Ни один из её сыновей ни разу не попадал в милицию, например, за хулиганство или за драку. С соседями семья никогда не конфликтовала. Все были очень воспитанными детьми. Они хорошо учились в школе, быстро находили общий язык со всеми. Смышлёные и серьёзные. Они всегда помогали своей матери. Когда мы увидели по телевизору информацию об их причастности к теракту в питерском метро, то не поверили. Мы до сих пор не верим, что они могли пойти на такой шаг», - говорит соседка.
Акрам Азимов – в центре. Фото из семейного архива
Отец братьев Ахрал Азимов также заявил СМИ, что его дети не могли иметь отношения к теракту.
Мнения жителей Кыргызстана разделились
На сообщения о братьях Азимовых жители Кыргызстана реагируют по-разному. Кто-то говорит, что террористы должны получать достойное наказание, несмотря на национальность, хотя бы за то, что очерняют Кыргызстан. Кто-то считает, что теракт был совершён неспроста и в этом деле замешано государство.
«На фоне всего этого сейчас много шума. Оба Азимовы - граждане Российской Федерации. Акбаржан Джалилов - тоже. Значит, они там же и были завербованы. До теракта куда смотрели структуры безопасности России? А сейчас они говорят, что якобы все террористы - из Кыргызстана. Здесь всем понятно, что в России после митинга, который недавно проводил оппозиционер Навальный по коррупционным схемам власти, государство с целью отвлечь внимание людей само организовало этот теракт», - заявил житель Оша Низам.
Дом Азимовых
Другой житель города, Алишер, говорит, что спецслужбы двух стран сотрудничают и знают, кто кем работает.
«Сегодня много молодых людей ходят с бородой. Они говорят, что надо совершать джихад (от арабского глагола джахада - «прилагать усилия») — битва за веру. – Прим. «Ферганы»). Они фанаты. На самом деле об исламе толком ничего не знают. И вот их вербуют и организуют таких взрывы, теракты. Их надо расстреливать», - считает Алишер.
Дом Азимовых
Айгуль живет в Джалал-Абаде. Она не верит, что её земляки могли организовать теракт в метро Петербурга.
«Нам очень неудобно, когда слышим, что кто-то из Кыргызстана совершил где-то что-то плохое. Нам очень хотелось бы, чтобы информация о причастности Азимовых к теракту в питерском метро не подтвердилась и оказалась недоразумением. После этих случаев нашим соотечественникам, работающим в России, будет трудно работать», - с тревогой говорит Айгуль.
Шохрух Саипов, фото автора