Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

ПИВТ: «Закрытые двери или снесенные здания не ослабят наш дух»

ПИВТ: «Закрытые двери или снесенные здания не ослабят наш дух»

17-го июня представители власти начали снос офиса Согдийского отделения Партии Исламского Возрождения Таджикистана, расположенного в одном из микрорайонов города Худжанда. Через три дня от здания ничего не осталось. Переговоры между партийцами и местными органами государственной власти не дали никаких позитивных результатов.

Ликвидация офиса оппозиционной партии сопровождалась акциями «народного протеста». Группы людей не из жителей Худжанда, собравшиеся возле офиса ПИВТ, скандировали различные лозунги и требовали, чтобы председатель исламской партии вышел на встречу с ними. Изгнать руководство ПИВТ с позором не удалось: глава партии Мухиддин Кабири и его коллеги, прибывшие в Худжанд для празднования 17-ой годовщины Дня Единства и национального согласия, отложили все встречи до лучших времен и в сопровождении сотрудников правоохранительных структур покинули Худжанд, благополучно вернувшись в Душанбе.

О последних событиях, произошедших с членами Партии Исламского Возрождения Таджикистана в Согдийской области, «Фергане.Ру» рассказывает ее региональный председатель Илхомжон Якубов.

- Илхомжон Додожонович, расскажите, пожалуйста, о том, что произошло с членами партии в Худжанде за последнюю неделю.

У нас на 19-е июня было запланировано мероприятие, приуроченное к 17-ой годовщине Дня национального примирения в Таджикистане. Написали официальное письмо, поставили в известность органы государственной власти города Худжанда и Согдийской области. Пригласили их для участия в данном торжестве. Однако уже 14 июня к нам в офис приехали сотрудники Санитарно-эпидемиологической службы города Худжанда и без всяких оснований опечатали двери. Они ссылались на то, что раньше данное здание использовалось в качестве магазина, и для перепрофилирования ее в офис партии необходимо соответствующее распоряжение местного органа государственной власти, которого якобы мы не имеем. На самом деле, данный магазин был куплен нами еще в 2005 году, и в то время никто наличия данного документа не требовал. Но уже в течение трех последних лет мы одно за другим отправляем письма с просьбой предоставить нам такое распоряжение, но не получаем ответа. Даже после закрытия офиса сотрудники СЭС Худжанда не дали нам никаких бумаг. Мы намеревались доложить об этих незаконных и неправомерных действиях мэру города, но не удалось. Была суббота, и хотя этот день объявлен днем приема граждан, глава города нас не принял.

Снос офиса ПИВТ в Худжанде
Снос офиса ПИВТ в Худжанде

А 16 июня у офиса представители мэрии появились сами. Потребовали освободить помещение, которое, по их словам, должно быть снесено в рамках Генерального плана развития города Худжанда. На месте нашего бывшего офиса будет расположена зеленая зона. Мы ответили, что снос жилых домов и других строительных объектов, согласно действующему законодательству, может производиться лишь по решению суда. Так как пока такого решения нет, мы не будем освобождать здание.

На следующий день, то есть, 17-го июня, эти же люди, которые представляли Жилтрест №1 Комитета землеустройства, а также отдел архитектуры и градостроительства города Худжанда, привезли решение мэра города о сносе данного объекта. Хотя в данном документе указано, что местные органы власти взамен разрушаемого объекта должны предоставить эквивалентную площадь или участок земли, либо компенсировать материальный ущерб, а также получить на ликвидацию строения согласие владельцев, а ничего из этого сделано не было, они все-таки дали команду на его разрушение.

18 июня работы по ликвидации здания продолжались. Вечером того же дня с целью участия в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Единства, в Худжанд прибыл председатель партии Мухиддин Кабири. Вместе с ними мы попытались достучаться до руководителей города и области. Сначала встретились с заместителем председателя области Анваром Якуби, а затем с заместителем мэра города Худжанда госпожой Муродовой. Они пообещали остановить разрушение офиса. Однако когда мы вернулись в офис, на крыше нашего здания находились сами чиновники, так как наемные рабочие отказались от участия в сносе. Впрочем, после распоряжения сверху и эти чиновники на время прекратили разрушать здание.

Мы надеялись на то, что запланированное мероприятие будет проведено в назначенное время. Однако в 7:30 утра 19-июня, когда мы явились в офис, он был оцеплен сотрудниками правоохранительных структур. Члены нашей партии были оттеснены на расстояния 500-600 метров от здания. Вместо нас у офиса появились незнакомые нам лица- как мужчины, так и женщины. Их насчитывалось примерно 70-80 человек. По нашим предположениям, это были жители Истаравшанского, Исфаринского, Бободжонгафуровского районов. Часть из них держала в руках камни. Вероятно, они намеревались бросать их в сторону председателя нашей партии, Мухиддина Кабири. Сотрудники милиции не позволили.

Пока собравшиеся кричали, скандировали, ругались нецензурными словами, Мухиддин Кабири находился внутри офиса.

Снос офиса ПИВТ в Худжанде
Снос офиса ПИВТ в Худжанде

- Чем были недовольны участники акции протеста?

- Они просто ругали нас, обвиняли, что мы «начали гражданскую войну в Таджикистане», кричали «Вы убили наших детей!», «Вы дестабилизировали Таджикистан!», и тому подобное. Протестующие требовали, чтобы Кабири вышел на встречу с ними. Однако сотрудники правоохранительных органов воспрепятствовали этому. Мы тоже опасались какой-либо провокации, поэтому не сочли разумным допускать встречу в такой недружелюбной атмосфере. Вместе с сотрудниками правопорядка мы попросили Кабири покинуть офис и выехать из Худжанда по соображениям его безопасности. Наш лидер в сопровождении высокопоставленных милицейских чиновников покинул здание. Когда он вышел из офиса, «протестанты» начали кричать и шуметь еще сильнее.

- Кого представляли эти «протестанты?»

- Некоторые из них вообще не знали, кто такой Мухиддин Кабири. Ранее они не видели его ни разу в жизни. Часть из них приняла за Кабири меня. Наряду с людьми, которые были доставлены в город специальными машинами, в «акцию протеста» были вовлечены порядка 15-20 студенток, проживающих в общежитии, что расположено напротив нашего офиса. Они сбились в кучку, были напуганы, не понимая, что происходит вокруг них.

- Какую цель преследовали, на Ваш взгляд, эти действия властей

- Когда Кабири находился внутри офиса и разговаривал с представителями власти, «рабочие-чиновники» демонтировали крышу и бросали железо на землю таким образом, что поднять большой шум. Они делали все для того, чтобы наше торжественное мероприятие не состоялось, по сути, стремились сорвать его, что им и удалось.

- Каковы ваши планы?

Мы рассчитываем на то, что соответствующие органы и структуры возместят нам материальный ущерб. В настоящее время руководители города обещают это, хотя и лишь в устной форме. Пока выделили нам маленький склад для размещения имущества. На днях мы обратимся в местные органы государственной власти с официальным требованием возмещения ущерба и предоставления земельного участка. Если наши требования проигнорируют, мы будем вынуждены отстаивать свои права в судебном порядке.

Снос офиса ПИВТ в Худжанде
Снос офиса ПИВТ в Худжанде

- Таким образом, местное отделение партии осталось без офиса?

- Да. А ведь до этого частично было разрушено здание офиса ПИВТ в Пенджикентском районе. Месяц тому назад был заменен замок на двери нашего офиса в Спитаменском районе, новый ключ был изъят и его до сих пор не предоставляют членам партии. Власти также требуют, чтобы мы освободили офис и в Исфаринском районе... Видимо, они думают, что эти закрытые двери или снесенные здания ослабят дух членов нашей партии. Однако я считаю, что сила не в офисе. Наша сила в том, что ПИВТ давно нашла свое место в сердцах сограждан.

Международное информационное агентство «Фергана»