Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Ташкент: Дом Галины Пугаченковой продолжает разрушаться, особняк бизнесмена - расти

Ташкент: Дом Галины Пугаченковой продолжает разрушаться, особняк бизнесмена - расти

Расположенный в Мирабадском районе Ташкента дом, в котором выдающийся археолог и искусствовед Галина Пугаченкова провела свои последние годы жизни и где сейчас проживает её ослепший 75-летний сын Ростислав Сосновский вместе с супругой Еленой Культиасовой, продолжает давать трещины, а с крыши реками потекла ржавая вода. При этом здание рядом, из-за строительства которого и начались проблемы в доме Пугаченковой, уже выросло в гигантский особняк, а власти в ответ на жалобы ограничиваются отписками и пустыми обещаниями.

Напомним, Сосновский и Культиасова на протяжении уже семи лет ведут неравную борьбу за сохранение своего дома. Дело в том, что на месте второй половины общего домостроения, вопреки всем строительным нормам и не получив согласия соседей, бизнесмен из Индии Джайбир Сингх в начале 2009 года решил возвести двухэтажную клинику. Для этого часть общего дома была снесена, так что бывшие внутренние стены дома Пугаченковой стали внешними. Затем вплотную к соседям на участке индуса вырыли трехметровый котлован. В итоге дом знаменитого ученого пошел трещинами.

Летом 2009 года строительство клиники было запрещено, а застройщик-индус приговорен к административному наказанию. Работы были приостановлены. Однако в октябре 2015 года строительство было возобновлено, поскольку, как выяснилось, индусу все же удалось получить разрешение из районного хокимията (администрации). И сегодня на месте котлована уже вырос двухэтажный особняк.


За последние семь лет семья Пугаченковой обращалась с письменными заявлениями во многие инстанции, включая Кабинет министров, Аппарат президента Узбекистана, Генеральную прокуратуру, администрацию Мирабадского района, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора и Управление по земельным ресурсам и государственному кадастру, но всё оказалось без толку: отовсюду приходили весьма размытые ответы, а попросту говоря - отписки.

В частности, в середине декабря прошлого года семья Сосновского получила письмо из Генеральной прокуратуры, состоящее всего из одной фразы: «Ваш запрос передан в Городскую прокуратуру г. Ташкента». Но из Горпрокуратуры вплоть до сегодняшнего дня никакого ответа не так и не поступило.

Несколько ранее Сосновский с супругой получили письмо из Главного управления архитектуры и строительства (ГУАС), в котором говорилось, что разрешение на строительство особняка дано Сингху исключительно на условии согласия сопредельных соседей. Но ГУАС не является контролирующим органом, поэтому никому ничего указывать не может.


Портрет Пугаченковой рядом с трещиной, появившейся как следствие соседнего строительства

В начале декабря Сосновскому и Культиасовой после неоднократных попыток удалось, наконец, попасть на прием к хокиму (главе администрации) Мирабадского района Шарафутдину Кадырову. И он в присутствии руководителя Управления архитектуры и строительства и представителя БТИ Мирабадского района заявил, что особняк Сингха будет возведен не выше одноэтажного дома Пугаченковой.

«Ну и что? Время идет, и мы видим, что особняк уже двухэтажный. И сколько бы я после этого не пыталась вновь попасть на прием к хокиму, мне это не удалось», - констатирует Культиасова. По ее словам, с тех пор все предпринимаемые ею и ее супругом попытки где-нибудь услышать хотя бы что-то вразумительное не приводят ровным счетом ни к чему.

А тем временем, в жилых комнатах дома появились новые трещины и подтеки, а в ванной одна из стен вздулась. В январе текущего года строителями была снесена одна из стен, ранее являвшаяся общей со второй половиной домостроения, и, таким образом, на две недели прихожая с одной из сторон полностью оголилась, пока эту стену не заделали тонкой стеной, отделанной с внутренней стороны гипсокартоном. С внешней стороны ее обещали заделать некоей утепляющей ватой, но это обещание выполнено не было.


Всю прошедшую зиму в жилище Сосновского и Культиасовой гулял ветер, а, ко всему прочему, с потолков и стен в ванной и одной из комнат обильными струями потекла ржавая вода – Елена только и успевала менять ведра. Как выяснилось, строители Сингха проломили крышу, которую позже нанятые Культиасовой рабочие заделали. Как и насколько прочно, пока неизвестно – таяние снега будущей зимой это покажет.

На днях госпожа Культиасова обратилась в Центре по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства при хокимияте Мирабадского района с просьбой показать ей пакет документов, сданных когда-то Сингхом. Бумаги ей посмотреть не дали, но заверили, что разрешение на строительство со стороны Сосновского в нем имеется. Культиасова настойчиво попросила его показать, и буквально два дня назад, 12 апреля, ей был дан ответ, что данное разрешение не найдено...

Итак, строительство частной клиники продолжается, и, похоже, ничто и никто не сможет этому помешать. Хотя, по мнению Сосновского, «большой дом, построенный вплотную к нашему дому, которому более пятидесяти лет, приведет к просадке почвы, и он может просто обрушиться».

Хотя дом Сосновского, кроме того, что в нем последние три года своей жизни провела Пугаченкова, примечателен еще и тем, что здесь находится её мемориальный кабинет, в котором она продолжала работать до последних дней своей жизни. В этом же доме хранится весь почти 400-томный архив Пугаченковой, содержащий неизданные описания множества археологических исследований.

«Высокомерное, презрительное отношение к жителям и полная безнаказанность Сингха вызывает недоумение, - не устает возмущаться Сосновский. - Является ли это следствием того, что он принадлежит к элитной касте, связано ли это с его моральными качествами, а также с тем, что за ним кто-то стоит?..»

Справка «Ферганы»

Галина Анатольевна Пугаченкова (1915 - 2007 гг.) – виднейший искусствовед и исследователь культуры Центральной Азии, академик Академии наук Узбекистана, почетный академик Академии наук Таджикистана, почетный доктор Страсбургского университета, кавалер Государственного Французского ордена Академических пальм. Благодаря ее сенсационным открытиям и 750 научным трудам, переведенным на многие языки, мировая наука узнала об Узбекистане как об одном из древнейших очагов человеческой цивилизации.


Сид Янышев

Международное информационное агентство «Фергана»