Как узбекские дехкане уживаются с американскими летчиками
В режимный объект Ханабад я попал по счастливой случайности - напросился в гости к приятелю моего родственника. От областного центра Карши ехали минут двадцать.
Сначала вдоль дороги появилась высокая, в полтора человеческих роста, металлическая сетка, а затем поворот на блокпост. Я поинтересовался, сюда ли нам?
- Нет-нет, - усмехнулся мой спутник Хамид, - это аэропорт, американцы сюда никого не пускают! - Следующий поворот, и Хамид по-свойски здоровается с постовым, охранявшим въезд в кишлак. Нас пропускают, не проверив документы - поистине в Узбекистане по знакомству можно сделать все, даже попасть на режимный объект.
Ханабад оказался обычным поселком, по пыльной улице между глинобитных домов мы направляемся к родственникам Хамида.
У ворот небольшого дома нас встречает хозяин, немолодой мужчина лет 50, и вот мы уже сидим во дворе на топчане, защищенном от солнца, и пьем зеленый чай с традиционными лепешками и сладостями.
Хозяин предлагает перекинуться в карты. Приносят колоду, она великолепного качества и явно иностранного происхождения. Интересуюсь, откуда карты, неужели у американцев купили?
- Да нет, - объясняет хозяин, -там все дорого. У них даже побриться стоит 18 долларов.
Выясняется, что карты - подарок за хорошую работу. Американцы наняли около двух сотен местных парней для выполнения "черной" работы - очистки каналов, уборки территории, сбора мусора. Младший сын хозяина дома там работает. А за прилежную работу американцы дарят всякие мелочи - игральные карты, зубные пасты, щетки, футболки.
- А платят сколько?
- Выходит около 70 долларов в месяц, - говорит хозяин.
По местным меркам за неквалифицированный труд это приличные деньги, если учесть, что средняя зарплата в Узбекистане равняется 20 долларам.
- Ну а вообще, лучше или хуже, что американцы у вас тут рядом?
- Работа появилась - это уже хорошо, - говорит хозяин. - Взять хотя бы моего сына, ему 20 лет, до этого нигде работу не мог найти, бездельничал. Теперь и нас кормит, и на калым потихоньку собираем.
Проблема калыма в этих местах стоит остро. Это в Ташкенте и его окрестностях женихи особенно не беспокоятся - львиную долю расходов на свадьбу несут родители невесты. А здесь, в Кашкадарье, все по старинке - родственники жениха должны уплатить калым за невесту, иначе свадьбы не будет.
Кстати, о свадьбах: число приглашенных на торжество гостей иногда превышает полторы тысячи человек, а скромным считается пир на 500 гостей. С приходом американцев приходится вносить коррективы в такую консервативную сферу, как свадебные обряды. Был случай, когда в кишлаке играли свадьбу, а приезжих гостей на блокпосту не пропустили: нет разрешений на въезд. Разразился скандал. Но хозяин, пригласивший гостей, понял, с кем нужно поговорить и сколько заплатить, так что проблема была решена.
Неторопливую беседу под зеленый чай и карты прерывает гул моторов.
- Возвращается на базу, - кратко объясняет хозяин. Пролетающую над кишлаком технику хозяин классифицирует своеобразно: вертолеты, средние и большие самолеты. Большой -это когда при посадке дребезжат все стекла в доме.
- Хочешь посмотреть аэропорт? -предлагает Хамид. Я не в силах отказаться рассмотреть вблизи объект, который так ревностно охраняют узбекские и американские силы.
Хамид ведет меня к дому брата, с крыши которого, оказывается, можно рассмотреть летное поле. Над полем кружит "средний" самолет, из него сыплются какие-то мешки, а буквально через секунду они превращаются в парашютистов.
На обратном пути встретили возвращающихся с пастбища коз. Подгонял их подросток, одетый в обычные для этих мест дешевые футболку и штаны. Но на голове у него красовалась явно привезенная из-за океана бейсболка с надписью по-английски "SEX". Я перевел Хамиду заграничное словцо, и тот в ответ расхохотался.
- Знал бы его отец, понимал по-английски, выбросил бы шапку немедленно, - сообщил он. - Знаешь ведь, у нас с этим строго.
-А что, если американцы договорятся с властями и обнесут забором всю местность вместе с городом Карши - как к этому народ отнесется? -поинтересовался я.
- Если вместе с забором появится работа и зарплата, как у ханабадских парней, все будут только рады!