Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Торговый комплекс «Абу-Сахий» - зона, свободная от налогов?

13.03.2015 15:31 msk, Соб.инф.

Лола Каримова Криминал
Узбекистан: Торговый комплекс «Абу-Сахий» - зона, свободная от налогов?

В торговом комплексе «Абу-Сахий», что расположен в Ташкенте, неподалеку от оптового рынка «Чилонзор савдо комплекси» ( бывший «Ипподром»), созданы идеальные условия для работы без разрешительных документов на право розничной и оптовой торговли. Поэтому и торгует здесь, в основном, безработная молодежь из регионов, которая проживает без прописки в заброшенных складах и времянках тут же, неподалеку.

Здесь создана нелегальная «свободная экономическая зона» для «избранных», где не платятся налоги, при расчетах с покупателями не используют контрольно-кассовые машины (ККМ), а за крупные покупки рассчитываются наличной «зеленью». Безо всяких там чеков-квитанций и не опасаясь наказания за противозаконные валютные операции.

В этом «царстве контрафакта» напрочь отсутствует контроль, там нет привычных для других торговцев «контрольных закупок», которые проводятся налоговиками. Хотя на территории торгового комплекса существует отделение налоговой инспекции - очевидно, полностью «своей».

Чек? У нас так не принято

Любой «неудобный» вопрос, любое недовольство клиентов качеством товара или обслуживания вызывает шквал агрессии. Здесь не церемонятся с теми, кто предъявляет претензии: никто не извиняется, чуть что не так - указывают на дверь.

«В прошлом году в одном из магазинов «Абу-Сахий» я приобрела сыну китайские кроссовки, но лишь дома заметила, что они бракованные, - рассказывает Халима-ая, жительница из Уртачирчикского района Ташкентской области. – Когда покупала обувь, мне даже в голову не пришло потребовать чек, у них это не заведено. На следующий день прихожу, пытаюсь высказать претензии, - так на меня сразу набросились: вчерашнего продавца нет, откуда, мол, им знать, где я на самом деле приобрела эти кроссовки. Столько сил и нервов потратила, столько о себе гадостей выслушала, пока уговорила их хотя бы поменять бракованную обувь на более приличную. А деньги категорически отказались вернуть».

Покупатели знают, что самый больной вопрос в «Абу-Сахий» - требование пробить чек. На возмущенные реплики покупателей и угрозы «пойти пожаловаться» продавцы, в лучшем случае, не реагируют, а в худшем - начинают раздраженно орать. Они точно знают, что жаловаться на них некуда.

Двойные стандарты налоговиков

«Буквально перед женским праздником, пятого марта, я специально приехала в торговый павильон №56 на «Абу-Сахий», чтобы купить краску для картриджа, - рассказывает свою историю ташкентская предпринимательница Елена Агибалова, лишившаяся работы и товара по вине коррумпированных чиновников и налоговиков. - Решила взять краску по 22.000 сумов, но помня о прошлых инцидентах с контрафактной продукцией, попросила торговца отбить кассовый чек, вдруг придется возвращать некачественную вещь. Так, к примеру, уже было летом прошлого года, когда мне с трудом удалось вернуть (подключив местных налоговиков) абсолютно не годный для работы комплект картриджей, за который заплатила 120.000 сумов».

Но сотрудник магазина заученно сообщил Елене о том, что в магазине кассового аппарата нет, сломался, и вообще на «Абу-Сахий» она нигде кассу не найдет. И в довольно грубой форме наотрез отказался продать ей товар, ехидно сообщив, что у него «краска старая и некачественная».

«Мне пришлось снова обратиться в налоговую инспекцию торгового комплекса, пожаловаться на необоснованный отказ продать мне товар и потребовать объяснений по поводу распущенного поведения продавцов, нагло отказывающихся от выдачи кассового чека, однако все бесполезно, - говорит Агибалова. - Позвонила также на телефон доверия Государственного Налогового комитета, даже в налоговое спецуправление, но в итоге выяснилось, что никто из них не в состоянии решить проблему реализации товара на основе кассового чека в «Абу-Сахий». А попробуй любой другой предприниматель хоть раз не пробить чек - его те же налоговики с потрохами съедят!»

Инспектор ГНИ (отделения налоговой инспекции) «Абу-Сахий» А.Тураев удивил Агибалову заявлением о том, что он, оказывается, «не вправе вмешиваться в деятельность магазина №56». «Мы не канцелярия, чтобы принимать заявления от недовольных покупателей, если вам продавец отказывается продать товар - это его право», - резюмировал он спокойно.

Ссылаясь на отсутствие на сей счет приказа начальника Управления по контролю над деятельностью рынков и торговых комплексов города Ташкента Р.Раимова, ответственные за торговый порядок сотрудники ГНИ отказались даже потребовать объяснительную от продавца, не посчитали нужным проверить его документы на право торговли, составить акт об отсутствии в торговом помещении контрольно-кассового аппарата.

«Ввиду конфликтной ситуации мне пришлось обратиться за помощью к сотрудникам службы безопасности торгового комплекса «Абу-Сахий», чтобы заставить отпустить мне эту краску, - продолжает Елена Агибалова. - Я настояла, чтобы мне выдали бумагу, подтверждающую покупку. И мне дали.. от руки заполненную накладную, которая якобы заменяла «законный чек», причем на этом рукописном «чеке» стояла печать магазина электроники «Самсунг».

Теория и практика «защиты»

Беседуя с предпринимателями, занятыми в торговле и не имеющими «крыши», часто приходится выслушивать десятки душераздирающих историй о «наездах» на их бизнес со стороны налоговых органов. Поэтому так цинично звучат заявления государственных органов о якобы проводимой «в рамках Конституции» деятельности, направленной на защиту ущемленных прав граждан, в том числе субъектов малого и среднего бизнеса.

К примеру, узбекский новостной ресурс Kun.uz, со ссылкой на статданные Единого портала государственных услуг my.gov.uz, сообщает, что, начиная с июля месяца 2013 года по настоящее время, интерактивной госслужбой было рассмотрено (разумеется, положительно!) свыше 150.000 электронных жалоб и заявлений, а также более 10.000 «живых» обращений по телефону доверия.

Однако при личных встречах с участниками сетевой переписки с властью, не раз и не два обращавшимися на госпортал по поводу чиновничьего произвола, выясняется, что вместо реальной помощи они годами получают банальные бюрократические отписки.

Это могут подтвердить и такие уже известные предприниматели, как Елена Агибалова, Динара Латыпова, Ахмед Мадюнусов, о мытарствах которых писала «Фергана», и многие-многие другие, на себе познавшие бесполезность хождений по высоким инстанциям.

Примечательно, что в докладе кандидата в президенты от Либерально-демократической партии Узбекистана Ислама Каримова (действующего президента Узбекистана, правящего республикой уже 25 лет - ред.) особо подчеркивается, что одним из основных направлений его предвыборной платформы «является борьба с ущемлением прав и интересов предпринимателей со стороны чиновников».

Не иначе как лукавит Ислам Абдуганиевич, если наивно полагает, что «здесь первостепенное значение имеет повышение роли судебных органов в защите законных прав и интересов частных собственников, усиление ответственности должностных лиц государственных, правоохранительных и контролирующих органов за незаконное вмешательство в хозяйственную и финансовую деятельность субъектов предпринимательства».

А что мешало гаранту Конституции наводить порядок в этой сфере за четверть века своего правления, если все эти годы он упорно «не замечал» (или не хотел замечать) судебно-правового и чиновничьего беспредела под своим носом? Или как в истории с неподключенным интернетом у президента - «некому» было указать на конкретные факты беззакония?..

Своим – все, чужим – закон?..

По утверждениям независимых СМИ, частная торговая империя «Абу-Сахий», приносящая многомиллиардные доходы, принадлежит бизнесмену Тимуру Тилляеву, мужу младшей дочери узбекского президента Лолы Каримовой-Тилляевой.

Данный объект торговли, как и многомощные торговые площадки «Бек-Барака», «Посудный базар», «Солнечный» и ряд прочих, которыми владеют «избранные» представители узбекской элиты, географически относится к Зангиатинскому району Ташобласти. Это означает, что, ведя колоссальную оптовую торговлю (имея патенты на розничную продажу), сотрудники перечисленных комплексов включены в реестр плательщиков фиксированного налога в размере… трех минимальных окладов, в то время как столичным предпринимателям вменяются налоговые выплаты в объеме десяти «минималок» в месяц.

«Если в этих комплексах даже не имеют понятия о цивилизованной торговле, если там элементарно отсутствуют кассовые машины (что автоматически исключает использование фискальными органами «контрольных закупок»), дорогостоящие товары отпускаются за наличные доллары, - значит, это кому-то нужно, - говорят предприниматели корреспонденту «Ферганы». – Об этом прекрасно осведомлены и налоговики, и другие контролеры. Но их основная задача - не наведение налогового порядка в этой искусственно созданной «свободной экономической зоне», а охрана интересов владельцев. И про закон они вспоминают лишь, когда нужно «топить» конкурентов или неугодных и принципиальных».

Соб.инф.

Международное информационное агентство «Фергана»