Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

К 70-летию Победы: Фронтовая дружба не ржавеет

К 70-летию Победы: Фронтовая дружба не ржавеет

На нашу просьбу присылать рассказы о своих родных и близких – участниках Великой Отечественной войны – уже откликнулись очень многие читатели. Мы обязательно опубликуем каждое такое повествование. Ваши воспоминания для нас очень ценны: все, кто воевал с нацизмом на поле боя или в тылу, достойны того, чтобы их знали поименно. Сегодня о своем дедушке Карры Дурумове и его фронтовом друге Василии Шалине рассказывает Сардор Дурумов, уроженец Узбекистана, ныне проживающий в Санкт-Петербурге. Однополчане бок о бок прошли войну с 1943 по 1945 годы, не раз подставляя друг другу крепкое и надежное товарищеское плечо.

* * *

Уважаемая редакция «Ферганы.Ру»,

прежде всего, хочу поблагодарить вас за публикацию материалов про героев Великой Отечественной войны в преддверии празднования 70-ей годовщины Победы над фашизмом. Спасибо за возможность рассказать о родных, память о которых нам очень дорога.

У меня был любимый дедушка, Карры Дурумов. Он родился в Хорезме в 1915 году, был призван в Красную Армию в 1943-ем, служил командиром взвода в седьмой стрелковой роте третьего батальона 297-го гвардейского стрелкового полка 99-ой гвардейской стрелковой дивизии 37-го гвардейского стрелкового Свирского корпуса 9-ой гвардейской армии (3-й Украинский фронт). Он воевал до 1945 года, был неоднократно ранен, дошел до Венгрии, за что получил несколько наград, и вернулся домой живым.


Мой дедушка Карры Дурумов

В грозные годы войны фронтовые дороги свели в одном подразделении моего дедушку, родом из Хорезма, и Василия Шалина из Оренбуржья. Дед был командиром взвода, лейтенантом гвардии, а Василий Яковлевич – его подчиненным, рядовым. Столкнулись и переплелись две судьбы, две жизни. С первых дней совместной службы они прикипели друг к другу душой. Родилась крепкая фронтовая дружба. Из кромешного ада войны, где смерть косила людей на каждом шагу, они оба вышли живыми. Не раз за годы войны друзья спасали друг друга от смерти.

В одном из тяжелейших боев в ходе Балатонской оборонительной операции, в венгерском городе Секешфехервар на берегу озера Балатон, при освобождении села Моха 18-го марта 1945 года мой дед был тяжело ранен и лежал на поле боя, истекая кровью. Василий Шалин на руках вынес своего командира из-под огня. Сдав раненого санитарам, Шалин вернулся в боевой строй батальона. В тот момент, спасая своего друга, он еще не знал, что одновременно спасает и себя. Останься он на месте – не быть бы ему живым: блиндаж, служивший им укрытием в короткие минуты затишья между боями, был разворочен прямым попаданием снаряда…


Василий Шалин

После войны жизненные пути боевых товарищей надолго разошлись. Мой дед остался в госпитале лечиться от ран. После госпиталя он был уволен в запас по инвалидности. Осколки снаряда попали ему в правую ногу, на всю жизнь сделав его хромым. А Василий Шалин со своим полком пошел дальше, встретил победу в Берлине, а затем до 1949 года охранял рубежи нашей Родины на Дальнем Востоке.

Но память о мужественном командире и прекрасном друге жила в душе Василия Шалина. Он не знал, жив ли мой дед, и что случилось с ним после госпиталя, но был уверен, что командир не погиб, и горячо желал найти боевого товарища. В конце 1970-ых поиски привели его в Узбекистан, где он нашел работу и поселился в городе Сырдарья, что в восточной части республики.

Между тем, дед мой после госпиталя вернулся домой в Хорезмскую область, где продолжил работу учителем русского языка и литературы и до конца своей жизни руководил Советом ветеранов войны. Его деятельность в послевоенные годы – это длинная история, достойная отдельной статьи.

В поисках своего друга Василий Шалин писал многочисленные письма в военкоматы всех областей республики, однако долгое время он получал лишь отрицательные ответы. Но ветеран не сдавался. В течение четырех лет он писал в редакции газет и журналов, отделы поиска участников ВОв, юным следопытам во все концы республики.

И, наконец, поиски дали результат: мой дед откликнулся! Почти потерявший надежду Шалин однажды утром среди газет обнаружил письмо из Хорезмской области, на котором отправителем был указан Карры Дурумов. Как потом рассказывал он сам, с ним чуть инфаркт не случился от радости. Между друзьями завязалась переписка, и в 1978 году в Ханкинском районе Хорезмской области состоялась долгожданная встреча братьев по оружию. Боевые товарищи снова начали общаться. И хотя жили в разных городах, но часто приезжали в гости друг к другу.


Два фронтовых товарища Дурумов и Шалин со своими женами


Дедушка (второй слева) знакомит Василия Шалина (в центре) с другими ветеранами Ханкинского района


Лишь малая часть орденов и медалей украшает грудь ветеранов (дед – крайний справа)

К сожалению, смерть не спрашивает, когда забрать от нас наших близких. И вот однажды в наш дом пришло горестное сообщение о том, что Василий Шалин скончался в возрасте 65-ти лет. Я прекрасно помню тот день… Дед заперся в своей комнате и много часов не выходил из нее. Веселый и общительный по натуре, он был печальным и молчаливым. Будучи маленьким мальчишкой, я тогда не понял, что с ним происходит. Лишь позже я узнал, что он оплакивал боевого товарища, когда-то спасшего ему жизнь. Благодаря Василию Шалину мой дед дожил до 85-ти лет. Он умер в 2000-ом году в окружении своих родных – детей, внуков и правнуков.

Сардор Дурумов

Международное информационное агентство «Фергана»