«Террористы» по-казахстански: Школьники, слесари и жители Киева
После трагических событий в Актобе, произошедших 5 июня и охарактеризованных властями Казахстана как теракты, в стране стали распространять списки подозреваемых в терроризме граждан. В них безосновательно попало несколько человек, в том числе – одиннадцатиклассник Байнасайской средней школы Мартукского района Актюбинской области Сагынган Сейткали.
«Мне позвонили друзья, сообщили о списке, где я в числе подозреваемых в теракте. Я не поверил, думал, шутка. Затем получил ориентировку с моими данными по Ватсап. Страшно не было, но я начал волноваться, что меня не возьмут на учебу в колледж», - пояснил Сейткали местному изданию «Диапазон».
Список подозреваемых и причастных к терактам 5 июня, в котором значится имя Сейткали, был распространен в интернете, а затем появился в колледже, куда он хочет поступать.
«Некоторые ребята написали мне, чтобы я прекратил с ними отношения. Вычеркнули меня из жизни, многие заблокировали в соцсетях. Я не стал им объяснять, что меня поместили в список по ошибке. Но меня сильно задело это», - рассказал Сагынган со слезами на глазах.
Он живет с матерью в селе Байнасай, отца нет. Директор школы Виктор Мезенец охарактеризовал Сагынгана как ответственного, доброжелательного, трудолюбивого и исполнительного человека. «Как попал в этот список – неизвестно. Сами не можем понять. Никуда не уезжал из поселка. У меня нет сомнений, что это ошибка», - заявил Мезенец.
По словам дяди Сейткали, вечером 12 июня юношу вызвали в акимат (администрацию), где сообщили, что ориентировку якобы прислали из Костанайской области. В списке подозреваемых в терроризме оказалась фотография Сагынгана, которую сделали в прошлом году для получения паспорта.
Сагынган Сейткали. Фото «Диапазон»
«Мы обращались в Мартукский РОВД со всеми документами, писали заявление, затем нам сказали ехать в город, в ДВД (департамент внутренних дел), оттуда нас отправили в ДКНБ (департамент комитета национальной безопасности). Нигде ничего не говорят», - сообщил дядя Сейткали.
По данным «Диапазона», фамилия Сейткали отсутствовала в опубликованных в СМИ списках подозреваемых в причастности к терактам. В КНБ и МВД Казахстана сообщили, что такие списки не рассылали, поэтому подлинность появившихся в соцсетях остается под вопросом.
Почему бы МВД и КНБ не прояснить ситуацию с Сагынганом Сейткали, официально заявив, что он не причастен к терактам и не является подозреваемым в таком страшном преступлении? Пренебрежение и равнодушие к судьбе ребенка может сломать ему жизнь, да и не только ему. Кроме того, необходимо срочно выявить тех, кто составляет «списки террористов», не имея на то полномочий и оснований.
«Никто не извиняется. Могли бы хоть позвонить и успокоить мальчика, что это ошибка, - говорит дядя школьника. - А вдруг на него гражданские нападут? Родственники пострадавших или погибших в теракте, к примеру. Чья-то вдова увидит. Что она сделает в таком случае с парнем, который есть в этой ориентировке, но он свободно передвигается по городу? Нам ничего не надо, лишь бы дали бумажку, что он не виновен».
К сожалению, Сейткали не единственный, кого по ошибке включили в «списки террористов».
Житель села Жагабулак Мугалжарского района Актюбинской области Самат Кожаниязов, работающий в школе слесарем, в день теракта проводил поминки по умершему отцу, а на следующий день знакомые и родственники засыпали его звонками, сообщая о том, что он находится в списке подозреваемых, причастных к теракту в Актобе.
Ориентировка. Фото «Диапазон»
«Как так? У нас сын служит в армии в Кокшетау, он позвонил. Ему друзья по вотсапу выслали список подозреваемых, где фамилия и фотография его отца. Представляете, как это может сказаться на сыне? Теперь еще за него переживаем. Дочка в 10 классе учится, в нее пальцем тыкают. Участковый сказал, что данные мужа вышли по базе в компьютере, но их же надо проверять», - рассказала жена Кожаниязова Гульмиза.
А 9 июня в социальных сетях появился еще один список – убитых и раненых террористов. В нем оказался младший брат Самата Санат Кожаниязов.
«Деверь работает мастером в ЖНГК «СНПС–Актобемунайгаза», – говорит Гульмиза. – Второго июня вернулся с вахты и с тех пор дома. Приводов в полицию у него не было. Намаз не читает, он положительный, есть семья».
Самат Кожаниязов с семьей и братом Санатом. Фото сделано после 9 июня и прислано в редакцию газеты «Диапазон»
Аким Жагабулакского сельского округа Жазыкбай Алданиязов подтвердил, что братья Кожаниязовы в дни теракта были в поселке. Односельчане знают их с хорошей стороны, к криминалу они отношения не имеют. «Мы сейчас разбираемся, как имена людей, не причастных к теракту, могли попасть в список подозреваемых. Об итогах сообщим позже», - пообещал «Диапазону» руководитель пресс-службы ДВД Ардагер Уайдин.
В том же списке, распространенном 9 июня, оказался сын казахстанского оппозиционера, сопредседателя партии «Жусан» Айдоса Садыкова, - Ануар. После возбуждения уголовного дела на супругу, журналистку Наталью Садыкову (Ещанову), Айдос Садыков вместе с ней и детьми последние годы живет в Киеве. На своей странице в Фейсбуке он заявил, что его сын не причастен к терактам: «В списке якобы ликвидированных террористов в Актобе сити под номером 17 стоит имя и полные данные моего сына Ануара. Сын мой давно проживает в другой стране и никакого отношения не имеет ни к политике, ни тем более к террористам. Уверен, что все готовилось в КНБ, и террористов они придумали, и ликвидированных лиц тоже. Кроме того, я считаю, что в данном случае это прямая и явная угроза моей семье со стороны спецслужб Назарбаева».
Список ликвидированных и раненых террористов, в котором оказались Санат Кожаниязов и Ануар Садыков. Фото из соцсетей
А на этом видео о том, что он не является ликвидированным террористом, сообщает еще один фигурант злополучного (и несущего зло) списка:
Таким образом, выясняется, что по чьей-то ошибке или злонамеренности жители Казахстана могут попасть не только в «списки террористов», запущенные неизвестными в соцсетях, но и в официальные. Однако власти Казахстана, похоже, не спешат принести извинения людям, которым они так походя и небрежно портят жизнь.
Возникают и вопросы о качестве расследования преступлений в Актобе, которое ведут казахстанская полиция и спецслужбы. Актобинская история, довольно мутная и неоднозначная, обрастает все новыми слухами и домыслами.
Международное информационное агентство «Фергана»