Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Газету «Новый век» закрыли за анекдоты и секс

Узбекистан: Газету «Новый век» закрыли за анекдоты и секс

В Узбекистане стало меньше еще на одно издание: 20 мая Ташкентский городской хозяйственный суд постановил закрыть русскоязычную газету «Новый век», учредителем и главным редактором которой был Валерий (Тиллатура) Ниязматов.

По иронии судьбы, с еженедельником расправились ровно через пять дней после того, как президент Ислам Каримов подписал указ «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития».

Коллеги из официальных изданий традиционно предпочли не реагировать на расправу с газетой, хотя в редакциях было немало разговоров о заказном характере дела. С подробной информацией о причинах отзыва лицензии у «Нового века» поделился лишь независимый ташкентский веб-сайт «Узметроном».

Просто анекдот

Чем же издание, выходившее более двадцати лет, разгневало власть? Выяснилось, что в выпусках «Нового века» чиновники из правительственного агентства печати и информации (УзАПИ) углядели «материалы, противоречащие принципам морально-нравственного воспитания», «бесстыдные и циничные, формирующие неправильное представление об общественно-политической обстановке в стране, возбуждающие у населения панику и тревогу, наносящие вред традиционным ценностям и противоречащие принятым в республике законодательным актам».

Речь, прежде всего, идет об опубликованных в газете анекдотах с «саркастическими намеками» на неверие населения в Узбекистан как в «государство с великим будущим» - самый любимый лозунг каримовского режима.

Вот, к примеру, один из вызвавших негодование истцов анекдотов: «Наша Конституция гарантирует свободу слова, - говорит лектор. - А тому, кто это слово скажет?» Он был опубликован в девятом номере «Нового века» 28 февраля 2013 года. По мнению истцов, этим анекдотом газета побуждает в читателях неверие в свободу слова в стране.

«Здесь поставлены под сомнение права человека в нашей республике, в частности, свобода слова. Подобные материалы могут способствовать зарождению у читателей сомнений в целесообразности проводимых нашим государством масштабных преобразований, способствуют зарождению настроений неверия, могут оказывать отрицательное воздействие на общественное сознание», - заявили истцы.

Еще один анекдот, который чиновники УзАПИ указали как «пробуждающий среди населения чувство неверия в проходящие в республике процессы»: «По многочисленным просьбам населения, в нашем районе открыта служба «Одного окна». Теперь не надо таскаться в префектуру, налоговую, вуз, школу, ГАИ, больницу и прочие учреждения. Взятки во все ведомства стали принимать в одном месте» (№6 за 2013 год).

Обратите внимание: истцы ссылаются на анекдоты, опубликованные два-три года назад. Почему же на них обратили внимание только сегодня? Есть версия, которая будет изложена ниже.

В Узбекистане секса нет!

Кроме «политических» анекдотов газета с тиражом в четыре тысячи экземпляров позволяла себе перепечатывать безнравственные, по мнению узбекских чиновников, тексты. Таковыми считаются те, в которых есть хоть одно слово с корнем «секс».

В частности, истцы указали на перепечатанную с российского сайта lenta.ru заметку «Самые привлекательные женщины-политики» (№3 газеты «Новый век» от 17 января 2013 года), в которой использовано слово «сексуальные». И заявили, что публикации о «безнравственном поведении в личной жизни известных во всем мире личностей, их многочисленных любовницах могут оказать отрицательное воздействие на еще не сформировавшееся сознание молодежи».


Указ президента Узбекистана, опубликованный в газете «Новый век»

Если рассуждать в подобном ключе, то легко догадаться, что, доберись истцы до последних номеров «Нового века», газете запросто можно было инкриминировать пропаганду терроризма – за публикацию «В Бурунди совершен военный переворот».

Узбекский суд: Ничего не слышу, ничего не вижу, делаю, что хочу

Свои обвинения УзАПИ обосновывает законами страны, в частности, законом «Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан» (ст.6, абзац 5), согласно которому «в Республике Узбекистан запрещаются любые действия, приводящие к подрыву нравственных устоев в молодежной среде, в том числе пропагандирующие культ насилия, порнографию и жестокость».

На судебный процесс сотрудников СМИ не пустили, в отличие от представителей посольства США. Как рассказал «Фергане» осведомленный источник, газету защищал высокопрофессиональный юрист, бывший работник прокуратуры: «Он нисколько не сомневался в том, что справедливость восторжествует. Выступал на суде блестяще, задавил экспертов УзАПИ фактами, цитируя Конституцию и законодательные акты. Каково же было его потрясение, когда в финале прозвучал неадекватный судебный вердикт – газету закрыть».

По словам источника, судебное разбирательство, прошедшее на узбекском языке в отсутствие переводчика, сплошь состояло из ляпов и нарушений: «На этом процессе законы вообще отдыхают. Взять хотя бы тот факт, что судебное заседание по административным вопросам проходило в хозяйственном суде, предметом рассмотрения которого, как известно, являются правонарушения исключительно финансово-материального характера».

А самое-то главное: готовившие тематическое заключение на предмет соответствия статей русскоязычного «Нового века» действующему законодательству эксперты и представители УзАПИ - Джасур Хусанов, Марс Мамаюсупов и Уринов, - признались в… незнании русского языка.

То есть, люди, которые перелопатили подшивки русскоязычного издания за несколько лет, выявили «деструктивные» публикации и обосновали их аморальность и недопустимость, не владеют самым главным инструментом, без которого вообще нельзя обойтись в таких кропотливых и требующих работы мозга изысканиях.

Но судей Ташкентского городского хозяйственного суда этот факт не смутил и не стал причиной для отмены разбирательства и закрытия дела. Судья Орипов все претензии ответчика выслушал, но не придал им подобающего значения. Как и прокурор Юлдашев, который поддержал судебный произвол, не поднимая головы.

«Проблема в том, что суды в современном Узбекистане всегда и безоговорочно выполняют заказ, поступивший из вышестоящих инстанций. Есть масса примеров, когда именно судьи придают видимость легитимности откровенному беззаконию», - с этими словами «Узметронома» трудно не согласиться.

Другая версия

По одной из версий, причиной того, что власти решили закрыть «Новый век» именно сегодня, являются не столько анекдоты и секс, сколько проскакивавшая в последнее время то в одном номере, то другом информация, которую им, властям, не хотелось бы делать публичной.

К примеру, в одном из сообщений о дорожно-транспортном происшествии была указана фамилия высокопоставленного сотрудника ГУВД Ташкента, сбежавшего с места преступления после того, как в нетрезвом состоянии сбил пешехода. На суде представитель УзАПИ заявил, что газета не имела права называть должность и фамилию без особого разрешения.

Напомним также, что именно газета «Новый век» первой сообщила о том, что Ислам Каримов не примет участие в торжествах, посвященных 70-летию Победы в Москве, а проведет 9 мая в Узбекистане, - в то время как другие СМИ со ссылкой на источники в российском руководстве утверждали обратное. В итоге Каримов приехал в Москву 8 мая, а 9-го участвовал в мероприятиях в Ташкенте.


«Новый век» первым сообщил важную новость о том, что Ислам Каримов не приедет на 9 Мая в Москву. Газета не ошиблась: он приехал 8-го, а утром 9-го уже снова был в Ташкенте, где присутствовал на мероприятиях, посвященных Дню памяти и почестей

Очевидно, у узбекских властей возникли сомнения в благонадежности издания, и они решили поскорее закупорить источник утечки закрытой, по местным меркам, информации.

* * *

В истории узбекских СМИ немало фактов, когда цензоры государственной структуры прессуют неугодные издания, выискивая грязь под их ногтями, и даже если ничего не найдут, то всегда могут использовать прием «притянуть за уши». Таким образом в разные годы были закрыты русскоязычные издания «Адвокат-Пресс», «Зеркало XXI», «Новости Узбекистана» и ряд других. Их вина состояла в том, что кому-то из начальников УзАПИ или других инстанций пришлись не по нраву сравнительно самостоятельные поступки и действия издателей и журналистов.

…Поздравляя 27 июня 2012 года работников узбекских СМИ с их профессиональным праздником, президент Каримов вопрошал: «Кто должен разоблачать, выводить на «чистую воду»? Безусловно, закон, общественность, соответствующие ведомства. Думаю, не ошибемся, если скажем, что самой действенной силой в этом являются средства массовой информации. Только журналист, обладающий решимостью, твердой волей и острым пером, способен сформировать общественное мнение по отношению к подобным негативным явлениям».

От этих пафосных слов становится горько и противно. Горько оттого, что независимую журналистику в Узбекистане практически вытравили. Противно от мысли, что президент, установивший тоталитаризм, лицемерно требует свободы слова.

Соб. инф.

Международное информационное агентство «Фергана»