Как возродить филателию в Узбекистане?
Когда я был мальчишкой, то классе в четвертом увлекся собиранием почтовых марок. Как это случилось, сейчас уже не помню, помню лишь, что филателистическая лихорадка охватила весь наш класс. На переменах все только тем и занимались, что обменивали марки. Польские марки меняли на греческие, «космонавтов» на «летчиков», «рыб» на «животных» и так далее.
А как только удавалось выбраться в центр города, то мы с друзьями обязательно отправлялись к магазину «Филателия», находящемуся напротив кафе «Голубые купола». Тут всегда толпилось множество народа - от таких же мальчишек, как я, до солидных дядек с «серьезными» марками. Здесь можно было пообщаться с энтузиастами филателии, совершить взаимовыгодный обмен, а в магазине купить красочную марку какой-нибудь экзотической страны.
Со временем увлечение марками пошло на убыль, и в итоге, когда стал постарше, альбом с собранными марками подарил своей знакомой, которая осталась верной фанаткой филателизма.
Обо всем этом я вспомнил на днях, когда случайно попал к тому же магазину «Филателия». Сразу возникла мысль: а как с филателией дело обстоит сейчас, какие марки собирают нынешние мальчишки?
Мальчишек у магазина не видно
Увы, изменилось многое. Магазин спокойно можно переименовывать в какое-нибудь «Фотодело» - только пару прилавков украшают марки, остальное пространство отдано под продажу фототехники. А возле магазина - там, где когда-то толпились филателисты-любители - безлюдно, как на кладбище в полночь.
- А вы в субботу сюда приходите, - увидев на моем лице разочарование, подсказывает какая-то женщина, видимо, из местных жительниц. - Они по субботам здесь собираются. Придете часиков в десять утра и застанете целую толпу.
Филателистический магазин на Главпочтамте. Фото © «Фергана»
Толпу не толпу, но утром в следующую субботу я, действительно, вижу здесь десятка три энтузиастов, которые, разбившись на группки, как в старые добрые времена, показывают друг другу свои новые приобретения и, махнув рукой, отчаянно меняют одни марки на другие.
Правда, мальчишек здесь не видно. Самому молодому участнику - лет тридцать. В основном, все люди уже взрослые, даже, можно казать, пожилые. Завсегдатаи подсказывают, кто самый старший из них - Владимир Федорович Шведукс. Ему 93 года, и он является первым заместителем председателя Общества филателистов Узбекистана.
Аксакал
Подхожу, знакомлюсь. С удивлением понимаю, что несмотря на возраст, фронтовые ранения и их последствия, из-за которых фронтовику пришлось перенести недавно три операции, Владимир Федорович полон сил и энергии. Старается вести активный образ жизни, много ходит пешком и сохранил прекрасную память. Помнит все старые ташкентские улицы, по которым бегал мальчишкой, что на какой улице происходило и когда они были переименованы.
Недаром он стал одним из двух авторов книги «Волейбол в Узбекистане», выпущенной в Каракалпакстане. А еще одна книга, напечатанная недавно уже в Ташкенте, вышла про него самого - про человека, прожившего богатую интересную событиями жизнь и собравшему большую коллекцию марок.
Занимаясь филателией, Владимир Федорович не стал скрягой, трясущимся над каждой маркой, - среди коллекционеров таких немало. Шведукс охотно дарит свои марки музеям. Так, в СССР в разные годы было выпущено 60 марок, посвященных Узбекистану. Владимир Федорович собрал их все, а потом подарил республиканскому Музею марки.
Есть его подарок и в экспозиции Олимпийского музея Узбекистана. Это около сотни марок, посвященных развитию олимпийского движения. Среди них есть довольно редкие – например, несколько марок первого олимпийского выпуска Греции, датированные 1896-м годом.
А сейчас Шведукс увлекается тем, что собирает все марки, выпущенные в Узбекистане. Со времен независимости их появилось уже больше тысячи, и все они есть в коллекции у Владимира Федоровича.
Владимир Федорович Шведукс. Фото © «Фергана»
«Интерес к собирательству марок резко упал»
Шведукс за многие годы не растерял юношеского энтузиазма, выражающегося в страсти к филателии. Но вынужден констатировать, что в последние годы интерес к собирательству почтовых марок во всем мире резко упал.
- Я объясняю это появлением Интернета, сменой ценностей, - коротко говорит по этому поводу Владимир Федорович.
По его словам, мировые тенденции отразились и на филателии Узбекистана. Здесь и при СССР с коллекционированием марок дело обстояло не так блестяще, как, например, в республиках Прибалтики и в Армении. По количеству филателистов на душу населения эти республики стояли на первом месте. А Узбекистан находился почти в самом конце списка - в третьей строчке снизу.
Но если в те времена республиканское Общество филателистов насчитывало более тысячи членов, то сейчас их всего… 20. При этом, как говорит Владимир Федорович, половина из них - «пассив». Активные члены Общества записали «для численности» туда своих детей, у которых к собирательству марок, честно говоря, интерес небольшой.
- Не так давно еще велись переговоры с Главпочтамтом, что бы он выделил нам для встреч и работы один из своих залов, - рассказывает Владимир Федорович. - Но со временем, когда тенденция к сокращению интереса филателией усилилась, от этой мысли отказались. Нам на данном этапе вполне достаточно старой площадки возле магазина «Филателия».
Марки покупают плохо…
Как говорит Шведукс, коллекционеры примерно в одном и том же составе собираются возле этого, ставшего легендарным, магазина, и летом, и зимой. В сухую погоду общаются на улице, в снег или дождь стараются укрыться под крышей «Филателии».
Правда, не все из собирающихся здесь коллекционеров могут быть причислены к славной когорте филателистов. Примерно треть из них - нумизматы. Нумизматы собирают монеты, они хоть и старинные, но все-таки деньги, и милиция никак не могла оставить «подозрительный» обмен валютой без внимания. Так что невольные «валютчики» не так давно попросились в Общество филателистов, там приняли с десяток нумизматов в свои ряды, выдав им «охранные» удостоверения, но «своими» все-таки не считают.
В магазине «Филателия». Фото © «Фергана»
Можно, конечно, допустить, что в Узбекистане есть еще какая-то «филателистическая» жизнь, текущая параллельно с субботними собраниями энтузиастов напротив ташкентского кафе «Голубые купола». Может, кто-то и собирает марки, но к общению с собратьями возле магазина «Филателия» особо не стремится. Если такие люди и есть, то их очень мало. Об этом можно судить по доходам специализированного магазина «Филателия» в Главпочтамте. И магазин современный, и продавщица симпатичная, и марки красочные, а бывают дни, когда инкассатору сдавать нечего - ни одной марки не купили.
Дети любят собирать марки!
Можно ли изменить сложившееся положение? Оттащить детей от компьютеров, зажечь их интересным и увлекательным делом - сбором почтовых марок?
Отвечая на этот вопрос, Владимир Федорович вспоминает, как сам стал собирать марки. Случилось это, когда он учился в пятом классе. Живший в квартире по соседству командировочный перед отъездом подарил мальчишке тетрадку, где было несколько марок. Шведукс заинтересовался, показал марки широко известному тогда в Ташкенте филателисту Рудневу. Руднев «подлил масла» в огонь энтузиазма, предложив обмен - взял у пятиклассника одну марку и дал ему несколько своих. А также посоветовал собирать только гашеные марки. После чего начинающий филателист отправился на Главпочтамт и купил понравившуюся ему марку. А затем очень удивил сотрудников этой организации, тут же попросив эту марку «погасить» при помощи почтового штампа.
Когда в 1940 году Шведукса призвали в армию, свои альбомы с марками он отдал на хранение матери. Во время войны о них не вспоминал - было не до филателии. Но после возвращения с фронта, как говорит Владимир Федорович, «внутри что-то проснулось». Забрал у матери свои альбомы и с тех пор с любовью продолжает пополнять свою коллекцию.
По мнению Шведукса, нынешние дети по любознательности ничем не отличаются от детей его поколения. В качестве подтверждения своих слов приводит такой пример. Недавно он увидел на скамеечке возле своего подъезда соседскую девочку, которой, судя по ее виду, было очень грустно. Владимир Федорович решил ее порадовать - подарил несколько марок с изображением симпатичных собачек. У девочки сразу улучшилось настроение, загорелись глаза. А через пару недель бабушка этой девочки выразила Шведуксу «претензию» - мол, что вы натворили, внучка теперь всех замучила вопросами о породах собак и требует покупать ей марки, потому что решила заняться их коллекционированием. И что самое любопытное, в ее классе многие ученики тоже загорелись этим увлечением и теперь собирают марки.
Взрослые тоже увлекаются марками
Как рассказывает Владимир Федорович, «зажечь» страстью к филателии можно и взрослого человека. Как-то он встретил своего знакомого, который его спросил: «Все продолжаешь собирать марки?». И получив утвердительный ответ, воскликнул: «Но это же несерьезно, мы ведь взрослые люди!»
- Ты чем занимаешься? – спросил его тогда Шведукс.
- Строю мосты, - ответил знакомый.
- Тогда собирай марки с изображением мостов, - сказал Владимир Федорович.
- А разве такие есть? – искренне удивился знакомый.
И через несколько лет собрал замечательную коллекцию марок, на которых было изображено все, что касается мостов и мостостроения.
Будущее - за филателистами?
По мнению Владимира Федоровича, такой случай - скорее исключение, чем правило. А вот с соседской девочкой-школьницей - наоборот. Ведь сейчас многие дети просто не знают, что собирать марки - занятие увлекательное и интересное. Им неоткуда об этом узнать. По телевидению - как по отечественному, так и по российскому - они слышат только о продвижении в школах компьютерных технологий, осваиванию учениками просторов Интернета и прочих технических «наворотах». Все это посильно пропагандируют и информационные программы, и художественное кино. В результате и мозги у детей начинают работать только в одну сторону. Интернет для них теперь что-то вроде Бога, а самое лучшее развлечение - компьютерная «стрелялка».
Одним словом, в том, чтобы в Узбекистане среди молодежи, в первую очередь школьников, возродилась филателия, многое зависит от того же телевидения, от учителей, которые могли бы рассказать детям о том, какое интересное дело - коллекционирование почтовых марок.
Интересное, и при этом очень полезное. Ведь каждая марка - это целый кладезь информации. Сколько интересного таит история этой марки, история людей или зданий, изображенных на ней! Вот тут бы юным коллекционерам и пригодился бы Интернет с его возможностью быстро получить информацию. Как бы расширился кругозор детей, сколько бы нового и, может быть, полезного для себя они бы узнали!
Одним словом, говорить о тихой «кончине» филателии в Узбекистане рано. Она просто впала в спячку. И по мнению Владимира Федоровича, обязательно наступит время, когда страсть к собиранию марок вспыхнет с новой силой.
Виктор Крымзалов