Каримов умер, но система продолжает жить
Демонстрация поклонения умершему президенту Исламу Каримову набирает обороты. В узбекском сегменте интернета заслуженные артисты, известные журналисты и патриотически настроенные граждане высказываются за подавление любого рода инакомыслия и готовы буквально «выйти на бой» с оппозицией нынешнему режиму. Журналисты зарубежных изданий, которые находили и писали правду о реальном состоянии здоровья Каримова, в последние дни стали получать сотни ругательств и угроз в свой адрес.
«Хотя Каримов умер, система осталась», - обращаясь к оппозиции, говорит популярная эстрадная певица Юлдуз Усманова, которая с 2015 года находится в Узбекистане под негласным запретом. Узбекский журналист Каримберди Турамурод, несколькими днями ранее критиковавший местную прессу за сокрытие правды о состоянии здоровья умершего президента, пишет, что готов «вырвать сердца» у оппозиции, которая, по его мнению, желает народу только плохое. Видимо, перепугавшись своего недавнего наплыва смелости, этот 60-летний журналист заявляет, что физически крепок, чтобы сразиться с парочкой оппозиционеров.
А эти строки сочинил другой почитатель президента Каримова – Давлад Усманов:
Стервятникам заказан пир,
Ушёл из жизни наш Амир.
Забыть труды его нельзя,
А новый сможет быть таким..?
Напомним, что его отец Рустам Усманов, успешный бизнесмен и создатель первого частного банка в Узбекистане, в свое время посмел оппонировать Каримову. С 1998 года он находится в заключении. В 2012 году его тюремный срок был незаконно продлен.
Синдром Северной Кореи, похоже, крепко укрепился в головах моих соотечественников. Журналист, в стране которого уничтожена свободная пресса, певица, которой запрещено выходить на большую сцену, сын политического заключенного, которого держат в застенках вот уже 17 лет, едины в одном – сохранить существующую систему.
Мне неизвестно, насколько искренни их порывы уничтожить любого рода оппозицию, но могу предположить, что спонтанная волна в защиту Каримова, скорее всего, дирижируется сверху, и значит, новая власть несет ответственность за подогрев уровня агрессии в обществе.
В авторитарных странах всех свободомыслящих и критически рассуждающих людей называют «оппозицией», придавая этому слову исключительно негативное значение. Тогда как жизнь показывает, что страны, где есть политическая оппозиция и свободная пресса – самые стабильные и благополучные.
В Узбекистане отсутствует культура политического диалога, потому что каримовская власть ненавидит дискуссии и споры, на разумные аргументы она умеет отвечать только репрессиями или анонимными пасквилями в интернете. С агрессивно настроенными людьми трудно вести открытый и спокойный диалог, но, воспользовавшись моментом, я хочу обратиться к журналисту Каримберди Турамуроду, который на своей странице в Фэйсбуке собирает армию единомышленников для борьбы с оппозицией.
1. Знаете ли вы о том, что старшая дочь покойного президента Гульнара Каримова в течение многих лет вымогала взятки у иностранных коммуникационных компаний, и в данное время на ее счетах в европейских банках заморожена сумма, равная почти миллиарду долларов США, что составляет 5 процентов от доходной части бюджета страны. Эти деньги она получила в качестве взяток за так называемое «посредничество», а по-простому «крышевание» иностранных предприятий, работавших в Узбекистане. Вы считаете, что президент Каримов не должен нести ответственность за масштабный разгул коррупции в стране?
2. Понимаете ли вы, что свобода слова и свобода прессы – это конституционные права гражданина Узбекистана, и Каримов действовал незаконно и антиконституционно, введя тотальную цензуру на местном телевидении и в газетах?
3. Знаете ли вы о том, что принудительный труд запрещен узбекским законодательством, а многочисленные так называемые «добровольцы-хлопкоробы» выходят собирать хлопок из-за боязни спорить с начальством? Знаете ли вы о том, что международные конвенции запрещают привлекать к общественным работам учителей и медицинский персонал? Как вы думаете, что мешало Каримову изменить систему хлопководства так, чтобы хлопок собирался без принуждения?
4. Знаете ли вы, что так называемые «экономические успехи» в первую очередь связаны с низкими доходами населения в стране? Знаете ли вы, какой прожиточный минимум в Узбекистане? Официально он не определен. Но сравните месячные потребности человека со средней зарплатой и скажите, как можно назвать этот экономический курс успешным?
5. Если народ – все, как один, – доволен своей жизнью, тогда почему интернет сайты с неподцензурной властям информацией блокируются местными провайдерами, а корпункты независимых СМИ не могут получить разрешение на работу? Если народ доволен жизнью, радуется и любит президента (и вероятно продолжит любить любого следующего), отчего у власти такой страх перед свободной прессой?
6. Знаете ли вы о том, что критиковать действующую систему – это право, опять же данное нашей Конституцией. Демократическая оппозиция, с которой вы собираетесь бороться, никогда не была у власти, не воровала денег у собственного народа, в большинстве своем изгнана из страны. Все, что у нее есть – это правдивое слово. Почему вы хотите уничтожить даже это слово?
7. Понимаете ли вы, для чего в нашей стране существует система выездных виз? Ни в одной стране мира, кроме Северной Кореи и Туркмении, граждане не спрашивают разрешения у спецслужб на выезд из страны.
8. Понимаете ли вы, что существующая система прописки, оставшаяся нам в наследство со сталинских времен, делит наших соотечественников на людей первого и второго сорта? Вместо того, чтобы повышать уровень жизни и сделать жизнь в кишлаках более привлекательной, Каримов выбрал легкий способ избавиться от людей в столице – закрыл Ташкент для иногородних.
Список подобных вопросов очень длинный. Их стоило бы адресовать Исламу Абдуганиевичу, но при жизни он закрылся от любого свободного диалога, перестал давать пресс-конференции и не подпускал к себе иностранных журналистов, которые могли бы задавать неудобные вопросы без страха. Каримов предпочитал отправлять своих оппонентов в тюрьму, нежели вести с ними диалог.
Но мы с вами – простые смертные, любящие свою страну, – можем позволить себе эту малость – серьезный и откровенный разговор о реальном состоянии общества. И я приглашаю вас начать такой диалог.
Умида Ниязова, правозащитница, Берлин
(оригинал статьи на узбекском языке опубликован на сайте Eltuz )