Отчет правозащитников: Защита фундаментальных прав в Казахстане, Таджикистане и Туркменистане
Ситуация с соблюдением прав человека в странах Центральной Азии оставляет желать лучшего, и постоянные читатели «Ферганы.Ру» это хорошо знают. Власти стран региона регулярно дают поводы обличить себя в нарушении собственных законов: применении цензуры, преследовании инакомыслящих и представителей различных меньшинств и так далее. Конечно же, они замалчивают все свои нарушения, но благодаря правозащитникам о них становится известно всему миру.
На днях три правозащитные организации - Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ), таджикистанский общественный фонд «Нота Бене» и Туркменская инициатива по правам человека (ТИПЧ, в изгнании, базируется в Австрии) – при содействии «Международного партнерства по правам человека» (Бельгия) совместными усилиями подготовили и 22 октября обнародовали отчет (тут – английская версия) «Защита фундаментальных прав человека в Казахстане, Таджикистане и Туркменистане». Документ охватывает период с начала июля по начало октября 2014 года (третий квартал), во время работы над ним правозащитники общались, по возможности, с участниками изложенных в нем событий, наблюдали за действиями властей, в том числе во время судебных заседаний, собирали материал по СМИ и социальным сетям. Предлагаем читателям «Ферганы.Ру» ознакомиться с выдержками из этого отчета.
КАЗАХСТАН
Оппозиционные СМИ и журналисты продолжают подвергаться давлению и преследованиям. К примеру, оппозиционный видео-портал «16/12», который власти пытаются ликвидировать. 16 июля глава видео-портала Мурат Тунгишбаев сообщил, что в штаб-квартире, находящейся в Москве, сотрудники ФСБ России провели обыск и изъяли жесткие диски со студийных и вещательных серверов, рабочих компьютеров и ноутбуков сотрудников. Этому предшествовал обыск редакции канала в Астане - в июне 2014, когда было конфисковано все оборудование. Несколько действующих и бывших сотрудников портала подверглись задержаниям и допросам. В частности, 7 июля корреспондент видео-портала Андрей Цуканов был задержан во время съемок разгона несанкционированного протеста в Алматые. В тот же день суд вынес решение о его аресте на 15 суток за неповиновение законному требованию сотрудника полиции. Пока А.Цуканов отбывал наказание, в отношении него началась доследственная проверка по обвинению в клевете в связи с размещением видео-порталом «16/12» роликом «Балхаш: Убийство по заказу». В начале сентября стало известно, что в возбуждении уголовного дела было отказано. 14 августа Цуканов снова был задержан, когда он снимал мирную акцию протеста на видеокамеру. Он был признан участником акции, несмотря на то, полиция не смогла предоставить доказательств его участия, и оштрафован на 18 МРП (приблизительно 140 евро). 24 сентября городской суд Алматы отменил предыдущее решение.
В Казахстане отмечены новые случаи блокировки интернет-сайтов. Так, 28 августа был заблокирован доступ к материалу на сайте «Азаттык» (казахской службы Радио Свободы) и всему сайту российского информационного агентства «Фергана.Ру». Это произошло после того, как оба ресурса рассказали об инциденте на юге Казахстана: 27 августа группа молодых людей из казахского села Мадани устроила погром в соседнем селе Карамурт, населенном преимущественно узбеками. Также с августа заблокирован сайт центральноазиатской новостной службы CA-news. Представители сайта сообщают, что они разослали всем казахским провайдерам официальные запросы о причине блокировки, но никакого ответа не получили.
Следующий инцидент вызывает опасения проявления цензуры в отношении событий в Украине: 30 сентября стало известно о снятии с эфира фильма «Майдан глазами казахского журналиста», который планировался к показу 1 октября в эфире частного казахстанского телеканала «Тан». Об этом на своей странице в социальной сети Facebook написал автор фильма журналист Касым Аманжол. Президент телеканала «Тан» Жулдыз Каден от комментариев отказалась, учредитель телеканала «Тан» Арманжан Байтасов ранее в интервью веб-сайту 365info.kz сообщил, что в адрес журналиста, съездившего в Украину и снявшего там фильм, поступают угрозы.
Далее – о преследовании правозащитников и адвокатов. 2 июля адвоката Зинаиду Мухортову, которая с 1995 года занимается адвокатской и правозащитной деятельностью, принудительно доставили в психиатрический диспансер в городе Балхаше, куда она приехала на несколько дней из Алматыы. Дочь Мухортовой сообщила, что утром к ним в квартиру постучались шестеро мужчин, которые представились работниками энергетической компании. Они забрали З.Мухортову, при этом ударили по голове 14-летнего внука и отшвырнули в сторону пятилетнюю внучку. О местонахождении Мухортовой ее сестра узнала только в прокуратуре, куда пришла подать жалобу на задержание и жестокое обращение. Мухортову уже несколько раз с 2009 года отправляли на принудительное лечение в психиатрическую клинику, например, после того, как она направила обращение президенту в связи с противоправными действиями местного депутата от партии «Нур Отан». Сейчас Мухортова все еще находится в психиатрическом диспансере.
29 июля городской суд Актау отказал заключенной защитнице прав нефтяников Жанаозена Розе Тулетаевой в удовлетворении ходатайства о переводе на условно-досрочное освобождение. Судья мотивировал это тем, что в 2012 и 2013 году она нарушала режим содержания. 18 сентября была отклонена и апелляция. В настоящее время Тулетаева находится в колонии-поселении в городе Атырау, где отбывает пятилетний тюремный срок, который был вынесен по обвинению в организации «массовых беспорядков» после несправедливого судебного разбирательства и следствия, сопровождавшегося применением к ней пыток.
Следующий случай демонстрирует пример нетерпимости в отношении представителей ЛГБТ-сообщества. В конце августа 2014 года в социальных сетях появился постер, на котором были изображены целующиеся русский писатель Пушкин и казахский композитор Курмангазы. Этот постер вызвал шквал негативной реакции. Выяснилось, что его изготовила рекламная компания Havas Worldwide Kazakhstan в качестве рекламы клуба «Студия 69», расположенного на углу улиц Пушкина и Курмангазы в Алматы.
По словам директора этого клуба, он «не позиционирует себя как гей-клуб», но «открыт для всех», в том числе и для представителей сексуальных меньшинств. Постер был изготовлен рекламной компанией исключительно для участия в конкурсе рекламной продукции и без ведома руководства клуба «Студия 69». Случайное появление конкурсной работы повлекло за собой кампанию как против «Студии 69» и рекламного агентства Havas Worldwide Kazakhstan, так и ЛГБТ-сообщества. После появления постера активисты молодежного движения «Болашак», которое взаимодействует с акиматом Алматы, проводили пикеты клуба «Студия 69», требуя его закрытия, и обратились к парламенту Казахстана с требованием принять закон «О запрете пропаганды лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров в Казахстане». Активисты Движения провели 11 сентября в Алматы круглый стол, в ходе которого был высказан ряд враждебных заявлений в адрес представителей ЛГБТ-сообщества. Несколько лиц, которые защищали права ЛГБТ, вывели из зала.
Против рекламного агентства, который создал постер, акимат (администрация) Алматы подал иск, заявив, что постер является «неэтичной рекламой», и его создатели нарушили закон «О рекламе». Судья отклонила все ходатайства защиты, и вынесла решение оштрафовать рекламное агентство на 100 МРП (800 Euro), а директора агентства Дарию Хамитжанову на 70 МРП (560 Euro). Вскоре стало известно, что против авторов постера был подан еще один иск - с требованием возмещения морального вреда в размере 34 млн тенге (около 140,000 Euro). Под этим иском подписались студенты и преподаватели Казахской национальной консерватории имени Курмангазы и коллектив Казахского государственного академического оркестра имени Курмангазы. В настоящее время идут заседания по этому делу, причем судья отказывается пускать на заседания прессу и правозащитников.
ТАДЖИКИСТАН
В последнее время увеличились претензии к местным СМИ и журналистам. Некоторые эксперты считают, что это напрямую связано с парламентскими выборами, которые назначены на февраль 2015 года: перед предыдущими выборами в стране была аналогичная ситуация.
В конце сентября главный редактор газеты «ИмрузNews» Назири Нусрат получил повестку для допроса в прокуратуре, где ему сообщили, что против него может быть возбуждено уголовное дело по статьям 316 и 345 (превышение должностных полномочий, воспрепятствование осуществлению правосудия) Уголовного кодекса Тамджикистана. Это случилось после публикации в «ИмрузNews» материала о переносе книжного магазина.
Таджикского ученого Александра Содикова, который был задержан по обвинению в шпионаже в июне 2014 г, выпустили 22 июля под подписку о невыезде. В сентябре ему позволили вернуться в Канаду, где он живет со своей семьей. Однако расследование уголовного дела в отношении его продолжается.
Как и практика произвольной блокировки различных сайтов. За период мониторинга был заблокирован доступ к таким сайтам, как «Озоди», «Фергана.Ру», «Центразия.ру», социальной сети «Одноклассники» и видео-сервису Youtube. В начале октября в СМИ появилась информация о блокировании несколько сотен сайтов, включая социальные сети Facebook и Vkontakte, почтовую службу Mail.ru, онлайн-энциклопедию Wikipedia. Кроме того, был закрыт доступ к прокси-серверам, используемым для получения доступа к заблокированным Интернет-ресурсам.
Служба связи при правительстве Таджикистана и в этот раз отрицала ответственность за отключение интернет-ресурсов. Тем не менее, ряд интернет-провайдеров сообщили СМИ о получении неофициального приказа блокировать доступ к ряду веб-сайтов. По мнению некоторых СМИ, возможной причиной блокировки могли стать появившиеся в интернете критические публикации в адрес правительства страны и призывы выйти на антиправительственный митинг в Душанбе 10 октября. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович назвала блокировку сайтов в Таджикистане «тревожной и вызывающей беспокойство тенденцией» и заявила, что власти «несут ответственность за обеспечение всем гражданам Таджикистана беспрепятственного доступа к информации, как в интернете, так и за его пределами».
За отчетный период к населению неоднократно обращались представители духовенства с политическими призывами в поддержку властей страны. В конце сентября Совет Улемов Таджикистана издал фетву, согласно которой агитация населения против властей, провокации с целью «дестабилизации» обстановки в обществе и уничтожения единства народа и общества считаются «великим грехом» для правоверных мусульман. Великим грехом также будет считаться сотрудничество с национальными и международными организациями, политическими партиями и средствами массовой информации, «целью которых является дестабилизация в обществе». Людей предупредили, что каждый, кто совершит такие преступления, будет «предан божьему гневу». Фетву зачитал главный муфтий страны Саидмукарам Абдукодирзода во время пятничной молитвы в центральной мечети Таджикистана 26 сентября.
Представители гражданского общества считают, что такого рода заявления противоречат Конституции страны, согласно которой Таджикистан является светским государством, где общественная жизнь развивается на основе политического и идеологического плюрализма, а религиозные организации отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела. Представители гражданского общества также выразили озабоченность по поводу фетвы в свете права на свободу слова, свободу массовой информации и других фундаментальных прав.
Наблюдатели полагают, что власти Таджикистана, как и власти других стран бывшего Советского Союза, глядя на события на Украине, стали больше бояться возможных массовых антиправительственных протестов. Вечером 4 октября на центральной площади Душанбе даже прошли учения по разгону митингов. Люди в военной форме и бронежилетах, с огнестрельным оружием и дубинками в руках перекрыли дорогу и имитировали разгон митингов. При этом никто не предупреждал население столицы о планах провести такие учения, и поначалу жители города восприняли действия военных всерьез. Учения прошли всего за несколько дней до дня, когда оппозиционная «Группа 24» намеревалась провести в Душанбе антиправительственный митинг. Накануне назначенной даты Верховный суд Таджикистана признал эту группу «экстремистской» и «незаконной».
Тем временем в стране участились случаи преследования адвокатов за их профессиональную деятельность. В частности, 21 июля сотрудниками антикоррупционного ведомства был задержан адвокат Шухрат Кудратов - по подозрению получения взятки с целью передачи ее судье. Это известный в Таджикистане адвокат, член оппозиционной Социал-демократической партии Таджикистана, выступал в качестве защитника оппозиционера Зайда Саидова, которого в декабре 2013 года приговорили к 26 годам заключения. После вынесения приговора Саидову Шухрат Кудратов продолжал придерживаться активной позиции по данному делу, подвергая критике действия властей, называя их политически мотивированными. Он работал и по другим резонансным делам. 19 сентября суд района Фирдавси города Душанбе продлил срока содержания Кудратова под стражей до 21 ноября 2014 года. Ему грозят десять лет заключения.
Еще один юрист из команды Саидова, Фахридин Зокиров, был арестован весной этого года по обвинению в мошенничестве. Он продолжает находиться в СИЗО. В совместном заявлении от 28 июля 2014 года общественные организации Таджикистана и представители адвокатских коллегий призвали власти республики беспристрастно и объективно расследовать дела Шухрата Кудратова и Фахриддина Зокирова.
ТУРКМЕНИСТАН
В рассматриваемый период в Туркменистане был инициирован процесс реформирования Конституции и создана третья политическая партия - Аграрная. Казалось бы, эти изменения свидетельствуют о готовности туркменского правительства к реформам. Однако тот факт, что оба эти процесса проходили под пристальным руководством президента страны, вызывает скептическую оценку ТИПЧ относительно вероятности реальных улучшений ситуации в стране и возможности сдерживания практически неограниченных полномочий президента.
Третьего сентября в преддверии шестого диалога по правам человека ЕС–Туркменистан в Брюсселе состоялась встреча представителей офиса Европейской службы внешнеполитической деятельности (ЕСВД) и пяти правозащитных организаций. Туркменские правозащитники, живущие в изгнании в Европе, и их коллеги из европейских неправительственных организаций проинформировали представителей ЕСВД о ситуации с правами человека в Туркменистане, в частности, о правах женщин, свободе ассоциаций, свободе вероисповедания, правах меньшинств, ситуации в туркменских тюрьмах. Они также представили информацию о вызывающих обеспокоенность случаях нарушений прав человека, которые затем были подняты в ходе диалога ЕС с представителями туркменского правительства 15 сентября 2014 года.
В период с 30 августа по 15 сентября на территории Туркмении наблюдались как временные перебои доступа к интернету, так и его отключения. Государственная компания электросвязи «Туркментелеком» не представила никаких объяснений по этому поводу. Интернет-сайты, содержащие критику ситуации в Туркменистане, как правило, постоянно блокируются и доступны только через прокси-серверы. Сообщалось о сокращении количества программ и эфирного времени «Радио Азатлык» - туркменской службы радиостанции «Свобода», которая базируется в Праге и транслирует свои программы на Туркменистан, являясь редким источником альтернативной информации в этой стране, так как все национальные средства массовой информации находятся здесь под контролем государства, а доступ к иностранным СМИ и к интернету сильно ограничен. В стране серьезно ограничены импорт и распространение зарубежных газет и журналов. Безвизовое передвижение через туркмено-узбекскую границу было отменено по инициативе туркменских властей. Ряд документальных доказательств подтверждает наличие устоявшегося паттерна преследования любого критического голоса в Туркменистане.
В августе 2014 года ТИПЧ сообщала о случае Худайкула Назарова - врача, родившегося в Таджикской ССР, который был заключен в тюрьму после того, как открыто подверг критике практику, сложившуюся в местной больнице. Несколько лет назад Назаров в письменных обращениях к властям неоднократно указывал на произвол и беззаконие со стороны администрации больницы в Марыйском велаяте (области), где он работал. Не получив ответа ни на одно из этих обращений, Назаров в январе 2009 года дал интервью радиостанции «Азатлык». В результате врач подвергся преследованиям и был осужден на пять лет на основании жалобы, поданной его бывшей женой о том, что Назаров, якобы, жестоко избил ее. Утверждается, что жалобу женщина написала под давлением спецслужб. Освободившись в 2013 году и вернувшись домой, Назаров обнаружил, что многое из принадлежавшего ему имущества исчезло. Сотрудники полиции пригрозили ему, что в случае, если он обратится с жалобой по этому поводу, то будет выселен. Также сообщается, что полиция отказывается возвращать Назарову туркменский паспорт, предлагая ему старый паспорт советского образца и вынуждая вернуться в Таджикистан. Совершеннолетние сыновья Назарова также не могут получить туркменские паспорта. После возвращения из тюрьмы Назарову отказывают в приеме на работу.
Тем временем, 23 августа, в Туркменистане была зафиксирована редкая акция публичного протеста. Около 50 человек выступили против попытки местных властей убрать кондиционеры с наружной стороны домов в столичном районе Парахат-7. По данным радиостанции «Свобода», протестующие блокировали грузоподъемные краны, чтобы не допустить их приближения к своим квартирам. В итоге краны уехали, не убрав ни одного кондиционера. До попытки демонтажа кондиционеров местные власти распространили листовки с требованием снять охлаждающие приборы с фасадов домов по улице Аннанова. Хотя полиция и не была использована против протестующих, впоследствии были организованы рейды по домам с целью выяснить имена организаторов акции. Через несколько дней после протестов официальные представители власти заверили местных жителей в том, что кондиционеры останутся на своих местах. Возможно, это стало следствием того, что ТИПЧ и зарубежные СМИ предали инцидент огласке. Жителям Ашхабада, где температура воздуха летом достигает 50 градусов, кондиционеры дают возможность уберечься от жары и зноя.
Между тем, в Туркменистане продолжают принудительно привлекать жителей для создания массовки на официальных торжествах, в том числе во время жарких летних месяцев. Например, 13 июля жители Ашхабада были вынуждены провести почти целый день на официальном торжественном мероприятии, каждый раз вставая и приветствуя бесчисленные песни, посвященные президенту страны. Сообщается, что, по крайней мере, две женщины упали в обморок.
С полным текстом отчета «Защита фундаментальных прав в Казахстане, Таджикистане и Туркменистане» можно ознакомиться здесь (русская версия) и здесь (английская версия).