Узбекистан: Грабителей поймали, но оправдают ли безвинно осужденного?
Как удалось выяснить «Фергане», уголовное дело, расследуемое подразделениями Службы национальной безопасности и Генпрокуратуры Узбекистана в отношении двоих задержанных в сентябре прошлого года в Ташкенте подозреваемых в серии разбойных ограблений и убийств пенсионеров, близится к завершению. В настоящее время задержанные содержатся в одном из ташкентских особо охраняемых следственных «подвалов».
Шерше-ля-фам?..
«Вина Косимова и Урозовой в настоящий момент практически доказана, они признались уже по 180 преступным эпизодам, и в недалекой перспективе после оглашения судебного приговора каждый по отдельности будет этапирован на место пожизненного заключения, - сообщает на условиях анонимности источник из силовых органов в Ташкенте, осведомленный в ситуации. «По мне, так лучше таких без суда и следствия…», - добавляет сотрудник.
Как выяснилось в ходе следствия, банда из двух человек, которая в качестве «приманки» в своих преступных деяниях использовала также несовершеннолетнего ребенка, орудовала с весны 2010 года. «Работали» грабители не только в Ташкенте и столичной области (в частности, в Чирчике и Ангрене), но и в ряде других регионов республики. Об этом в процессе дознания рассказали сами задержанные. К тому же при них были обнаружены авиабилеты.
По словам собеседника «Ферганы», преступная «одиссея», державшая в страхе всю страну, длилась целых три года (а не два, как сообщалось в прессе), и только в конце сентября прошлого года, благодаря бдительности одной из пенсионерок (соседки последней жертвы нападения в Чиланзарском районе Ташкента), милиционерам удалось выйти на след предполагаемых грабителей.
Несмотря на то, что прошло уже три месяца после задержания предполагаемых преступников, никто из родственников ни разу не проявил желания навестить их в следственном изоляторе. Двенадцатилетняя дочь Урозовой после 10-дневного участия в следственных мероприятиях была возвращена бабушке и дедушке по матери, на чьем иждивении ей предстоит находиться до совершеннолетия.
«Престарелые родители 37-летнего Косимова из поселка Зангиата до сих пор пребывают в шоке, - продолжает наш собеседник, - и не желают более знать своего сына. - Ведь молодой мужчина - выходец из уважаемой семьи. Его родственники с самого начала были категорически против того, что более трех лет назад он оставил законную жену с тремя малыми детьми и тайком связал свою судьбу с вульгарной и жестокой особой из Янгиюля. Как выяснится позже, Урозова уже тогда в определенных кругах была известна как личность с криминальным уклоном, не раз попадала в поле зрения местной милиции, хотя имела на руках несовершеннолетнего ребенка от первого брака. Все беды сына и свои, в том числе, семья Косимовых связывает с именем этой коварной и бесчестной женщины».
По словам нашего источника, ссылающегося на предположения родителей Косимова, роковую роль в дальнейших криминальных событиях сыграло именно то обстоятельство, что их безвольный и не особо любивший трудиться сын на момент знакомства с будущей избранницей также был безработным. В отчем доме он появлялся лишь изредка, и на любые расспросы родственников относительно времяпрепровождения и занятий отвечал раздраженно и уклончиво.
Последний разбой
Разбойное нападение, совершенное 26 сентября 2013 года на престарелую хозяйку дома №17 на 6-ом квартале столичного Чиланзара Галину Браильчук, о котором сообщила новостная служба Uznews.net, стало последним эпизодом в биографии криминального дуэта.
По словам очевидцев, дерзкое ограбление старой женщины было совершено средь бела дня. В квартиру, где проживала потерпевшая, постучалась девочка лет 10-12, и, как только открылась дверь, со словами «мой Кеша (попугай – авт.) залетел к вам», она побежала в направлении балкона. Ничего не подозревавшая бабушка, разумеется, не могла видеть, что вслед за ребенком внутрь жилища проникли двое взрослых – мужчина и женщина…
Далее – все, как обычно: оглушение жертвы ударами по голове (реже - удушение), связывание рук и ног, заклеивание рта скотчем. В ходе следствия также выяснилось, что большинство пострадавших умирало не из-за травм, а вследствие сердечных и старческих проблем, усугубленных стрессом.
В этом случае пожилой женщине повезло: соседка этажом ниже, решившая «заглянуть на огонек» к подруге, лицом к лицу столкнулась со спешно покидающими ее квартиру посторонними лицами. Она и подняла тревогу по горячим следам, оперативно вызвав милицейские службы на место происшествия.
Обнаружили же преступников благодаря включенному видеорегистратору в салоне одной из припаркованных неподалеку машин. Хотя номерной знак автомобиля, на котором уехали преступники, виден был лишь фрагментарно, зная марку автомобиля и цвет, вычислить его «следакам» уже не составило особого труда.
За три года преступной деятельности Урозовой и Косимова, со слов собеседника «Ферганы», было совершено около 200 нападений на беззащитных пожилых людей, преимущественно, женщин. Более двух десятков преступлений закончились гибелью жертв.
Убийство Проскуряковой – дело рук Урозовой-Косимова?
Сотрудник силовых органов, с которым удалось побеседовать корреспонденту «Ферганы», говорит, что среди почти двух сотен преступлений, что на совести Урозовой и Косимова, по мнению некоторых его коллег, числятся и те, вину за которые уже взвалили на невиновных.
Один из таких - 18-летний житель Ташкента Илья Проскуряков, обвиненный в жестоком убийстве своей бабушки - 63-летней Людмилы Проскуряковой. В преступлении, произошедшем в апреле минувшего года на столичном массиве ТТЗ-2 и якобы раскрытом «по горячим следам», ничего не подозревавшего юношу следователи «повязали» по одному только факту обнаружения отпечатков двух пальцев Ильи на статуэтке, которой ударили пожилую женщину по голове.
Спрашивается: а разве могло быть иначе, если внук практически проживал у своей бабушки и не раз прикасался к предметам быта и интерьера в квартире?!. Не обратило следствие внимания и на то, что в день убийства пенсионерки, 6 апреля, Илья вместе с матерью и сестрой находился у своих родственников в поселке Бинокор Бектемирского района Ташкентской области.
«Железное» алиби Ильи и «бетонные» аргументы не были приняты судом во внимание, и Проскурякова уже на следующий же день после обнаруженного убийства препроводили в Таштюрьму как опасного преступника.
В итоге Илья Проскуряков в свои 18 был осужден на целых 16 лет за предполагаемое убийство родной бабушки! По заявлению его матери, Антонины Проскуряковой, подросток был вынужден подписать признательный самооговор под беспощадным милицейским давлением и пытками.
Парня запугали до смерти, демонстрируя все «прелести» пребывания в камерном аду - таково мнение и узбекских правозащитников. Они убеждены, что местная милиция не заинтересована в поимке настоящих преступников, их задача - избежать портящих отчетность «висяков», то есть, нераскрытых преступлений.
Итог подобных действий правоохранителей более чем предсказуем: высосанные из пальца дела, сфабрикованные материалы и осуждение ни в чем не повинных людей, которые из-за страха карательных акций или физического насилия в отношении к ним или, того хуже, к их близким предпочитают взять чужую вину на себя...
На единственно дозволенном свидании Илья Проскуряков, к примеру, успел рассказать матери многое про чудовищные избиения и пытки, регулярно применяемые к нему и другим арестантам со стороны нелюдей в погонах. На вопрос матери: почему сын оговорил себя, ведь не убивал, - тот выдохнул в сердцах: «Мама, я жить хочу!».
Мать осужденного парня и поныне продолжает тщетно обивать пороги многочисленных инстанций, требуя пересмотра и объективного расследования дела, но до сих пор не получила ни одного вразумительного ответа.
В ноябре Илью уже этапировали в колонию общего режима в Карши, а в начале декабря, по сообщению Uznews.Net, отчаявшаяся и убитая горем женщина отправила письмо на имя президента Узбекистана Ислама Каримова.
Признавать служебные ошибки – запятнать честь мундира?
«Многие считают, что Илья Проскуряков в самом деле не убивал свою бабушку, и это нетрудно было доказать хотя бы после того, как поймали настоящих преступников, - продолжает наш собеседник. – Тем более, что безвинного мальчика осудили в октябре – примерно в то же время, когда были задержаны предполагаемые грабители-убийцы. Достаточно было бы провести пару-тройку очных ставок, чтобы «развязать языки» истинным преступникам и получить ответы на все интересующие следствие вопросы».
Однако, по мнению специалиста, распространенная в узбекских органах правопорядка и дознания порочная практика не позволяет признавать служебные ошибки, которые тут же могут «срикошетить» по должностям, погонам и прочим материальным благам не только «авторов» ошибок», но и целой системы. Логика их самооправдания проста: мол, пусть все остается, как есть, не нужно «ворошить» уже закрытые дела, главное – вовремя отчитаться по преступлению, тем более, когда виновник «признался» сам…
Не пристало сотрудникам столь солидных ведомств заниматься «пустячным» признанием своих ошибок - преступление-де раскрыто по горячим следам: не заставишь же постфактум возвращать награды или премиальные с десятков людей, задействованных в операции!
А тот факт, что благодаря такой судебно-следственной неразберихе ломается молодая судьба – вопрос из разряда неудобно-риторических.
«В условиях перевернутой с ног на голову следственно-судебной системы вряд ли стоит уповать на новое объективное расследование или пересмотр «проскуряковского» дела, - заключает наш анонимный собеседник. – Прежде всего, сами же «большие» чиновники из следственно-надзорных кругов будут делать все от них зависящее, чтобы не потерять свои насиженные места и «кормушки». А такая «мелкая» ставка, как этот мальчишка Проскуряков, в такой большой игре – это сущий пустяк…».
Соб. инф.