Фалеристика Узбекской ССР: Герои пятилеток, мастера сева и сталинский поход за хлопок (20 фото)
Есть такая наука - фалеристика. Она занимается изучением орденов, медалей, значков. Проходят годы и эпохи, сменяются поколения и цивилизации, и маленькие кусочки блестящего металла, доставшиеся нам от предков, подчас рассказывают об истории больше, чем новейшие учебники. О том, какие следы советского прошлого Республики Узбекистан сохранились в собраниях фалеристов, рассказал «Фергане» московский коллекционер Илья Базенков.
- Все значки (знаки) времен СССР можно разделить на две категории: сувенирные, то есть, что в свое время можно было свободно купить в магазине, и наградные, которые выдавались за какие то достижения. Во второй категории присутствовали общесоюзные и республиканские знаки, знаки различных общественных организаций, спортивные, всевозможных добровольных обществ, предприятий, учебных заведений и так далее..
К сожалению, несмотря на относительно большое количество специальной литературы, точные сведения (год, тираж, постановление и т.д.) о многих наградных знаках неизвестны. Во многом это объясняется отсутствием архивных материалов, а также по-настоящему серьезных исследований.
Среди коллекционеров известен знак Узбекской Советской Социалистической Республики (УзССР) «Участнику сталинского похода за высокий урожай хлопка».
Знак не является уникальным и редким, он достаточно часто проходит на аукционах, а также встречается в продаже в местах «тусовки» коллекционеров. Знак также присутствует в каталогах-определителях. Но! Материалов о «сталинском походе» за высокий урожай хлопка в интернете не найдено, во всех каталогах, где присутствует этот знак, нет даже точного года выпуска. С другой стороны, знак не является фальшивкой, так как появился еще до массового распространения подделок, а мнение специалистов по технологии изготовления относит его к 30-м годам XX века.
Достоверно об этом знаке известно следующее. 17 февраля 1930 года Центральный Комитет Компартии УзССР принимает постановление «О коллективизации и ликвидации кулацких хозяйств». В феврале 1933 года в Москве проходит Первый Всесоюзный съезд колхозников-ударников, на котором выдвигается лозунг «похода за высокий урожай». На съезде принимается обращение ко всем крестьянам-колхозникам СССР развернуть всесоюзное социалистическое соревнование совхозов и колхозов за высокий урожай, образцовую подготовку и проведение весеннего сева. После съезда колхозников-ударников в стране разворачиваются движения - «Сталинский поход за высокий урожай», «Поход Кагановича за урожай» и др.
Логично предположить, что партийные органы Узбекской ССР в 30-х годах тоже решили организовать свой «сталинский поход за урожай». Но более точный ответ надо искать либо в архивах, либо в местных газетах того времени...
Еще один известный знак «Участнику строительства Большого Ферганского канала имени тов. Сталина в Узбекской ССР».
Знак был утвержден 22 декабря 1939 года Президиумом Верховного Совета УзССР. Награждение производилось Президиумом Верховного Совета УзССР по представлению районных и городских исполкомов, наркоматов и центральных учреждений Узбекистана.
29 декабря 1939 года состоялись первые вручения. Среди награжденных были: Первый секретарь ЦК КП(б) Узбекистана У.Юсупов (в 1966 г. каналу присвоили его имя); Председатель Президиума Верховного Совета Народных Комиссаров УзССР А.Абдурахманов; Председатель правительственной комиссии по приему канала академик А.Н.Костяков; главный инженер по проектированию А.Н.Аскоченский; автор проекта В.В.Пославский и другие.
Благодаря исследователю истории Ленинградского монетного двора М.М.Глейзеру известно, что знак выпускался в Ленинграде в 1939 и 1940 гг., общий тираж - около 170 тысяч экземпляров.
Можно добавить, что в марте 1940 г. аналогичный знак был учрежден в Таджикской ССР.
И еще про каналы. В 1939-41 годах были проведены работы по расширению и удлинению оросительного канала в Голодной степи. Протяженность канала в УзССР - 68 километров, по территории Казахской ССР – -5 км. В 1940 г. начались награждения знаком «Строителю каналов в Голодной степи Казахской ССР». Почему только Казахской? Где логика?..
Знак выпускался на Ленинградском Монетном дворе в 1940-41 гг. общий тираж - около 15 тыс. экз.
Отдельный интерес могут вызвать знаки различных добровольных обществ, отражающих политические аспекты той эпохи. В двадцатых и тридцатых годах добровольные общества создавались на общероссийском уровне, а потом их подразделения возникали в республиках. Вот несколько примеров.
Членский знак общества Красного Полумесяца, которое было создано в УзССР в 1925 г.
Знак «Активисту Общества КП УзССР».
Что характерно, на этих знаках есть надписи как арабской вязью, так и на русском языке. Еще один любопытный документ эпохи - грамота этого общества.
Аналогичные общества также были созданы в других республиках: в Азербайджане в 1925 г., в Туркмении в 1926 г., в Таджикистане в 1929 г.
Знака АВИАХИМ (общества друзей авиационной и химической обороны и промышленности) УзССР в каталогах нет, хотя есть знаки АзССР и УССР. Но членский билет этого общества известен.
Опять предположение – в то время к таким удостоверениям обычно выдавали знаки, но… И еще, 23 января 1927 г. были соединены два общества АВИАХИМ и ОСО (общество содействия обороне СССР), и на их основе создали ОСОАВИАХИМ, но в удостоверении стоит декабрь 1927. Что это? Использовали старое удостоверение или еще не успели принять соответствующее постановление на республиканском уровне? А вот знак ОСОАВИАХИМ УзССР есть.
Союз охотников УзССР, 20-30-е годы. Знак имеет порядковый номер. Существует и другой его вариант.
АВТОДОР – общество содействия развитию автомобилизма и улучшения дорог, создано в 1927 г.
Общество «Долой неграмотность» (ОДН), на общероссийском уровне создано в 1923 г.
Всероссийский комитет помощи больным и раненым красноармейцам и инвалидам войны (ВСЕРОКОМПОМ) был создан в 1922 г., (до этого, с 1919 г., существовал Всероссийский комитет помощи больным и раненым красноармейцам). В союзных республиках действовали комитеты этого общества, причем выпущенные знаки предназначались для продажи, а вырученные деньги шли на цели общества.
Известно много знаков различных добровольных обществ УзССР, и, естественно, эти общества были производными от общесоюзных. Но в целом знаков УзССР 30-х годов известно меньше, чем других республик СССР. Было их на самом деле меньше или они просто не дошли до нашего времени?
В 1921 году при ВЦИК была образована Комиссия по улучшению жизни детей. В 1925 г. она организовала денежную лотерею, доход от которой был направлен на борьбу с беспризорностью. Аналогичная комиссия была создана и при ЦИК УзССР.
На следующих снимках представлены знак Деткомиссии при ЦИК УзССР и лотерейный билет.
С середины 20-х годов в СССР разворачивается массовое движение за ударный, высокопроизводительный коллективный или индивидуальный труд. Знаки и жетоны с надписью «Ударник» и «Лучший ударник», «Герою труда» и «Герою пятилетки» и тому подобное становятся самой многочисленной группой наградных знаков, относящихся в своем большинстве к периоду первой пятилетки развития народного хозяйства СССР.
Знак ударнику финэстафеты Узбекской ССР, 1931 г., свидетельствует, что и в Узбекистане было это движение, причем знак ударника вручался не только за труд на производстве, но и в других сферах.
А вот несколько примеров наградных знаков Узбекистана более позднего периода.
«Мастер полива хлопчатника УзССР» и «Мастер квадратно-гнездового сева УзССР».
С 60-х годов эти знаки выдавались отличившимся работникам сельского хозяйства и относились к республиканским ведомственным наградам. Есть знаки, на которых тоже отражена тема хлопка, хотя отрасль не имела к нему прямого отношения. В качестве примера можно привести знак «Отличник советской торговли», который выдавался с соответствующим удостоверением работникам торговли.
Вполне курьезным выглядит знак 50 лет ЧК-КГБ УзССР (Чрезвычайной комиссии - Комитета Государственной Безопасности), на котором есть изображение хлопка. Справедливости ради стоит отметить, что на аналогичном знаке, посвященном 60-летию этой организации, хлопка уже нет.
Естественно, различного рода знаков УзССР существует гораздо больше, чем здесь приведено, а какие то, ранее неизвестные, еще могут быть обнаружены.
В заключение отмечу, символика и наградная система может многое сказать об истории, национальном менталитете и государственной идеологии. С другой стороны, период существования советского государства можно охарактеризовать тем, что государственная идеология часто и во многом не совпадала с истинными настроениями общества, выдавая желаемое за действительное. Можно ли с уверенностью утверждать, что многочисленные «добровольные общества», созданные в 20-х годах, на самом деле вызывали массовый энтузиазм и готовность в них вступать и, соответственно, платить членские взносы? А как быть с участием в строительстве каналов, пусть даже на добровольной основе? Тем не менее, символика, в том числе, нашедшая отражение в фалеристике, является свидетельством того времени – неоднозначного и противоречивого, в настоящее время одновременно и мифологизированного, и подвергаемого бездумной критике. А все было намного сложнее и неоднозначнее.
См. также: Глейзер М.М., Довоенные значки Ленинградского Монетного двора, СПБ, 2012.
Кривцов В.Д., АВЕРС № 8, каталог-определитель советских знаков и жетонов, М.2008.
Нагрудные знаки СССР 1917-1946 под ред. В.В.Синько, Мн, 2004.
Зак А.С., Калистратов И.Г., Воронченко В.Г. Нагрудные знаки СССР эпохи трудовых побед 1920-1940, фотокаталог. Екатеринбург, 2004.
И интернет-источники: www.sovietznak.ru, forum.faleristika.info, forums-su.com, sammler.ru.