Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Киргизия: Поставить «Класс!» в «Одноклассниках», подвергнуться пыткам и стать подсудимым

Киргизия: Поставить «Класс!» в «Одноклассниках», подвергнуться пыткам и стать подсудимым

В киргизском Оше проходит судебный процесс по делу 20-летнего Абдулло Нурматова, обвиняемого в хранении экстремистских материалов. Наряду с обвинением в отношении Нурматова Ошский городской суд рассматривает жалобу самого обвиняемого на применение к нему пыток со стороны силовиков.

Напомним, 10 сентября 2015 года сотрудники Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) Киргизии арестовали 20-летнего жителя города Кара-Суу Абдулло Нурматова, который ранее, а точнее – 20 августа, получил предупреждение от милиции за нажатие на кнопку «Класс!» в социальной сети «Одноклассники» (аналог «лайка» в Фейсбуке) под фотографиями осужденного имама Рашода Камалова и религиозного активиста Дильера Джумабаева.

В тот же день (10 сентября) сотрудники ГКНБ провели обыск в доме Абдулло Нурматова, который продлился более трех часов. Силовики обыскали все комнаты дома, но изъяли только флэш-карты. После обыска задержанного Абдулло Нурматова водворили в СИЗО ГКНБ на 48 часов. Позже он был отпущен под домашний арест.


Последствия обыска в доме Нурматовых

В ходе судебного процесса адвокаты в своих ходатайствах заявили, что предоставленные суду информационные материалы, якобы взятые из аккаунта Абдулло в соцсети «Одноклассники», были получены незаконно, так как отсутствует судебная санкция, разрешающая милиционерам их изымать. Адвокаты сослались на статью 29 Конституции Кыргызстана, вторая часть которой гласит, что «каждый имеет право на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных, электронных и иных сообщений. Ограничение этих прав допускается только в соответствии с законом и исключительно на основании судебного акта». Однако, несмотря на неоднократные ходатайства адвокатов, председательствующий судья под предлогом, что он должен сначала изучить предоставленные материалы, отказал защитникам в их ходатайстве.

Адвокаты также заявили суду ходатайство о том, чтобы было предъявлено судебное решение о признании экстремистскими вменяемых Абдулло Нурматову материалов. Защита пояснила, что согласно статье 13 Закона «О противодействии экстремистской деятельности» информационные материалы признаются экстремистским только по решению суда, а в уголовном деле Нурматова такое решение не значится. Но суд и в этом случае отказал адвокатам, мотивируя тем, что, «раз эксперт Госкомиссии по делам религий указал, что материалы имеют отношение к запрещенной партии «Хизб-ут-Тахрир», значит, они являются экстремистским».


Адвокаты Абдулло Нурматова

«Такой вывод вызывает недоумение ещё и потому что в предыдущих судебных процессах адвокаты предъявляли суду официальные письма Центра судебных экспертиз и государственной кадровой службы, которые подтверждали, что Госкомиссия по делам религий не является судебной-экспертной организацией, и у них в штате нет должности эксперта, а также документы, свидетельствующие, что сотрудник Госкомиссии, проводивший религиоведческую экспертизу, по образованию – переводчик с арабского языка, что не позволяет ему, не имеющему специального образования в области религиоведения, проводить религиоведческую экспертизу», - отметил адвокат Хусанбай Салиев.

Адвокаты напомнили, что ранее суд принял решение о необходимости опроса оперативного сотрудника 10-го отдела УВД Оша, который был в числе задержавших Абдулло Нурматова и якобы изымал вменяемые Абдулло материалы. Суд удовлетворил просьбу прокурора выдать судебный приказ о принудительном приводе оперативника.

Как отмечают защитники Нурматова, уголовное преследование Абдулло началось после того, как он пожаловался на пытки – без этой жалобы, возможно, дела об экстремизме и не было бы.

В свою очередь, Абдулло на суде сказал, что он не состоит ни в какой религиозной организации, и его активность в соцсети и «лайки» под фотографиями и постами объясняются тем, что с осужденным Дильером Джумабаевым они соседи, а Рашод Камалов был имамом их мечети. Тем более что информация о судебных делах Камалова и Джумабаева находится в открытом доступе в интернете на сайтах различных информационных онлайн-изданий и соцсетей.


Рашод Камалов и Дильер Джумабаев

«20 августа 2015 года примерно в 18:30 часов вечера ко мне подошли четверо мужчин в гражданской одежде, сказали, что они из милиции, а также, что я попал в объектив камеры видеонаблюдения во время обыска в доме имама Рашода Камалова, поэтому мне нужно пройти в РОВД Кара-Суу в качестве свидетеля. В РОВД они применили силу, потом посадили меня в белую машину с госномером В8822ВА и увезли в УВД города Ош», - рассказал Нурматов «Фергане».

По его словам, в кабинете на втором этаже УВД города Ош сотрудники милиции требовали у него пароль от его аккаунта в «Одноклассниках». «Меня избивали шесть человек, имен не помню, но в лицо узнаю, если их увижу. После избиения меня стало тошнить, началась рвота, заболели глаза, оба уха стали плохо слышать. Во время избиения я терял сознание три раза. Когда приходил в себя, они вновь требовали дать пароль от аккаунта. Кто-то взял мой телефон и сказал, что они свяжутся с людьми, которые находятся в Сирии, и я с ними поговорю. На вопрос, что я буду им говорить, меня избили снова. Мне сунули в руки телефон, стали снимать на видеокамеру. Я не стал говорить по телефону с человеком в Сирии. Меня посадили за стол, на котором стоял компьютер, и была открыта страница соцсети, в этот момент меня тоже снимали на видеокамеру. Потом опять избили. Под их давлением я дал ложные показания», - говорит Абдулло.


Абдулло Нурматов

Этого же дня адвокат Валерьян Вахитов не мог попасть к подзащитному несколько часов. Абдулло отпустили около полуночи. По приезде домой примерно в 00:50 часов молодой человек сразу же обратился в отделение экстренной помощи Карасууйской территориальной больницы. Ему поставили диагноз: закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушиб мягких тканей левой височной области, посттравматический отит.

По фактам воспрепятствования адвокатской деятельности и применения пыток защитники Нурматова сразу же обратились в Ошскую городскую прокуратуру, которая неоднократно отказывала им в возбуждении уголовного дела. Хотя помимо свидетельских показаний факт применения пыток подтверждается заключением №620 судебно-психологической экспертизы от 17 сентября 2015 года, где указано, что после применения к Абдулло Нурматову пыток/насилия у него развилось депрессивное расстройство. Данные психолого-психиатрического обследования согласуются с сообщением пострадавшего об имевшем место насилия в отношении него. Подобное расстройство – ожидаемая реакция на стрессовую ситуацию.


Первая страница заключения судебно-психологической экспертизы Нурматова

Согласно опросу Нурматова, пытки к нему применялись в период времени с 21:00 до 24:00 часов 20 августа 2015 года. А по заключению №172 комиссионной судебно-медицинской экспертизы от 1 декабря 2015 года, у Абдулло Нурматова обнаружены повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы с сотрясением головного мозга, покраснения кожи в области волосистой части головы, груди и живота, ушиба ушной раковины слева…

Следующее заседание суда по делу Нурматова должно состояться 29 апреля. «Фергана» будет следить за развитием событий.

Шохрух Саипов

* * *

От редакции: На волне всеобщей борьбы с экстремизмом, особенно в постсоветских странах, преследования за «лайки» и перепосты в соцсетях и блогах в последние годы стали устойчивым трендом, который, по-видимому, будет набирать обороты и дальше. Подобные случаи уже далеко не единичны в России. Так, 46-летнюю жительницу Екатеринбурга Екатерину Вологженинову осудили по статье «Экстремизм» за то, что она «лайкала» и делилась в соцсети «ВКонтакте» картинками о ситуации востоке Украины, которые, по мнению прокуратуры, разжигают межнациональную рознь. А районный суд Краснодара оштрафовал Юлию Усач на 1,5 тысячи рублей за опубликованные в соцсети «Вконтакте» карикатуры и картинки с изображением фашистской свастики. Следователь открыто обвинил женщину в экстремизме, а на ее возражение, что она перепостила карикатуры Кукрыниксов, ответил, что, «если нужно, и их привлекут к ответственности».

Подобных случаев в российской правоприменительной практике можно обнаружить в интернете десятки. Как отмечает руководитель информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский, правоохранительные органы нашли легкий способ повысить отчетность по выявлению преступлений экстремистского характера – ловить экстремистов в соцсетях, сидя в кресле в своем кабинете. Это намного проще, чем гоняться за реальными преступниками на улице.

Пожалуйста, прокомментируйте данную статью на этой странице.
Теперь появился прецедент и в Кыргызстане. Но здесь ситуацию в глазах правосудия может «отяготить» тот факт, что Нурматов выразил свою симпатию не к каким-то абстрактным экстремистам, а к столь ненавистному правоохранителям имаму Рашоду Камалову, которому было назначено весьма жесткое наказание – 10 лет тюрьмы – за якобы антиконституционные высказывания и призывы к халифату, которые, по мнению правозащитников, не нашли своего подтверждения в ходе судебных слушаний.

Международное информационное агентство «Фергана»