Узбекистан: Фильм «Страсть Игоря Савицкого» показали в Ташкенте в «закрытом режиме»
В среду, 23 сентября, в представительстве Русского центра науки и культуры («Россотрудничество») в Ташкенте состоялась творческая встреча с московским художником Александром Волковым. А в рамках этой встречи прошла ташкентская премьера документального фильма известного кинорежиссера Али Хамраева «Страсть Игоря Савицкого».
Вход на этот творческий вечер был строго ограничен: попасть на него смогли не более двух десятков представителей ташкентской интеллигенции, да и то по заранее утвержденному списку и при наличии документов, удостоверяющих личность.
С одной стороны, небольшой зал представительства «Россотрудничества» при всем желании не смог бы вместить всех желающих. С другой - фильм «Страсть Игоря Савицкого» еще в начале сентября, когда праздновался 100-летний юбилей основателя Нукусского музея искусств, оказался в Узбекистане под нелегальным запретом.
Подробнее о ситуации вокруг Нукусского Государственного музея искусств читайте в специальной рубрике Музей Савицкого.
В августе, когда в Нукусе продумывалась и утверждалась программа юбилея Савицкого, премьера этого фильма должна была стать одним из главных его мероприятий. Однако в последний момент организацию праздника у руководства прославленного музея «забрала» администрация каракалпакской столицы, и показ фильма в новой программе уже не значился.
Как высказался тогда на этот счет Александр Волков-младший, «все вопросы, поставленные в этом фильме, абсолютно искренние, честные, правдивые, и кому-то эта правда не нужна. В нем рассказывается о […] роли Мариники Маратовны, как директора, в этом деле. Получается, что показ фильма отменен из-за ситуации вокруг ее имени, которую все мы сейчас наблюдаем».
Кадр из фильма «Страсть Игоря Савицкого». Слева - Мариника Бабаназарова, в центре - режиссер фильма Али Хамраев, справа - Александр Волков
Напомним, 21 августа занимавшая на протяжении 31 года пост директора музея имени Савицкого Мариника Бабаназарова была уволена, хотя формально это увольнение произошло после написания ею заявления об уходе по собственному желанию. По словам самой Бабаназаровой, заявление «было написано под давлением и в состоянии нервного стресса». Причиной ее устранения стало анонимное письмо в Министерство культуры и спорта Узбекистана, последовавшая затем проверка фондов музея и якобы выявленная там подмена нескольких картин.
В итоге на празднование юбилея Савицкого половина приглашенных со всего мира гостей не приехала, а торжественная часть вместо музея прошла в нукусском музыкальном театре и, по свидетельству очевидцев, отдавала формализмом и безвкусицей. На вопрос, почему отменен показ фильма Хамраева, никто из администрации города, равно как и местного отделения Академии художеств, ответить не смог.
Вызванная накануне юбилея в Ташкент для допроса в качестве свидетеля по возбужденному делу о махинациях в музее Бабаназарова до сих пор в Нукус не вернулась. А поскольку она является одной из героинь вышеназванного фильма, очевидно, что официальной премьеры этой киноработы в столице Узбекистана ожидать не приходится.
Творческий вечер в «Россотрудничестве» прошел в очень тёплой и доброжелательной атмосфере. Пришедшие на встречу друзья, знакомые и поклонники творчества Волкова-младшего увидели с экрана фотографии его последних работ с комментариями самого художника.
Встреча в Ташкенте
Родившийся в Узбекистане в 1937 году и в 1966 году окончивший художественное строгановское училище (ныне – Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г.Строганова) пейзажист Волков, по его признанию, является последователем «волковской школы живописи». А в академическом определении её направления – импрессионистом.
Александр Волков-младший
Фильм «Страсть Игоря Савицкого» был показан во второй части творческой встречи. В этой работе Али Хамраева на фоне многочисленных воспоминаний о жизни и деятельности великого собирателя русского авангарда есть хроникальные кинокадры с самим Савицким, и, наверное, в фильме это главное.
«Жизнь и смерть Игоря Савицкого - скромного археолога, скромного художника, скромного чиновника и Великого Коллекционера, спасшего от забвения имена и картины сотен художников, преследовавшихся сталинистами, - так определил сюжет своей картины Хамраев. - В этом фильме простой задачей был честный рассказ о человеке, о времени, об искусстве...»
По окончании вечера выяснилось, что запланированная на пятницу 25 сентября подобная встреча с Волковым (без демонстрации фильма о Савицком) в ташкентском Музее Сергея Есенина не состоится. Министерство культуры и спорта Узбекистана ее почему-то не разрешило. Можно лишь предположить: ташкентские власти опасаются, что художник вновь поднимет «нежелательную» тему увольнения Бабаназаровой и будущего Нукусского музея искусств, которое, с точки зрения ряда ташкентских искусствоведов, теперь весьма туманно…
Сид Янышев