Последователи Джумы Намангани ждут сигнала к выступлению
Немногим более недели назад в Узбекистан со своей семьей вернулся из Пакистана бывший боевик Исламского движения Узбекистан (ИДУ) Ойбек Ходжаев. По его словам, он не принимал участия в боевых действиях и после начала контртеррористической операции в Афганистане сбежал в Пакистан. О. Ходжаев заявил, что возвратился на родину, узнав об объявленном Исламом Каримовым помиловании для всех участников ИДУ, готовых добровольно явиться в узбекские правоохранительные органы. По данным узбекской Службы национальной безопасности (СНБ), в настоящее время домой вернулось более 100 бывших членов исламского движения. Ни один из них не привлечен к уголовной ответственности.
Как сообщили корреспонденту Века в СНБ, ранее семь боевиков ИДУ были переданы узбекским спецслужбам Временным правительством Хамида Карзая. Еще один член этой террористической организации, задержанный на пакистанской территории, был выдан узбекским коллегам спецслужбами Пакистана. Все переданные властям Узбекистана боевики воевали в составе отрядов движения Талибан и обвиняются в совершении преступных действий, подпадающих под статьи Уголовного кодекса республики. Сейчас с задержанными работают дознаватели, выясняя подробности их пребывания в рядах ИДУ. С некоторыми из них представители узбекской службы безопасности недавно разрешили побеседовать российским журналистам.
Об Исламском движении Узбекистана известно, что первые его ячейки появились в республике при содействии эмиссаров, прибывших в эту центральноазиатскую страну из Пакистана, Афганистана и Саудовской Аравии. Первоначально руководители ИДУ Тахир Юлдашев и Джумабой Ходжаев, более известный как Джума Намангани, заявляли, что основной целью движения является свержение существующего государственного строя в Узбекистане и замена его исламским режимом. На счету узбекских экстремистов движения немало терактов, проведенных в Ташкенте и ряде областей страны.
Впоследствии стало ясно, что планы лидеров узбекских исламистов гораздо масштабнее. Под руководством Намангани (военного руководителя узбекских исламистов) отряд боевиков принял активное участие в гражданской войне в Таджикистане. Входя в состав формирований Объединенной таджикской оппозиции, его группировка вплоть до восстановления мира в республике воевала против таджикского правительства.
Лидеры ИДУ установили контакты и с чеченскими боевиками. По данным российских спецслужб, проводивших экспертизу взрывчатки, использовавшейся узбекскими исламистами во время февральского (1999 года) покушения в Ташкенте на Ислама Каримова, она идентична боезарядам, применяемым террористами в Чечне. Приблизительно в это же время в одном из своих посланий чеченским братьям Т. Юлдашев призвал их перейти к решению глобальной задачи, а именно - к объединению мусульман для борьбы против врагов ислама.
Российские военные неоднократно заявляли, что среди раненых и убитых боевиков, воюющих против федеральных сил в Чечне, есть и граждане Узбекистана.
Еще одним подтверждением этому служат показания одного из задержанных боевиков ИДУ Хамидуллы Кудратова. В 1999 году он прошел подготовку на территории Чечни в одном из лагерей Хаттаба. После этого воевал в отряде, которым руководил араб по имени Хаким. После ранения под дагестанским Ботлихом Х. Кудратов сначала лечился в Грозном, а затем вместе с четырьмя земляками из Узбекистана был переправлен в Тбилиси для дальнейшего лечения. Через месяц с группой других раненых боевиков на автобусе выехал в Стамбул, где всех определили в одну из престижных городских больниц. Беззаботная жизнь на турецкой земле продолжалась почти год. По окончании лечения и отдыха в столице Турции Х. Кудратов был вызван в Афганистан. Там в лагере, находящемся на подконтрольной талибам территории, он прошел курсы минно-взрывной подготовки.
По словам узбекского боевика, во всех странах, где он побывал, имеются специальные группы исламских экстремистов, в обязанности которых входит обеспечение приема, размещения прибывающих, подготовка и оформление для них подлинных документов. Также участники этих групп отвечают за беспрепятственный переезд коллег из страны к новому месту пребывания.
Вернувшийся в Узбекистан с повинной О. Ходжаев считает, что лидеры ИДУ стремились получить финансовые средства от своих зарубежных спонсоров и привлечь в ряды организации как можно большее количество обманутых добровольцев. Другой задержанный, узбекский боевик Илхом Мамаджанов, заявляет, что дисциплина в ИДУ держится не на религиозных убеждениях, а на страхе. Однажды попавшие в ряды узбекских исламистов добровольно их покинуть не могут. В подтверждение своих слов Мамаджанов приводит факты расстрела 17 узбеков, пожелавших порвать с Исламским движением Узбекистана и вернуться домой.
По словам подследственного И. Мамаджанова, осенью 2000 года Намангани отдал приказ узбекским боевикам передислоцироваться в Афганистан. В середине 2001 года Бин Ладен был назначен главнокомандующим вооруженными формированиями талибов, а Намангани стал его заместителем. Это не мешало ему активно заниматься нелегальной контрабандой наркотиков, золота и драгоценных камней.
По некоторым данным, в конце прошлого года лидеры ИДУ из Афганистана бежали. О. Ходжаев утверждает, что Юлдашев сейчас безбедно живет в Пакистане, откуда стремится руководить подчиненными отрядами. Довольно показательным является присвоение Юлдашевым финансовых средств, выделенных для содержания бойцов ИДУ и их семей. Поступающие время от времени сообщения о гибели Джумы Намангани пока не подтверждаются. Основная же часть рядовых узбекских боевиков скрылась в горных районах Афганистана. Часть их нашла укрытие в пакистанском приграничье.
Не так давно помощник американского госсекретаря по делам Европы и Евразии Бет Джоунс отметила, что ИДУ существует, но в сильно потрепанном виде . Однако ей возражает командующий Центральным направлением вооруженных сил США в Центральной Азии и на Ближнем Востоке Томми Фрэнкс, который считает, что хотя сеть терроризма в регионе во многом подорвана, но тем не менее ее отдельные части жизнеспособны. С ними придется еще долго бороться .
По сообщениям информационных агентств, в последнее время подразделения коалиционных сил в Афганистане все чаще стали подвергаться нападениям со стороны отрядов Талибан и Аль-Каиды . Нет сомнений в том, что в этих вылазках участвуют и боевики ИДУ. Следует добавить, что, по показаниям арестованных бойцов узбекского исламского движения, кроме участия в боевых действиях на территории Афганистана им также поставлена задача немногочисленными группами пробираться в центральноазиатские республики, легализоваться там и ждать условного сигнала для выступления.