Узбекские и китайские археологи совместно раскопали древнюю столицу Ферганы
«Археологи Китая и Узбекистана переписали историю древнего города». Информационное сообщение под таким заголовком появилось 11 января 2017 года на ленте информационного агентства «Синьхуа». В нем со ссылкой на форум по археологии Академии общественных наук Китая говорится, что группа археологов из Китая и Узбекистана сделала значимое открытие при раскопках развалин древнего города Мингтепа (у «Синьхуа» ошибочно написано «Минггепа»), расположенного на юго-востоке Ферганской долины. Новость моментально перепечатали почти все узбекские веб-сайты.
«Археологи двух стран пять раз проводили раскопки развалин загадочного города, начиная с 2012 года, благодаря чему площадь развалин городища была расширена с 500х800 м до 2100x1300 м. Итоги раскопок свидетельствуют, что более 2000 лет назад Мингтепа был не просто временной гарнизонной крепостью кочевников, а полноценным городом-замком и, более того, самым крупным в Ферганской долине, - пишет издание. - В ходе раскопок были найдены руины мастерских, оставшаяся часть западных ворот внутреннего города и кладбище у восточной стены внешнего города».
Но на самом деле, городище Мингтепа (c узбекского - «тысяча холмов», произносится с ударением на последний слог) давно не является таким уж «загадочным», как пишет китайское издание. Советские и российские археологи давно отождествляли его с руинами город Эрши - столицы древнего государства Давань, существовавшего на территории Ферганской долины с III века до нашей эры. Такого мнения, в частности, придерживался авторитетный исследователь культур Средней Азии А.Н.Бернштам (1910-1956).
Эрши был столицей Давани во II в. до н.э.. В результате проведенных археологических исследований выяснилось, что Мингтепа состояла из 64 сопок, из которых сохранилось более 50 высот, имелись хорошо укрепленные внешняя и внутренние крепости. Внутренняя крепость, занимала площадь в 41,2 гектара, внешняя – 160 гектаров. Предметы, обнаруженные в нижней части крепости, относятся к III-IV векам до нашей эры.
Археологам удалось обнаружить часть городской улицы – каменный тротуар, ремесленные ряды, в котором находился склад готовой продукции в больших глиняных кувшинах, останки жилых домов, относящихся I-IV векам нашей эры, керамику, гончарные изделия разных видов и размеров, кости.
Еще несколько лет назад правительство Узбекистана приняло решение включить этот археологический памятник древности в туристический маршрут Великого Шелкового пути, а из государственного бюджета на это выделены большие средства. За счет этих средств Мингтепа превратится в музей-город под открытым небом.
Экспозиция музея «Мингтепа»
Реконструкция части города Эрши в музее «Мингтепа»
Прокомментировать сообщения о находках узбекско-китайской экспедиции мы попросили Тиграна Константиновича Мкртычева - заместителя директора Российского Государственного музея Востока.
– Внимание китайских ученых к среднеазиатской археологии особенно активизировалось в последние десять лет. И после одного из крупных симпозиумов, который прошел в Сиане, а это древний центр, где, собственно, начинался Великий шелковый путь, возникли отношения между китайскими и узбекскими археологами. И в качестве объектов изучения китайцы выбрали Фергану совершенно не случайно. Потому что исторически считается, что именно из этой области происходили «небесные» кони, которые были лучшими в китайской кавалерии на протяжении многих столетий. Я думаю, что ничего особенно загадочного в этом городище Мингтепа нет. Это позднеантичный, раннесредневековый памятник.
Мне кажется, что это достаточно перспективное сотрудничество, но мне кажется, что в этом есть история с геополитикой, связанное с желанием китайцев оказаться снова на территории Средней Азии, в том числе и в археологии.
- Китайские СМИ пишут, что более двух тысяч лет назад Мингтепа была не просто временной крепостью, а полноценным городом-замком. Насколько точно можно датировать возраст города? Насколько точно это утверждение о городе-замке совпадает с картиной археологии Ферганской долины? Могли ли в то время быть такие крупные города?
– Я не знаю конкретных материалов по этому памятнику. С китайской стороны там работают представители Северо-Западного университета Сианя, а с узбекской стороны работают представители Института археологии и в том числе, известный серьезный ученый Бокитжон Матбабаев. Но само определение «город-замок» у меня вызывает очень много сомнений, потому что это совершенно-разные дефиниции. Город имеет одно определение, замок имеет совершенно другое определение.
- А в чем разница? И были ли там города в это время, и были ли замки?
- Города, конечно же, были, потому что урбанистическая культура в Фергане издревле представляла такой центр - и ремесла, и торговли. Собственно город – это некая институция, некая конструкция, которая включает в себя несколько характеристик, в том числе, наличие ремесла, наличие городской структуры. То есть, имеются определенные характеристики, которые применимы, когда мы говорим о понятии «город». Понятие «замок» - совершенно другое, оно связано с необходимостью защиты определенной территории, это фортификационное устройство, которое защищает какую-то местность. В городах существовали так называемые цитадели, это были крепости, которые являлись оборонительным центром города. Но город и замок – это разные вещи.
– Археология всегда имела и имеет самое прямое отношение к геополитике. Если мы посмотрим на историю и на те декларации, которые сейчас звучат из уст руководства и центральноазиатских стран, и Китая (хотя Китай говорит об этом меньше сейчас, более завуалировано), речь всегда идет о древности, об автохтонности и исконности, которую должна подтверждать археология. Поэтому геополитика и археология всегда очень тесно между собой связаны. Правильное использование археологических материалов дает очень большие возможности для подтверждения древности связей, исторической территории, позволяет решать целый ряд вопросов, которые сейчас проецируются на современность.
- А как на счет работы российских археологов сегодня на территории Узбекистана? Ведутся ли такие работы и где?
- Российские археологи на территории Узбекистана сейчас работают в Сурхандарье, есть археологический отряд Института археологии. Это то, что мне известно. Но мы (я, по крайне мере) рассчитываем, что в ближайшее время, при установлении более тесных отношений с Узбекистаном, мы сможем восстановить археологические работы в большем объеме.
- А могут ли российские археологи присоединиться к раскопкам китайских и узбекских специалистов в Фергане?
- Мы могли бы. Я лично знаю тех людей, которые в Фергане работают. И мы, конечно же, заинтересованы в сотрудничестве и с китайскими, и с узбекскими археологами. В этом нет ничего невозможного.
- Спасибо вам больше за ответы.