В киргизском Самаркандеке ждут открытия границ с соседями
В Бишкеке 22 ноября состоялось 15-е заседание таджикско-кыргызской Межправительственной комиссии по комплексному рассмотрению двусторонних вопросов. В числе других стороны рассмотрели вопросы делимитации и демаркации госграницы между двумя странами. Подробности переговоров не сообщаются, в то время как жители таджикских и киргизских сел по обе стороны границы уже много лет с нетерпением ждут, когда же власти определят спорные территории и сделают понятным режим перехода общего рубежа.
Так, в небольшом селе Самаркандек (Самаркандик) Баткенского района Баткенской области Кыргызстана третий год надеются на упрощение процедуры пересечения госграницы с Таджикистаном. После инцидентов на таджикско-кыргызской границе, произошедших в 2013-2014 годах, все три дороги, соединяющие село Самаркандек с соседними селами Чоркух и Шураб в Таджикистане и селом Сох в Узбекистане, были закрыты. До сих пор движение по ним ограничено, на таджикско-кыргызском участке установлен контрольно-пропускной пункт (КПП).
- До инцидента на границе с Таджикистаном и Узбекистаном пограничных постов в Самаркандеке не было, не было и военных. После инцидента на этом участке кыргызско-таджикской границы появились пограничники двух стран, которые расположились по обе стороны арыка, условно разделяющего государства. Была усилена охрана госграницы. Это усложнило ее пересечение для простых граждан двух республик, - сказал «Фергане» председатель айыл окмоту (сельской управы. – Прим. «Ферганы») Самаркандек Насыр Оразбаев.
Торговать стало сложнее
По словам председателя села Паскы-Арык Самаркандекского айыл окмоту Саатбека Тулаева, из-за отсутствия свободного режима перехода границы сократилась приграничная торговля между жителями Кыргызстана и Таджикистана.
- Раньше по субботам к нам приезжали предприниматели из Канибадамского, Исфаринского и Бободжонгафуровского районов Согдийской области Таджикистана. Они торговали на местном рынке привезенными с собой сельхозпродуктами, тканями, а отсюда увозили сухофрукты, мясные продукты и другие товары. Несколько лет назад они составляли более 80 процентов торгующих, то теперь – порядка 30 процентов. Сокращение число таджикских торговцев негативно повлияло на цены на Самаркандекском рынке. Мы с нетерпением ждем открытия границы в том месте, где раньше свободно передвигались машины и простые граждане Таджикистана и Кыргызстана, - говорит Саатбек Тулаев.
Житель села Паскы-Арык Максад отмечает, что ужесточение режима перехода госграницы вынуждает граждан наматывать лишние километры, чтобы проехать там, где нет КПП, а это – дополнительные затраты финансовых средств и времени:
- Из-за отсутствия квалифицированных медиков в местной поликлинике и больнице мы часто увозим своих больных в медучреждения соседних районов Таджикистана. Иногда, чтобы сэкономить время, мы довозим больных до линии госграницы и пересаживаем их в такси, которые ждут на таджикской стороне. Убрали бы КПП в тех местах, где раньше их не было, люди и автотранспорт свободно бы передвигались туда и обратно, - сетует Максад.
Ворота на рынок села Самаркандек
Маленький Самарканд
Киргизское село Самаркандек находится в расстоянии 5-7 километров от северной части джамоата (сельской управы) Чоркух Исфаринского района Таджикистана. Среди местных жителей ходит легенда о происхождении названия этой местности. Они говорят, что название Самаркандек произошло от женского имени Самара и абрикоса сорта «кандек». Когда-то женщина по имена Самара посадила у себя абрикосовое дерево, которое спасало ее от голода. Но однажды она подавилась абрикосовой косточкой и умерла. На ее могиле выросло дерево, после чего жители села стали выращивать абрикосы, а село получило название Самаркандек.
Однако у ученых – другая версия происхождения названия села. По словам историка и этнографа Неки Рауфзода, топоним Самаркандек имеет таджикско-персидские корни и в переводе означает «маленький Самарканд». Само село было обосновано в XIII-IX веках. После нашествия арабов часть жителей Бухары и Самарканда мигрировали на восток и нашли здесь себе новое место жительства.
- Сначала они хотели просить убежище у царя Ферганы. Однако после прибытия в Фергану арабского полководца Кутайба ибн Муслима, целью которого было внести раздор между Ферганой и Согдом – двумя крупными областями Средней Азии – и воспрепятствовать им в создания конфедерации, они отказались от своих намерений. Пройдя по Шелковому пути через Исфану, Исфисор и Равот, дошли они до этого места и осели здесь, назвав свое новое поселение маленьким Самаркандом, - рассказывает Неки Рауфзода.
По историческим данным, самаркандские и бухарские мигранты сначала благоустраивали восточную часть села. Тут расположено их старое кладбище, которое называется «Макбараи Бобои Ялдо» (Мавзолей Бобо Ялдо). Оно происходит от названия села Ялдо, которое располагалось в окрестностях города Бухары.
Родина махсумов
В настоящее время в селе Самаркандек проживают 30 семей таджиков, известных среди местных жителей как «махсумлер» или «махсумы» (махсум, махдум – учитель, наставник, почтительное название духовных лиц). Испокон веков это были люди, которые воспитывали проповедников. Махсумы, как говорят историки, являются потомками богослова Мухаммада Обида ибн Мухаммада Одила Бухорои (Бухарского), мавзолей которого находится в селе Сурх соседнего Исфаринского района Таджикистана.
По словам историка Неки Рауфзода, потомки кланов махсумов, помимо Самаркандека, живут в Баткене, Равате и Джалал-Абаде. Именно таджикские махсумы способствовали изучению канонов ислама проживавшими рядом киргизами.
Бок о бок
До середины 1990-х годов более 500 жителей села Самаркандек работали на таджикской угольной шахте Шураб близ города Исфара. После того, как шахта пришла в упадок, рабочие-киргизы переселились в Самаркандек. От Шураба до Самаркандека – рукой подать. Таджики и киргизы здесь привыкли свободно перемещаться через границу, которая до последних лет была условной, отмечает зампредседателя таджикского джамоата (сельской управы) Чоркух Абдухалил Шарипов:
- Еще 4-5 лет назад в больницах и поликлиниках Баткентского района можно было встретить немало врачей-таджиков, некоторые преподаватели Баткенского университета были родом из таджикского села Ворух. В связи ужесточением правил перехода границы многие из них вернулись на Родину. Однако до сих пор на строительных объектах Баткена можно встретить таджиков. Они занимаются, в основном, отделочными работами, евроремонтом, резьбой по дереву, лепниной.
А киргизов из села Самаркандек можно каждый день встретить на улицах Чоркуха, Шураба и города Исфары. Самаркандекцы привозят своих больных в Центральную районную больницу Исфары. Заведующим отделением реанимации этой больницы, этнический киргиз, является уроженцем таджикского поселка Нурафшон. Жители села Чоркух очень заинтересованы в скорейшем открытии дорог, которые веками соединяли таджикские села с селом Самаркандек Баткенского района. Ведь взаимные поездки и торговля – это то, что способствует сближению наших народов, - заключил Абдухалил Шарипов.
Азиз Рустамов
Международное информационное агентство «Фергана»