Узбекистан: Праздник - для избранных, народ – в массовку!
Во второй половине дня двадцать девятого августа по центральным улицам Ташкента было ни пройти, ни проехать - сплошные пробки. Горожане, которые последними узнают о происходящем в стране, грешным делом подумали, что в столице уже началось празднование очередного Дня независимости (точная дата проведения масштабных торжеств государственного значения в Узбекистане, как правило, заранее не разглашается).
Но причина оказалась иной: накануне праздника президент страны Ислам Каримов «обходил владенья свои», осматривая ряд новостроек в Шайхантаурском районе Ташкента. Однако все неудобства по передвижению, причиненные жителям узбекской столицы, традиционно оправдали желанием создать безопасные условия для дорожного движения.
Впрочем, ничего необычного в этом сценарии, утвержденном еще полтора-два десятка лет назад режиссерами независимости, нет. Сегодня даже дошкольнику известно, что называемый всенародным помпезный праздник организуется с одной-единственной целью - услаждать слух и зрение «человека номер один» и его свиты. Народу при этом отведена роль незатейливой массовки.
Независимость как ограничение свободы личности
Еще более жесткие меры по «совершенствованию» дорожного движения были предприняты в Ташкенте госчиновниками разного уровня 31 августа, в день проведения торжеств по случаю 23-й годовщины независимости, и даже в день всенародных гуляний - 1 сентября, когда проще было назвать то, что не перекрыто, нежели наоборот.
Большинство простых граждан, скорее, интуитивно догадалось о надвигающихся торжествах – по целому букету «ритуальных» мер безопасности. В первую очередь, по кратно увеличившемуся в городе числу «зеленых человечков» и людей в штатском, ужесточенному дресс-коду при входе в Национальный парк имени Алишера Навои, главное место действа праздничных мероприятий, где с докладом перед избранной публикой выступал президент. И, конечно, по петляющим пробкам на дорогах и заметно осложненному движению общественного транспорта.
Все, как в прошлые годы, – скрытно, незаметно, избирательно, с привнесением массы сложностей в будничную жизнь рядовых горожан. Возможно, именно по этой причине многие ташкентцы не в восторге от «самого великого, самого дорогого праздника». Наблюдая за прогуливающимися людьми, можно заметить, что большая часть из них - молодежь, ровесники независимости и поросль помладше, спешащие «на салют», а вот представители эпохи «развитого социализма» с озабоченными лицами выходят на улицу разве что за хлебом.
«Лично для меня это лишь дополнительный день отдыха, - признается учительница начальных классов Махфуза-опа. – Да и какой это праздник, по большому счету, - с постоянной «оглядкой назад» и пустыми карманами. Вот в советские времена были праздники – тот же Первомай - с громкими песнями, истинно народными гуляниями и весельем. Настроение тогда было совсем другое! Не люблю я эти современные «бумажные» праздники (выборы тоже), могу иногда посмотреть по телевизору концерт, и, думаю, не одна я такая».
А вот жители домов 48-54 на 5 квартале Чиланзара, а также на 8-м, 22-м и 24-м кварталах, в массиве «Ак-Тепа», а также лежачие больные республиканского НИИ гематологии и переливания крови 31 августа были лишены возможности просмотра телевизора, поскольку на этой территории погас свет. Людям, дозвонившимся в горхокимият (тел. 2390555), дежурный ответил, что отключение, мол, плановое (?!). И это безобразие - в центральном районе, в непосредственной близости от места проведения праздника!
Неприятные чувства испытали и те, кто решил устроить семейный праздник, поучаствовав в массовых гуляниях, несмотря на жару. Первого сентября, в период массовых гуляний, основным видом транспорта для горожан из года в год становятся частные такси, ощутимо взвинчивающие цены. Поскольку в эти дни негласно перекрыты все дороги и подступы к паркам культуры и отдыха, иным способом до них попросту не добраться.
Страна счастливых нищих
Накануне годовщины независимости Узбекистана проправительственный центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» выпустил свой очередной «шедевр», посвященный исследованиям социально-нравственных устоев узбекского общества. Результаты заказного опроса оказались потрясающими (впрочем, как всегда): 82,3 процента граждан страны сыты, довольны и безмерно счастливы!
Празднование Дня независимости Узбекистана. Фото УзА
Нет сомнения, что устроители заказного опроса все годы независимости выполняют распоряжение «верхов», озабоченных созданием в Узбекистане видимости благополучия и демократии – для собственного авторитета в глазах стран Запада. Среди почти 31 миллиона граждан республики есть 80 нуворишей-олигархов, приближенных к властной элите, которые обладают 12 миллиардами долларов США, то есть, четвертой частью годового бюджета страны. Уж не об этой ли вполне себе счастливой и довольной жизнью элитной прослойке интервьюируемых и идет речь в дутом отчете «Ижтимоий фикр»?
Утомленные счастьем
Тем, кто хочет узнать реальную картину жизни в Узбекистане, следует пообщаться с простыми людьми. Например, придя в здание столичного Главпочтамта, где география «униженных и оскорбленных» представлена весьма обширно, а в очередях стоят старики и молодые, женщины с грудными детьми из самых отдаленных регионов страны – Каракалпакстана, Ферганской долины, Намангана, Хорезма...
Если взглянуть в потухшие глаза ходоков из областей, которые живут совсем не ожиданием праздника, в них можно прочесть безысходность и отчаяние. При расспросах вам обязательно скажут, что, обойдя все известные им институты защиты прав и не найдя поддержки, люди в отчаянии пытаются любыми путями обратить внимание на свои проблемы. Наиболее верным считается обращение к нерасторопным госорганам посредством ценных писем и телеграмм. Стоимость одного почтового отправления – 1000 сумов ($0,33), а таких писем-мольб граждане шлют ежедневно пачками.
На просьбу рассказать о счастливой жизни ответы следуют сразу, причем в довольно жесткой форме и, порой, с нецензурной бранью. Люди устали от лозунгов о «светлом будущем», и большинство из них уже открыто проявляет свое недовольство произволом властей.
Потенциальные визитеры высоких кабинетов откровенно заявляют, что не верят лживым обещаниям чиновников-коррупционеров и в торжество справедливости. Часто с раздражением говорят о независимости, с ностальгией вспоминая «старые добрые советские времена», когда власть без промедления реагировала на жалобы заявителей. Немало фактов, когда люди во всеуслышание ругают коррумпированную узбекскую власть, называя конкретные имена ее уполномоченных представителей и делая ссылку на «украинские события», начавшиеся на майдане как раз с недовольства народа зажравшейся властью. Очень тревожный сигнал, если прислушаться.
«К сожалению, годы независимости в Узбекистане характеризуются гипертрофированным произволом и коррупционностью государственной власти, а бюджетные средства тратятся главным образом на то, чтобы отгородить власть имущих от рядовых налогоплательщиков, установив решетки, заборы и всевозможные системы охраны, - сетует 61-летний Фахритдин-ака из города Зарафшан Навоийской области, неоднократно обращавшийся в Аппарат президента с требованием призвать к ответу распоясавшихся сотрудников местной налоговой инспекции. – Даже хоким (глава администрации) районного масштаба, прежде чем заступить на пост, сделает такой ремонт, что простому смертному дорога в его кабинет заказана. Я уже третий год обиваю пороги высоких инстанций, чтобы добиться пересмотра сфабрикованного против меня дела. Местным чиновникам хорошо известно, что в моих мытарствах виновны налоговики, но признать заказной характер обвинений никто не желает и не может, иначе придется держать ответ всей цепочке. Вот и кормят пустыми отписками».
«Было бы желание – давно б разобрались: все доказательства сфабрикованного дела налицо, - дрожащим голосом говорит Зокир-ота. – Мой сын - обычный трудяга-фермер, он никого не насиловал. Автор заявления об изнасиловании уже признался в клевете на моего сына и отозвал жалобу, но невиновный парень продолжает находиться за решеткой. Сами же клеветники, написавшие ложный донос, везде и всюду, включая суды, говорят, что оболгали его под давлением, но их никто не слушает. Те, кто организовал это дело, очень хотели, чтобы мой сын добровольно отдал им шесть соток земли, и угрожали в случае отказа посадить его под любым предлогом».
Имеющим рычаги давления, но не имеющим совести людям реализовать замысел удалось легко. Юношу из простой дехканской семьи осудили на 15 лет заключения, обвинив в изнасиловании пятилетней дочери одного из местных жителей, - за отказ уступить клочок земли. Чтобы закрыть высосанное из пальца уголовное дело, следователи стали вымогать у семьи 5000 долларов. А где их взять людям, не имеющим почти ничего, кроме трудовых мозолей?
Узбекские предприниматели под защитой закона? Свежо предание…
В победных реляциях властей регулярно звучат пафосные заявления о «создании всех необходимых условий» для малого и среднего предпринимательства. Недавно главное правительственное информагентство УзА в свойственной ему кичливой манере отрапортовало, что «в ходе проводившегося за прошедший период текущего года органами юстиции изучения исполнения законодательных актов о предпринимательстве и иностранных инвестициях отменены 529 незаконных решений местных органов государственной власти и управления. В защиту интересов предпринимателей и предприятий с участием иностранных инвестиций в суды внесено 766 исковых заявлений на сумму более 11,5 миллиарда сумов».
В списке предпринимателей, в отношении которых, если верить УзА, отменены 529 незаконных решений, не значатся жительницы Ташкента Агибалова и Латыпова, о неравной борьбе которых с узбекскими чиновниками знают интернет-пользователи из разных стран.
Несмотря на то, что все госорганы, включая Аппарат президента, Генпрокуратуру, Верховный и Высший хозяйственный суды, на словах горячо поддерживают лишившихся бизнеса женщин (из-за сговора целого ряда госчиновников во главе с высокопоставленным налоговиком-взяточником Улугбеком Юсупалиевым и директором Госпитального рынка Уктамом Отабоевым), вот уже почти девять месяцев дисциплинированные налогоплательщицы не имеют возможности заработать себе на кусок хлеба и вернуть украденные у них товары на десятки миллионов сумов.
«Почему нас, добросовестных налогоплательщиц, сегодня не пускают, словно преступников, даже в здание Налогового комитета? Почему не работают законы, защищающие предпринимателей от посягательства нечистоплотных чиновников? – вопрошают в недоумении Елена Агибалова и Динара Латыпова. – Дошло до того, что 16 мая текущего года, на КПП Республиканского департамента судебных исполнителей некий инспектор Дильмурод Касымов (вышел из кабинета в домашних тапочках на босу ногу) отказался принять от нас заявление, грубил и хамил нам, а уходя, дал команду сотрудникам КПП, перейдя на узбекский: «Вышвырните их отсюда!». Свидетельницей инцидента стала посетительница по имени Фарида, которая в любое время готова подтвердить увиденное и услышанное на КПП».
Празднование Дня независимости Узбекистана. Фото УзА
Почему-то не заинтересовала органы правопорядка и юстиции горькая судьба правдоискательницы-фермера из Сариасийского района Сурхандарьинской области Гульноры Авазовой. Сдав в закрома родины в 2011 году 102 тонны зерна, она до сих пор не может получить на руки заслуженные 60 миллионов сумов ($25,5 тысячи по официальному курсу). Ни денег, ни документов, подтверждающих сдачу зерна, женщине не дали. В то время как Гульнора разорена и бедствует, не имея возможности кормить семью, главные виновники ее бед – руководство местного «Заготзерна», прокурор и глава администрации района - живут припеваючи, на широкую ногу.
«От нас ничего не зависит…»
На вопрос, что такое независимость, в Узбекистане полушутя отвечают: «Это когда от нас ничего не зависит». Даже далекие от политики люди оказываются осведомленными, когда разговор касается разваленной экономики, сомнительной социальной политики и безудержной инфляции, выдаваемой властью за «прогнозируемую». Доводы при этом у каждого свои, примеряемые на скромный семейный бюджет.
«От того, что раз в году граждане страны полюбовались на салют, веселее в их домах не станет, - замечает работающий на частном строительном предприятии слесарь Муроджон. – По мне, вместо этого лучше пусть обеспечат молодежь рабочими местами, вовремя платят зарплаты и пенсии, снижают налоги, хотя бы до уровня благополучных соседей – казахов, например».
Водителя с 40-летним стажем Владимира Николаевича, который вынужден часто колесить между Ташкентом и Ферганой, больше всего раздражают усиления на постах при выезде и въезде в столицу, особенно на перевале Камчик, где в предпраздничные и праздничные дни приходится часами простаивать, а сотовая связь не работает. В такие минуты, говорит он, на дороге стоит сплошной мат и проклятия в адрес праздника и властей.
«Нельзя же во всех водителях и пассажирах видеть врагов народа, - в сердцах выдавливает водитель, - так и до паранойи недалеко! Знаете, почему цены на базарах перед и во время праздников резко идут вверх? Да потому, что дехкан-производителей из областей сознательно не пускают в Ташкент».
«Вы видели, какие очереди приходится штурмовать людям при переходе границы (узбекско-казахской. – Прим. авт.)? – включается в беседу другой водитель, Азимжон Усканов из промышленного городка Чирчик под Ташкентом. – Такая ситуация очень выгодна пограничникам – что с той, что с этой стороны. А границы с другими соседями, говорят, будут полностью закрыты до 5 сентября. Представляю, что там будет твориться, когда заработают КПП».
У владельцев торговых площадок свои основания не любить праздники государственного значения.
«За все годы независимости подготовку к праздникам вели исключительно за деньги предпринимателей, и хотя в этом году «сверху» была дана команда на то, чтобы нас бессовестно не обирали, тем не менее, поборы продолжаются, - возмущается ташкентский предприниматель Исмоил. – Ведь хокимам с прокурорами надо на что-то шиковать».
Больше всех в праздники ругают нынешнюю власть коммунальщики, уставшие от алогичных распоряжений администраторов различного уровня. То им подавай отчет о безопасности частных гаражей или пустующих квартир, то срезай подозрительные стволы деревьев, то бери на контроль подвалы и чердаки многоэтажных домов. Нет замков? Покупай на свои деньги и вешай.
Но самое отвратительное, по их мнению, - это когда в обязательном порядке нужно сначала заварить, а в конце дня разварить канализационные люки и колодцы – чтобы какой-нибудь террорист не смог в них засесть. Между тем, этих колодцев в одном только Ташкенте не одна сотня наберется…
Независимость возвела коррупцию в систему
По признаниям собеседников, за годы независимости коррупция в стране перестала быть проблемой, она стала системой, угрожающей стране, как опасная эпидемия. Постоянный рост тарифов и цен также во многом связан с коррупционной деятельностью чиновников всех уровней. По словам одного из специалистов в строительно-архитектурной сфере, «откаты», «распилы» и поборы составляют почти половину стоимости работ. За коррупцию и воровство верхушки властной вертикали приходится расплачиваться простым гражданам.
Другие опасные симптомы нового времени - повсеместное и открытое сращивание чиновников и криминала с бизнесом, клановость и участие родственников и друзей в освоении бюджетных средств и государственной собственности, несменяемость власти и ее закрытость.
Празднование Дня независимости Узбекистана. Фото УзА
Годы независимости отлично продемонстрировали, что утроенная цензура СМИ, несмотря на ее официальную отмену, полное отсутствие каких-либо журналистских расследований коррупционной деятельности в высших эшелонах власти, фактическое уничтожение парламентского контроля над исполнительной властью являются идеальной питательной средой для чиновничьего произвола и коррупции. Добавим сюда развращенную коррупцией систему силовых структур, где главный приоритет большей части руководства - личное обогащение.
Авторитарный режим уничтожил и независимость судебно-правовых органов, административное давление сделало узбекскую судебную систему абсолютно недееспособной и полностью зависимой от коррумпированной власти.
Главный принцип, который хорошо усвоили ревнители формальных перемен, заключается не в соблюдении закона и справедливости, а в демонстрации личной лояльности к руководству. Наблюдаемая сегодня картина бесправия и незащищенности простых смертных блестяще вписывается в установку нынешней власти: «лоялен – можешь смело воровать, не лоялен - сядешь».
Рыба гниет с головы, и пока Узбекистаном руководят ориентированные на личное обогащение клептократы, проблему коррупции в стране не решить. А это значит, страна обречена на отсталость, бедность и бесправие граждан.
Соб. инф.