День национального единства в Таджикистане: Закрепление ценностей или обесценивание смысла?
В Таджикистане 27 июня отмечается государственный праздник – День национального единства. В этот день 18 лет назад было подписано Общее соглашение о мире и национальном согласии между правительством и Объединенной таджикской оппозицией (ОТО), которое поставило точку в пятилетнем гражданском противостоянии в республике.
Накануне праздника, 26 июня, президент Эмомали Рахмон выступил с длинным поздравительным обращением к гражданам республики, в котором призвал таджикистанцев, особенно молодежь, помнить «те ужасные и трагические дни», чтобы не допустить событий, которые сейчас охватили Ирак, Ливию, Йемен, Египет, Афганистан и другие страны.
«Мы всегда должны быть бдительными, не поддаваться различным интригам и обманам чуждых заинтересованных кругов, объединять людей, еще больше укреплять политическую стабильность. Ибо от негативного влияния последних событий и преобразований, в которых принимают участие представители десяток стран мира, не может быть застрахована ни одна страна, в том числе и наш Таджикистан… Именно поэтому широкая, целенаправленная и постоянная пропаганда вопроса укрепления и усиления национального единства, мира и стабильности в сегодняшнем обществе является жизненной необходимостью», - отметил президент.
По мнению главы Таджикистана, сам факт того, «что ты являешься гражданином Таджикистана», должен быть важнейшим объединяющим фактором и «сыграть действенную роль в формировании мировоззрения каждого человека». Слова «патриотизм», «стабильность» и «национальное единство» прозвучали в обращении Эмомали Рахмона несколько десятков раз. Именно осознание их смысла, по мнению президента Таджикистана, является залогом благополучия и процветания Таджикистана.
Сайид Абдулло Нури и Эмомали Рахмон. Фото 1990-х годов
В то же время, как говорят эксперты, на фоне обострения внутриполитической ситуации в Таджикистане праздник 27 июня несколько растерял свой смысл. Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) 22 июня объявила, что не будет отмечать День национального единства. ПИВТ бойкотировала праздник в знак протеста против давления и преследования, которому подвергаются ее члены во всех регионах республики. «ПИВТ уже лишили праздника единства. Мы не воспринимаем этот мир, где есть оскорбления и преследования одной из подписавших соглашение о мире сторон», - сказал зампредседателя ПИВТ Махмадали Хаит.
Напомним, что в годы гражданской войны ПИВТ составляла костяк ОТО. Именно ее покойный лидер Сайид Абдулло Нури и Рахмон подписали соглашение о перемирии. Стороны пришли к компромиссному решению о том, что в этой войне нет победителей и побежденных, договорились простить друг друга и отказаться от взаимного преследования.
Слева направо: Сайид Абдулло Нури, один из лидеров ОТО Ходжи Акбар Тураджонзода, Борис Ельцин, Евгений Примаков, Эмомали Рахмон после подписания мирного договора в Москве
Но сегодня в таджикском обществе назревает новый конфликт: ПИВТ объявили вредной и опасной партией, вновь стали обвинять в разжигании войны, и зазвучали призывы к ее закрытию. Членов ПИВТ путем шантажа заставляют выходить из партии. Глава исламской партии Мухиддин Кабири несколько месяцев назад покинул Таджикистан и опасается уголовного преследования. Эксперты говорят о кризисе отношений между властью и оппозицией и о необходимости начала нового межтаджикского диалога, который укрепившему свои позиции официальному Душанбе сегодня очевидно уже не нужен. По мнению лидера Социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойирова, к нынешнему политическому кризису в стране привели и ошибки самой оппозиции:
На днях лидер ПИВТ Мухиддин Кабири заявил, что, если власть не пойдет на диалог с ПИВТ, партия будет вновь апеллировать к ООН и странам контактной группы, в первую очередь к России и Ирану, содействовавшим в годы войны межтаджикскому переговорному процессу. Кабири, как и многие эксперты, отмечает, что давление на умеренный политический ислам и, тем более, устранение с политической арены легально действующей исламской партии неизбежно приведет к росту радикально-экстремистских настроений в обществе. Стоит ли таджикской оппозиции рассчитывать на превентивные меры по урегулированию внутриполитической ситуации в Таджикистане со стороны третьих сил – на этот вопрос «Ферганы» отвечает эксперт Центра изучения современного Афганистана, российский политолог Андрей Серенко: