Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кыргызстан: Международная правозащитная федерация продолжает бороться за Азимжана Аскарова

Кыргызстан: Международная правозащитная федерация продолжает бороться за Азимжана Аскарова

С 21 по 26 сентября в Бишкеке впервые побывал президент Международной федерации за права человека (FIDH) Карим Лахиджи (Karim Lahidji). До этого, с 2010 года, миссия данной организации уже дважды побывала в Кыргызстане для ознакомления с ситуацией в области прав человека и давала свои рекомендации правительству. Цель нынешнего визита – также ознакомление с ситуацией в области прав человека и посещение пожизненно осужденного правозащитника Азимжана Аскарова.

Международная федерация за права человека (International Federation for Human Rights, сокращенно с французского FIDH), секретариат которой располагается в Париже – движение, состоящее из 178 членских организаций, работающих более чем в ста странах. В своей деятельности федерация опирается на исследования, свидетельства, кампании и правовую работу с целью защиты и соблюдения прав человека. Уже почти 90 лет FIDH борется за соблюдение основных свобод, защиту жертв правонарушений и привлечение к ответственности виновных в нарушениях прав человека. В Кыргызстане членами FIDH являются ОО «Правозащитное движение Бир Дуйно» , Правозащитный центр «Кылым Шамы» и Правовая клиника «Адилет».

Утром 25 сентября Карим Лахиджи и его коллеги-правозащитники провели пресс-конференцию, на которой Лахиджи заявил, что с Азимжаном Аскаровым поступили несправедливо и нужно продолжать бороться за его освобождение. Он назвал Аскарова «великим правозащитником, дело которого уже находится на международном уровне».

«Киргизские власти не могут отрицать, что имело место несправедливое отношение к Аскарову. Его приговор был основан на фальшивых показаниях, которые были основаны на мести и на ненависти. Поэтому когда мы встретились с властями, мы попросили его освободить», - отметил Карим Лахиджи.

Напомним, что 15 июля текущего года Азимжан Аскаров был удостоен награды Госдепартамента США в области защиты прав человека. Данная награда ежегодно присуждается отдельным людям и неправительственным организациям за исключительные достижения и проявленное мужество при защите прав человека и демократии в условиях преследований со стороны властей. Вместо Азимжана премию получил его сын Шерзод.

Однако этот шаг не понравился властям Кыргызстана. По их мнению, решение Госдепа «не соответствует уровню дружественных отношений между Кыргызстаном и США, может нанести ущерб усилиям Правительства по укреплению межэтнического согласия и единства народа в Кыргызской Республике, создает угрозу гражданскому миру и стабильности общества».

На пресс-конференции, прошедшей в пятницу, стало известно, что власти Кыргызстана отказали членам FIDH в посещении Азимжана Аскарова. Не исключено, что решение не пускать правозащитников в тюрьму к пожизненно заключенному также было принято из-за премии Госдепа США. Следует отметить, что ранее представителям международных миссий обычно давали встретиться с Аскаровым, хотя нашему агентству отказывали за последние два года уже несколько раз.

Одним из последних 9 декабря прошлого года навещал Аскарова и обсуждал его дело с киргизскими властями бывший вице-премьер и бывший министр иностранных дел Ирландии Эймон Гилмор. Во время той встречи Аскаров подробно рассказал господину Гилмору о своем деле и состоянии здоровья, которое у правозащитника ухудшается с каждым годом.

В интервью «Фергане» глава «Правозащитного движения Бир Дуйно» Толекан Исмаилова, которые присутствовала на всех встречах Карима Лахиджи с чиновниками, рассказала, что самое большое ее разочарование было именно в том, что им отказали во встрече с Азимжаном Аскаровым.

«Вначале чиновники ссылались на празднование [мусульманского праздника] Орозо-Айта, потом сказали, что не могут организовать встречу из-за усиления безопасности в закрытых учреждениях в связи с выборами и т.д. Карим был здесь пять полных дней, но ему так и не устроили встречу. Наша организация последний раз посещала Аскарова 10 сентября текущего года и во время этой нашей встречи мы в очередной раз напомнили властям, что его состояние здоровья ухудшается. Мы предполагаем, что этот отказ связан с награждением Аскарова премией Госдепа», - отметила Исмаилова.

Правозащитница рассказала, что они встретились с рядом чиновников - вице-премьер-министром Абдырахманом Маматалиевым, заместителем МИД страны Аскаром Бешимовым, заместителем главы министерства юстиции Айбермет Кутуевой, заведующей отделом этнической, религиозной политики и взаимодействия с гражданским обществом Аппарата президента КР Мирой Карыбаевой и заместителем генерального прокурора Людмилой Усмановой.

«Однако у нас сложилось ощущение, что власти до сих пор не готовы следовать рекомендациям FIDH. Это уже третья миссия данной организации, начиная с 2010 года. За пять с лишним лет они провели различные исследования в области прав человека в Кыргызстане и дали десятки рекомендаций. Кроме того, различные Комитеты ООН, на которых отчитывались наши власти за эти годы, дали 664 (!) рекомендации нашей стране. Ни одна из этих рекомендаций не была выполнена. Властям давно пора определиться, идем ли мы по цивилизованному пути развития или встаём в ряд с авторитарными государствами. Мы продолжаем заявлять, что в стране продолжаются пытки, избивают адвокатов и по этим делам нет расследований, что имеют место обыски офисов правозащитников, во время которых спецслужбы изымают документы, в числе которых дела против сотрудников спецслужб КР. Также надо обратить внимание на то, что происходит со СМИ и на другие нарушения в области прав человека. Сейчас мы можем говорить, что ситуация в стране в области прав человека только ухудшается», - заявила Толекан Исмаилова.

Карим Лахиджи
Карим Лахиджи родился в 1940 году в Тегеране. В 1965 году, после изучения права, он становится адвокатом, вступает в коллегию адвокатов Тегерана и берет под свою защиту несколько сот политических заключенных, противников шахского, а затем и исламистского режима перед военными, гражданскими и исламистскими трибуналами. Карим - учредитель Ассоциации иранских юристов, Иранской Ассоциации по защите свобод и прав человека, а также Бюро Иранского комитета защиты политических заключенных, - все три организации были запрещены правительством Ирана в 1981 году.

Будучи под серьезной угрозой в связи со своей деятельностью по защите прав человека, Карим Лахиджи был вынужден принять статус политического беженца во Франции в 1982 году. В 1983 году он возглавил Иранскую лигу по защите прав человека (LDDHI, организация-член FIDH), президентом которой он сейчас является. В 1997 году он был избран вице-президентом Международной Федерации лиг прав человека (FIDH). Карим Лахиджи - лауреат премии Human Rights Watch (1990 год), автор двух монографий и сотни статей и эссе по вопросам юриспруденции и прав человека.

Сам господин Лахиджи тоже считает, что ситуация в Кыргызстане ухудшается. «Мы обеспокоены нынешней ситуацией в Кыргызстане и констатируем, что власти намерены внести в законы такие поправки, которые посягают на права НПО (это Закон об иностранных агентах) и ЛГБТ». По словам правозащитника, «в стране продолжается репрессивная политика, и тот факт, что Азимжан Аскаров остается в заключении, является ярким тому примером». «На протяжении пяти последних лет все комитеты ООН, в рамках которых отчитывался Кыргызстан, составляли доклады с рекомендациями, осуждая арест, пытки и судебное решение в отношении этого правозащитника и просили его освобождения. Однако правительство Кыргызстана не хочет слышать эти рекомендации и освободить Аскарова», - заявил Карим Лахиджи в эксклюзивном интервью «Фергане».

- Как оцениваете то, что вам отказали в посещении Азимжана Аскарова?

- Перед тем, как приехать в Кыргызстан, мы через наши НПО просили визита с Аскаровым. Даже накануне, в предпоследний день нашего пребывания здесь, мы просили разрешения посетить Аскарова лично у вице-премьер-министра Абдырахмана Маматалиева, однако он не дал нам никакого ответа. Это означает, что Аскаров не только находится в тюрьме, но и полностью изолирован. Именно вице-премьер Маматалиев был во главе делегации в Женеве, где Кыргызстан в январе этого года отчитывался о выполнении Универсального периодического обзора. Он также находится во главе совета, который должен рассматривать все 664 рекомендации от всех комитетов ООН, а это означает, что Маматалиев хорошо понимает, о чем идет речь. Однако он так и не дал нам никаких четких ответов относительно беспокоящих нас проблем.

- То есть, со стороны властей не было никакой реакции?

- Да, и это очень плохо. Это такая политика «деревянного языка». Что касается двух спорных законопроектов (об иностранных агентах и ЛГБТ), по ним вице-премьер тоже ничего не сказал. Мол, да, были внесены поправки, но работа по законам еще не завершилась, а мы находимся в предвыборной обстановке, вот выборы пройдут и мы посмотрим, что будет дальше.

В статье «Пятилетие кровавого июня. Зачем давали рекомендации?» мы подробно указали, на каких Комитетах ООН отчитывались власти Кыргызстана и какие рекомендации были даны властям страны. Мы также задавали правительству страны вопрос - когда и кем буду исполняться рекомендации. Однако власти ограничились ответом: «Следовать рекомендациям – дело добровольное».
Дело Аскарова – это политическое дело, и FIDH уже делала заявление, что мы считаем его политически заключённым. Вице-премьер говорит, что это дело зависит от судебной системы и они ничего не могут сделать. Однако мы понимаем, что судебная система в Киргизии находится под влиянием и прессингом правительства, поэтому ситуация совершенно другая, чем они описывают. Как адвокат, я это понимаю, и предлагал ему найти политическое решение по этому политическому делу, однако он ответил, что Аскаров - преступник, по нему принято судебное решение и правительство ничего не может сделать. Даже учитывая то, что адвокат Аскарова отправил ходатайство в ООН и просил пересмотра дела, и оно уже было перенаправлено правительству Киргизии. Если решение по этому делу будет принято не в пользу Аскарова, то что будет делать правительство? Они опять просто будут говорить, что это суд так решил?! То есть, они не признают международные стандарты и нормы? Притом что правительство страны ратифицировало многочисленные конвенции ООН, в том числе, по гражданским и политическим правам…

Мы также встречались с Мирой Карыбаевой, заведующей Отделом этнической, религиозной политики и взаимодействия с гражданским обществом Аппарата президента, которая сказала, что Азимжан Аскаров поддерживал узбекское меньшинство и во время событий 2010 как-бы призывал их к восстанию. Не прямо, но косвенно, по подтексту, она признает, что это политическое дело. Можно сказать, что от правительства исходит две линии: первая, что он преступник, и вторая, что все произошло из-за его политической деятельности. Повторю, она сказала это не прямо, не четко, но таким был подтекст.

Когда мы встречались с заместителем генерального прокурора Людмилой Усмановой, она мне сказала, что после визита в Кыргызстан спецдокладчика ООН по пыткам по поручению генпрокуратуры был создан новый механизм для того, чтобы принимать жалобы по поводу пыток (имеется в виду Национальный центр по предупреждению пыток. - Прим. «Ферганы»). Когда я спросил, было ли открытым следствие по жалобам Аскарова на пытки, ее ответ был, что не сам Аскаров сделал заявление о применении пыток, а его адвокат. Это совершенно несерьезно.

Когда я встречался с Омбудсменом и правозащитниками в Оше, то упомянул о новом национальном механизме, но все участники нашей встречи сказали, что это не независимый механизм и они не могут считать его местом, куда можно обратиться с жалобами по пыткам. Я приведу простой пример: за последние пять лет было очень много жалоб на применение пыток со стороны силовых ведомств, однако ни разу ни один сотрудник этих ведомств не был привлечен к ответственности и ни одно дело не дошло до суда.

- Что вы увидели на юге страны?

- Мы смогли встретиться с десятком жертв, которые рассказали нам о произвольных задержаниях и разного вида издевательствах со стороны милиции и спецслужб. Причиной для этого они назвали то, что якобы они принадлежат к определённой религиозной группе. Также они утверждали, что у них вымогают деньги. Среди них был один человек, который хорошо зарабатывает и сотрудники правоохранительных органов приходили к нему и говорили, что «надо делиться». Когда эти люди жаловались, ничего не выходило. Даже когда дело уже находилось у прокурора, они получали звонки и требования, чтобы они забрали свою жалобу, иначе на них шло дальнейшее давление и доходило до того, что арестовывали членов их семей. Подобные случаи были в Оше и мы слышали, что есть и в Бишкеке.

- Когда будут готовы ваши рекомендации?

- Отмечу, что 25 сентября мы провели пресс-конференцию, на которой было очень мало журналистов. Это показывает, что СМИ в Кыргызстане находятся под контролем. Что касается нашего доклада, то он будет готов до конца этого года на трех языках, в том числе и на русском.

Записала Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»

Статьи по теме: