Узбекистан: Всё для безопасности человека. Одного человека
Неожиданным следствием рекламного фильма о красотах Узбекистана, заказанного главой НАЭСМИ (Национальная Ассоциация электронных СМИ) Фирдавсом Абдухаликовым и продемонстрированного 17 октября телеканалом «Россия 1», стал спешный запрет на ввоз и использование в стране беспилотных летательных аппаратов, в том числе квадрокоптеров.
И хотя официально причинами названы «обеспечение безопасности полетов воздушных судов и предотвращение несанкционированного использования воздушного пространства», всем, кого бы мы ни спросили, кажется: запрет введен для обеспечения безопасности одного-единственного человека - президента Ислама Каримова. Потому что это вполне отвечает сложившейся в Узбекистане тенденции.
Потому что нельзя
В 40-минутном фильме «Узбекистан. Жемчужина песков», поразившем всех великолепной операторской работой и, по сути, представляющем собой большой рекламный ролик, как раз и использовался квадрокоптер – небольшой радиоуправляемый аппарат с четырьмя несущими винтами, осуществлявший панорамные съемки с воздуха.
Существует огромное количество видов беспилотников-квадрокоптеров, приспособленных для съемки объектов с воздуха. Это - один из них
Фильм привлек к себе всеобщее внимание и вызвал массу восторгов и восхищений работой съемочной группы.
Реакция властей не замедлила себя ждать. Через месяц после премьеры, 26 ноября, вышло правительственное постановление «О мерах по предупреждению несанкционированного использования беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Республики Узбекистан», согласно которому с 1 января 2015 года вводится запрет на ввоз, реализацию и использование беспилотных летательных аппаратов.
В постановлении утверждалось, что это делается «в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов и предотвращения несанкционированного использования воздушного пространства страны».
Государственному таможенному комитету, Государственному налоговому комитету, комитету по охране государственной границы Службы национальной безопасности и Министерству внутренних дел было поручено «принять необходимые меры по выявлению и пресечению фактов незаконного ввоза, реализации и использования беспилотных летательных аппаратов, а также привлечению виновных лиц к ответственности».
Квадрокоптер испугал президента
Таким образом, на панорамных съемках с квадрокоптеров и других аппаратов в Узбекистане отныне можно ставить большой жирный крест. Во всяком случае, это относится к съемкам, не разрешенным действующей властью. А разрешения она давать, как известно, не любит.
Следует отметить, что безопасность Каримова в Узбекистане поставлена на главное место: того, что творится в Ташкенте ради ее обеспечения, не происходит ни в одной стране постсоветского пространства, за исключением, возможно, соседнего Туркменистана.
Через весь Ташкент проложена своеобразная «выделенная линия» - маршрут, по которому каримовский кортеж ежедневно на скорости проносится из его загородной резиденции в городскую, а потом назад. Раньше это были обычные улицы узбекской столицы, но не теперь.
На протяжении километров вдоль них одноэтажные махалли (кварталы) наглухо закрыты длинными бетонными и металлическими стенами, выходящие на «президентскую трассу» небольшие переулки перегорожены бетонными блоками, десяток ведущих к ней некогда больших и оживленных автодорог вообще закопаны, а на их месте высажены деревья.
Снесена даже большая часть моста, по которому поток городского транспорта направлялся из густонаселенного «спального» района Куйлюк в центр Ташкента, а там, где ранее пролегала дорога, построили «элитные» кирпичные многоэтажки.
На одной из центральных улиц Ташкента, которая когда-то называлась проспектом Космонавтов, а сейчас переименована в улицу Афросиёб, было построено множество офисов – двух и трехэтажных зданий с зеркальными окнами – видимо, её было задумано превратить в главную деловую улицу столицы, а значит, и всей страны.
Но поскольку по проспекту два раза в день проезжает сам президент Каримов, то большинство офисов не работает: двери плотно закрыты, нет подъездной дорожки, попасть в здание можно только через «черный вход».
Это, разумеется, далеко не всё. Вдоль всей многокилометровой траектории президентского маршрута были снесены все уличные кафе и большинство магазинов, заварены канализационные люки. Заодно правительство законодательно запретило в центре Ташкента езду на мотоциклах (а вдруг проскочат сквозь кольцо оцепления).
Улица Матбуотчилар (бывшая Ленинградская) раньше была проезжей. В 2010 году ее сделали зеленой зоной. Фото © «Фергана.Ру» (2010 г.).
По ходу следования кортежа выстраиваются сотни милиционеров, подозрительно осматривающих прохожих и все время переговаривающихся по рациям. Повсюду маячат агенты с автоматами в характерных чехлах – в Ташкенте их называют «теннисистами» или «музыкантами». Полностью прекращается все движение транспорта и люди в замерших автомобилях и автобусах молча ждут, пока не появится и не промчится мимо каримовский кортеж.
Все эти охранные меры – всего лишь одно из проявлений общей параноидальной атмосферы, воцарившейся в Узбекистане. Среди других ее признаков – плакаты в ташкентском метро, призывающие к бдительности и заменившие собой рекламу, запрет на допуск в аэропорты встречающих и провожающих, сложности со съемкой на улицах...
Джек Смит (г. Ташкент)