Казахстан: Юрский парк и святые места
На фото – Зерип-сланды и остатки средневековой мечети
Южно-Казахстанская область - одна из самых маленьких в Казахстане по площади: всего 118 тысяч квадратных километров, чуть больше Болгарии, и при этом она - самая густонаселенная в республике. Но есть целые районы, словно самой природой отрезанные от «большой земли». Здесь своя размеренная жизнь и свои достопримечательности, порой уникальные. Один из таких районов - Внутренний Каратау, расположенный в ста километрах к северу от Шымкента.
Перевал на автотрассе не высок, и километра над уровнем моря не будет. Но какая величественная панорама! По всему окоёму до горизонта - невысокие горы со скальными выходами. Сейчас они желтые, и потому особенно ярко выделяются зеленые пятна аулов вдоль саев (нерукотворных каналов), по которым протекают речки Кошкарата, Бала-Бугунь и Улькен-Бугунь. Внизу находится палеонтологический участок Аксу-Джабаглинского заповедника и возведены мавзолеи в честь легендарных предков Старшего жуза казахов.
«Юрское озеро»
Байдибекский район. Широкая долина реки Кошкарата. На одном берегу аул, напротив на пологом травянистом склоне разбросано несколько небольших рощ. В одной из них и скрывается наше «юрское озеро».
Джип преодолевает подъем на склон без труда. Сколько раз приезжал в эти места и никогда не видел ни одной охранной таблички, как, впрочем, и живущего в ауле егеря. Теперь табличка появилась, что весьма отрадно, хотя и сделана она с нарушением закона о языках: слева надпись, как и положено, на казахском, а вот справа не на русском, а почему-то на английском языке.
Входим в рощу, которая существует здесь благодаря бьющему прямо из склона ущелья небольшому роднику. Тишина, покой, густые заросли. А вот и «книга времени» - тончайшие слои ила отложились здесь в устье реки, протекавшей от 120 до 150 млн лет назад, в позднеюрский период. В эти слои попадали растения, рыбы, мелкие животные. Так появилось уникальное «месторождение» окаменелостей. Ученые называют эти отложения «бумажными» или «рыбными» сланцами.
Юрские сланцы
Обратимся к научной работе биолога Г.Шакулы: «Кроме рыб шести видов, здесь найдены отпечатки более 60 видов растений, в том числе… хвойных, папортниковых, хвощей, гинкговых. Много отпечатков моллюсков, насекомых, ракообразных, а также нескольких черепах, небольшого крокодила, ящерицы и некрупных летающих ящеров с хорошо сохранившимися перепончатыми крыльями и волосяным покровом. Исключительный интерес представляет находка здесь костей некрупного динозавра. Насекомых же обнаружено более 1200 видов, относящихся к 19 отрядам. К настоящему времени в мире нигде нет более богатого и интересного месторождения остатков энтомофауны».
В одно из посещений этого места мне попалась окаменелость крупного шмеля, в другой раз - мелкой рыбки. Увы, в нынешний приезд нам не повезло, но отпечаток листьев древнего папоротника все же нашли.
Отпечаток растения
Подобных «юрских озер» на планете известно всего восемь. В американских музеях природы совсем недорого продают такие же окаменелости из канадского озера. То есть, заповедник активно изучается да еще и доход приносит… На нашем озере после развала СССРеще не побывала, кажется, ни одна научная экспедиция. А для искателей древностей здесь раздолье.
Зерип Сланды
Местные села, где сейчас живут исключительно казахи, были основаны в конце XIX века русскими переселенцами. А когда-то здешние невысокие горы с удобными пастбищами заселяли номады (кочевники).
Переваливаем через невысокий водораздел речек Кошкарата и Бала-Бугуни и едем вверх по долине последней. В трех километрах от села Байдибек на левой надпойменной террасе реки не так давно была открыта монументальная постройка из прекрасного жженого кирпича, что в наших краях редкость, поскольку такое строительство обходилось достаточно дорого. Зовется это место Кос Ана или Зерип-сланды.
В 90-е годы прошлого века нашелся спонсор на возведение нового мавзолея легендарного Байдибека (о нем ниже). И тогда известный шымкентский архитектор Габит Садырбаев сообщил археологам, что нашел тут остатки неизвестной постройки. Тот же спонсор выделил деньги на раскопки, которые возглавил Александр Грищенко.
Согласно народным преданиям, здесь были погребены дочь Байдибека и его зять - Зерип-сланды.
Раскопки были произведены в 2001 году, автор этих строк тоже принимал в них участие. Копать было одно удовольствие, четкая кирпичная кладка стен прекрасно сохранилась. Но что это за здание, расположенное вдали от крупных городских центров? Вот, что написал в своем отчете Александр Грищенко:
«В строительных конструкциях был использован плиточный (25х25х5 см или 25х25х6 см) жженый кирпич, употребление которого в качестве строительного материала в Средней Азии началось с Х века. Прямоугольный в плане объем постройки вписан в такой же периметр ограждающих ее стен, фланкированных по углам трехчетвертными башнями до 1,6 метра в диаметре. Размер прямоугольника ограждающих стен с трехчетверными башнями 22,31 хI8,8 метра.
Зерип-сланды и остатки средневековой мечети
В целом, план пяти помещений, расположенных на осях постройки и сообщающихся между собой через арочные проходы, композиционно образует фигуру креста. Зафиксированы остатки прямоугольного очага размером 1,1х0,6 метра, фрагменты керамических сосудов середины ХII - начала ХIII веков и кости домашних животных: овцы и коровы.
Прямые аналогии элементам конструкций, а также объемному и пространственному планировочному решению, раскопанной археологами постройки, отмечены в большом количестве сообщений о ранних постройках, выявленных и изученных исследователями памятников градостроительства и архитектуры юга Казахстана.
Постройка, несомненно, выполняла функции мусульманской мечети и являлась либо рибатом мусульман, либо ханакой суфийского братства или ордена, известий о котором до нас не дошло. Автор склоняется к мнению о принадлежности исследованных остатков памятника архитектуры к характерным постройкам обителей дервишских общин, называемых ханаками, на основании одинаковой ориентации этой постройки с ханакой Ахмеда Ясави».
Вот так незадолго до нашествия монголов кто-то построил в безлюдных горах монументальное здание. Особо отметим, что постройка обошлась недешево – прекрасного качества жженый кирпич был дорог.
Во время проведения раскопок метрах в тридцати от здания мне повезло наткнуться на одинокий камень с тамгой (родовой фамильный знак), затерявшийся в траве. Возможно, он обозначает чью-то могилу. За минувшие годы найти аналогию этой тамге так и не удалось.
Тот самый камень с тамгой
Сейчас вокруг древней постройки сооружена декоративная стена, получилось очень красиво. Достойный туристический объект.
К нам подошла благообразная бабушка, которая представилась шыракши (хранитель духа) этого места. Спросили ее о камне. Она отвела нас к нему и прочитала молитву. Видно, что камень этот, еще недавно никому не ведомый, является ныне объектом поклонения. На душе стало легко и как-то очень спокойно. Едем дальше.
Обитель Байдибека
Несколько километров пути и мы - в ауле Байдибек, где летом 1999 года были открыты мавзолеи «Байдибек-ата» и «Бес-ана». В строительстве этих величественных сооружений были использованы ташкентский желтый кирпич, белый мрамор и красный гранит. Строили мастера из Самарканда, Ташкента, Сайрама, Шымкента. К мавзолеям ежедневно приезжают паломники. Вот и при нас подкатили два микроавтобуса с алма-атинскими номерами. Люди с благоговением побрели вверх по ступеням. Кто же такой Байдибек-ата и кем были пять Великих матерей?
Сразу заметим, что ни в каких исторических источниках эти люди не упоминаются. Их почитают сугубо на основе легенд. Если посмотреть шире и взять условно три поколения за век, то получится, что Байдибек жил во времена либо Карлукского каганата, либо государства Караханидов.
Именно в ту пору формируются племена, которые через несколько столетий вошли в состав казахского Старшего жуза. Считается, что Великие матери - жены Байдибека и прародительницы отдельных племен.
Мавзолей Байдибека и пяти Великих матерей
Вот, что пишут о Байдибеке современные фольклористы: «Байдибек Карашаулы (даты рождения и смерти неизвестны) жил в XI-XII веках в окрестностях Восточного Каратау. Байдибек является предком племен Албан, Суан, Дулат, Сарыуйсун, Шапырашты, Ысты, Ошакты, образующих древнее родовое объединение Уйсун. В свое время он объединил кочевые племена, поднял на защиту земли и народа от вражеских нашествий. Он является крупной исторической личностью, мудрым полководцем. От старшей жены Байдибека Сары родился Сарыуйсун, от второй жены Зерип – Жалманбет, его сыновьями были Шапырашты, Ошакты, Ысты. Самая крупная ветвь династии Байдибека – потомство младшей жены Нурилы, известной в этих краях под именем «Домалак ене» (по другим источникам она известна и как Бибимария или Бибиажар). От единственного ее сына Жарыкшака происходят дети Албан, Суан, Дулат».
На разных интернет-сайтах удалось насчитать как минимум шесть датировок жизни этого легендарного человека - от седьмого века нашей эры до времен Тамерлана. Недавно появился сайт с указанием конкретных дат его рождения и смерти и того, что они с Тамерланом были друзьями. Любопытно, что на возведенном в Шымкенте огромном памятнике Байдибеку вообще нет никаких дат.
Мавзолей Байдибека и пяти Великих матерей
Но факт остается фактом: примерно треть всех казахов считает себя потомками Байдибека и к его мавзолею не зарастает народная тропа. Кстати, недавно в ходе осуществления большого проекта по изучению генофонда казахов выяснилось, что упомянутые в легендах племена действительно имели общего предка.
Ясень согдийский и маринка
Хребет Каратау протянулся на 470 километров с юго-востока на северо-запад. Горы невысоки, но очень живописны и многообразны. Мир Каратау - это мир родников и уникальной флоры и фауны, особенно здесь - в центральной части хребта, которая выделяется в особую орографическую область «горы Боролдай-тау».
Вдоль берегов здешних речек, которых на своем пути мы проехали массу, растут большие красивые деревья с темно-зеленой листвой. В ущельях соседнего хребта Каржантау их не встретишь, что поневоле обращает на себя внимание.
«Что это за дерево?» - спрашивают мои спутники. Я мучительно пытаюсь вспомнить, ведь точно кто-то о нем рассказывал. И вспоминаю. «Это ясень согдийский. Дерево реликтовое».
Уже вернувшись домой и порывшись в литературе, я нашел подтверждение своим словам. Ботаники указывают, что ясень согдийский - «редчайший представитель растительности земного шара, переживший эпоху оледенения». Он находится под угрозой исчезновения и занесен в «Красную книгу» вместе с каратауским архаром.
А вот еще один любопытный момент. «Из-за того, что крона у ясеня поднята высоко над землей, а листья - длинные, заостренные, - сидят на ветках редко, в просветы между ними легко проникают солнечные лучи. Поэтому вся листва ясеня кажется наполненной светом, и эта прозрачность вместе с гладкой светло-серой корой рождает ощущение сияния, ясности. Отсюда и истоки слова «ясень» - оно не только в русском, но и в других славянских языках звучит почти так же».
Своего расцвета ясень достигает к 30-40 годам. Его мощные и густые корни укрепляют и защищают почву. В Алма-атинской области лес согдийского ясеня, растущий вдоль реки Чарын, где многим деревьям уже больше 300 лет, объявлен памятником природы.
Ущелье реки Улькен-Бугунь, заросшее ясенем согдийским
Узкая, местами буквально вырубленная в скалах дорога идет вдоль верховьев речки Улькен-Бугунь. С двух сторон - отвесные скалы, испещренные недоступными пещерами и гротами. Воды совсем мало, но в небольших заводях можно увидеть стайки рыб. Это маринка - один из самых распространенных видов рыбы в наших горных реках и ручьях.
Маринка практически всеядна, в ее рацион входят водные беспозвоночные (личинки ручейников, паденок, жуки, черви), воздушные насекомые, молодые лягушки и мелкие виды рыб. Большую роль в ее питании играет водная растительность. У маринки три ряда зубов, в длину она может достигать одного метра и весить до 12 килограммов. Но это в больших реках, а здесь она мелкая и крепенькая. Есть несколько видов маринок: илийская, щуковидная обыкновенная, балхашская. Южный Казахстан считается северной границей ареала ее распространения, а на юге эту рыбу можно встретить в реке Инд.
Алексей Гончаров. Фото автора