Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Можно ли остановить насилие в семьях?

Узбекистан: Можно ли остановить насилие в семьях?

В предыдущих статьях, написанных юристами организации «Ташаббус», рассказывалось о различных проблемах соблюдения юридических прав граждан Узбекистана. Новый материал посвящен вопросам предотвращения семейного насилия. Полная версия материала — на веб-сайте организации. Мы же публикуем сокращенную версию в своей редактуре.

* * *

В конце ноября прошлого года, когда отмечался Всемирный день борьбы с насилием по отношению к женщинам, в узбекоязычных интернет-изданиях появились громкие статьи на эту тему. Как рассказывалось в одной из историй, после обращения одной из женщин в суд с жалобой на невыплату алиментов бывший муж ворвался в дом к своей бывшей супруге и нанес ей несколько десятков ножевых ранения. Все произошло на глазах у ее маленьких детей и отца-инвалида. Женщина чудом осталась жива, однако, врачи были вынуждены ампутировать ей руку и ногу.

Событие произошло в наше время, когда повсюду трубят о практически достигнутом равноправии мужчин и женщин. Читая статью, невольно начинаешь задаваться вопросом: а можно ли было предотвратить трагедию? Насилие со стороны мужчины в семье, отношение людей к подобному как к норме, невнимательность со стороны махалли (квартальной общины) и милиции, иногда просто не желающих решать проблему, могут превратить жизнь молодой женщины в ад, а ее саму – в калеку.

К сожалению, гарантии, что подобные истории не будут повторяться в будущем, пока нет…

Понятие домашнего насилия является новым в правоведческом категориальном аппарате. Однако проблема стара как мир. В патриархальных обществах насилие является глубоко вжившимся в сознание людей феноменом.

Нездоровые представления о превосходстве мужчин над женщинами, их якобы более высокий статус предполагает, что женщина должна всегда держаться на вторых ролях, беспрекословно выполнять приказы мужа и, склонив голову, принимать побои и оскорбления. Некоторые даже убеждены, что именно такой подход является единственно верным. Есть даже известная поговорка: мужчина, который не бьет жену, - не мужчина.

Достаточно ли внимания к данной проблеме уделяется сегодня в Узбекистане с юридической точки зрения?

Жалобы на случаи насилия в семьях

Когда мы проанализировали все вопросы, поступившие на наш сайт с 2010 года, выяснилось, что примерно 60 процентов из них посвящены взаимоотношениям в семье. Большинство из них касаются разводов, алиментов и правовых взаимоотношений между супругами, а также домашнего насилия. Вот несколько примеров:

«Мой отец постоянно избивает мать. Сколько себя помню, они всегда ссорились, и отец бил ее прямо у нас на глазах. Мама практически превратилась в калеку. Несколько раз вызывали милицию, однако против отца не было принято никаких мер. Куда еще мы можем обратиться? Как можно изолировать отца от матери и от нас?..»

«Я хочу развестись с женой. Я ее люблю, но мои мать и сестра не дают нам нормально жить, постоянно затевают ссоры. Несколько раз выгоняли мою жену из дома. Обратиться в махаллинский комитет нет возможности, так как моя мать – одна из активисток, никто не смеет ей перечить. Мать пригрозила, что если я не разведусь, она перестанет со мной общаться. Не хочу обижать маму, но и развода с женой не хочу. Мы живем дружно, у нас маленькие дети. Как можно распутать данную ситуацию?..»

«Мой муж - очень состоятельный предприниматель. Мы много ссоримся из-за его измен, и сейчас я живу у отца. У нас двое детей. Если я потребую развода через суд, муж грозится отнять у меня детей. Он может добиться этого с помощью денег. Что мне надо сделать, чтобы дети остались со мной?..»

Что означает домашнее насилие?

Об одном из самых свежих фактов домашнего насилия сообщает 4 января 2014 года в своей рассылке Правозащитный Альянс Узбекистана

В пресс-центр Альянса обратились жители казахской национальности, проживающие в Кибрайском районе Ташкентской области, супруги Гульпаршин и Маджид Шертаевы. Они сообщили, что их дочь Дильноза Шертаева, 1991 года рождения, на протяжении трёх лет подвергалась домашнему насилию со стороны мужа Эрлана Уразбаева, 1986 года рождения. О домашнем насилии Дильнозы родители узнали 24 октября 2013 года, когда Дильнозе удалось убежать из дома мужа с двумя маленькими детьми. В этот день Эрлан связал Дильнозу, избивал её палкой, одевал ей на голову противогаз для удушья, намерен был колоть приготовленными иголками пальцы Дильнозы. Его остановил сильный крик плачущих детей. Эрлан угрожал убить ножом Дильнозу и её родных, если его жена сообщит о его домашних пытках. Косвенным свидетелем пыток был Хуршид, брат Эрлана, которому Эрлан нанёс ножевые ранения. Дильноза Шертаева после пыток оказалась в больнице, ей была сделана срочная операция ноги, потому что от ударов её ноги опухли и были перебиты кровеносные сосуды. Всё тело Дильнозы было в чёрных гематомах, её психика расстроилась, сейчас она всего боится и находится на лечении. Родители Дильнозы заявили в милицию Кибрайского района, приходили милиционеры (участковый по имени Абдулазиз и следователь по имени Учкун), но никакие меры к хулигану и истязателю приняты не были. В настоящее время Эрлан Уразбаев находится на свободе, милиция продолжает бездействовать.
Под домашним насилием понимается физическое, психологическое, сексуальное или финансовое насилие между супругами или другими близкими членами семьи. Обычно, в основе такого насилия лежит стремление одного члена семьи установить контроль над жизнью других. В большинстве случаев жертвой домашнего насилия является женщина или дети, однако таковыми могут стать и мужчины, а также пожилые люди. Перечислим самые распространенные виды домашнего насилия:

- Избиение мужем жены, психологическое давление, оскорбление ее происхождения, семейных условий, действий ее родителей или родных, сексуальное насилие жены мужем, удовлевторение сексуальных потребностей в неестественных формах или сексуальное унижение (оскорбление физиологического состояния, отказ от половых сношений, измена), ограничение финансовыми способами, к примеру, муж не дает жене денег или не позволяет ей учиться или работать и т.д.

Запрещено ли домашнее насилие законом?

Ни в административном, ни в уголовном кодексе Республики Узбекистан домашнее насилие не упоминается. То есть, данное понятие не определено как отдельное правонарушение, следовательно, не определяется и наказание за него.

Решение семейных споров, независимо от степени насилия в них, предоставлено махаллинским (общинным) органам самоуправления. На практике редко встречаются случаи обращения жертв домашнего насилия в милицию или суд. Из-за проводимой политики, направленной на сохранение семей и уменьшение количества разводов, женщин, жалующихся на насилие в семье, просто отправляют домой. Часто встречаются случаи, когда мнение женщины, требующей развода в суде, также оставляется без внимания. В результате увеличивается вероятность того, что женщины и их дети будут подвергаться насилию вновь и вновь. Обычно уголовное дело против виновника возбуждается только в случае серьезного увечья или смерти жертвы.

Почему нужен новый закон?

В данном случае, естественно, возникает вопрос обязательно ли включать насилие в семье как отдельную статью в кодекс, ведь уже существуют наказания за нанесение увечья или сексуальное насилие. Верно, если муж применяет насилие по отношению к жене, то это может, в зависимости от последствий, быть квалифицировано как нанесение легкого (среднего, тяжелого) телесного повреждения (статья 109), истязание (статья 110), убийство или угроза применением насилия (статья 112); если он стал причиной смерти женщины, то умышленное убийство (статья 97), доведение до самоубийства (статья 103); в случае сексуального насилия – изнасилование (статья 118), насильственное удовлетворение половой потребности в противоестественной форме (статья 119), понуждение женщины к вступлению в половую связь (статья 121), а в других случаях клевета (статья 139), оскорбление (статья 140), принуждение женщины к вступлению в брак или воспрепятствование к вступлению в брак (статья 136).

Однако насилие в семье является таким правонарушением, в котором существуют свой субъект и объект, субъективная сторона и объективная. Эти четыре элемента могут не совпадать с элементами других правонарушений. К тому же, в вышеуказанных случаях не рассматривается наказание за подобные действия не только со стороны мужа, а близких родственников, к примеру, отца, брата и др. В результате многие формы насилия в семье остаются безнаказанными. Насилие в семье осуществляется под иными мотивами, при других условиях и другими способами, и в этом смысле является отдельным преступлением, поэтому необходимо включить эту группу деяний как отдельные преступления в УПК и Уголовный кодекс.

В 1995 году Узбекистан присоединился к международной конвенции «О предотвращении всех форм насилия по отношению к женщинам». С тех пор узбекская сторона трижды давала отчет Комитету ООН по правам человека о способах имплементации положений данной конвенции в республике. В каждом из этих трех случаев Комитет ООН, утверждая, что женщины не имеют равного с мужчинами положения, в узбекском обществе широко распространены патриархальные предрассудки и стереотипы относительно роли женщин, а также, что женщины часто становятся жертвами домашнего насилия, рекомендовал Узбекистану принять меры против подобной практики.

По информации, предоставленной в Комитет ООН официальными органами Узбекистана, подготовлен проект нового закона, гарантирующего равные права и возможности для женщин и мужчин. Однако данный закон до сих пор не принят. Отвечая на вопросы Комитета ООН о насилии в семье узбекская сторона ограничивается тем, что дает статистические данные о преступлениях против женщин (а не насилии в семье).

Какова разница между преступлениями, совершенными по отношению к женщинам, и домашним насилием?

Необходимо упомянуть о существенной разнице между преступлениями по отношению к женщинам и насилием в семье. Проанализируем эту разницу в случае нанесения повреждения средней тяжести.

Если человек, не являющийся родным или близким (не член семьи) наносит женщине телесные повреждения, то все понимают, что это преступление, и необходимо вмешательство милиции. Ясно также, что пострадавшей женщине необходимо обратиться в милицию. Общественность также резко осуждает человека, посмевшего поднять руку на женщину и требует наказания.

Давайте теперь представим, что такой же случай произошел внутри семьи – муж избил жену. Если муж нанес побои жене, то общественность считает, что это – внутреннее дело семьи. Так как подобное преступление обычно совершается дома, то и свидетелей бывает мало. Во-вторых, жена под давлением общественности и мужа не жалуется в милицию. В крайнем случае, она может обратиться в махаллинский комитет. В большинстве случаев представители махалли стараются разрешить спор внутри семьи. А муж, не осознающий ответственность за насилие, продолжает измываться над женой и дальше. При изучении случаев, когда жертва домашнего насилия оставалась калекой или покончила жизнь самоубийством выясняется, что насилие было продолжительным, а махалля и правоохранительные органы, зная об этом, не приняли своевременных действий. В результате оставшаяся наедине со своей проблемой женщина налагает на себя руки.

Роль государства в защите женщин от домашнего насилия

Согласно отчету о домашнем насилии в Узбекистане, подготовленном международной правозащитной организацией «Human Rights Watch» в 2000 году, государство не уделяет достаточное внимание защите жертвы и наказанию виновных, и в защите пострадавшей выбираются неверные пути, что в свою очередь, препятствует решению проблемы. Привлечение представителей махалли в разрешение семейных раздоров является положительной практикой, поскольку, если споры внутри семьи изучаются соседями и аксакалами, которые дают правильные и нужные советы, можно предотвратить дальнейшую эскалацию конфликта. Однако на деле данная практика не дает ожидаемых результатов. Зачастую аксакалы подходят к проблеме поверхностно и вместо того, чтобы решить проблему, накладывают всю ответственность на пострадавшую. Как говорится в отчете, некоторые представители махалли даже говорят «как же можно рассматривать это как преступление, ведь он муж этой женщины?». В большинстве случаев они не дают пострадавшей советов по получению юридической помощи, а вместо этого принуждают ее простить мужа, быть терпеливой и исправить собственные ошибки.

Иногда решением проблемы является не сохранение семьи любой ценой, а развод. Поэтому ответственные представители махалли должны давать правильную оценку ситуации, и в случае жестокого обращения с женщиной принять необходимые меры. Если же они не хотят или не поступают так, то женщине или ее представителям следует обратиться в правоохранительные органы с жалобой.

Узбекистан присоединился к международной конвенции по предотвращению насилия в отношении женщин. В годы независимости на государственном уровне обращается важное внимание женщинам. Это радует. Однако работы по предотвращению насилия в семье, предоставлению юридической защиты пострадавшим и наказанию виновников – непочатый край.

Рекомендации по предотвращению домашнего насилия

Для предотвращения домашнего насилия государственные органы и гражданское общество должны действовать сообща. К самым необходимым мерам в данном направлении относятся следующие:

В первую очередь, государство должно упрочить законодательную базу. Для этого мы считаем необходимым принять отдельный закон «О борьбе против насилия в семье». В законе должно быть дано определение домашнего насилия (или насилия в семье) и определены законные меры защиты жертв подобных насильственных мер. Общественные организации, махалли и органы самоуправления граждан, правоведы, социологи, психологи, деятели сферы религии и обычные граждане должны обратиться к депутатам или сенаторам с просьбой разработать проект закона. Вместе с тем в административный и уголовный кодексы должны быть включены новые статьи на основе новопринятого закона.

Во-вторых, в Гражданско-процессуальный кодекс должны быть включены положения о мерах по процессуальной системе защиты, т.е. недопущение насильника к пострадавшей женщине, ее защиты и пр. К примеру, органу, рассматривающему жалобу о домашнем насилии, необходимо дать полномочия запретить обвиняемому в насилии встречаться или приближаться к истице до решения суда.

В третьих, необходимо организовать временные прибежища для жертв домашнего насилия и их детей, где они могут находиться до вынесения решения суда. К примеру, в 2008 году, согласно Указу Президента Республики Узбекистан был создан Республиканский реабилитационный центр для жертв торговли людьми. Подобные реабилитационные центры должны быть организованы и для жертв домашнего насилия. В них необходимо оказывать медицинскую, психологическую, социальную и юридическую помощь. При этом они должны существовать не только в городах, но в областях и в кишлаках и, по мере возможности, осуществлять деятельность не под государственным надзором, а при неправительственных организациях.

В четвертых, необходимо создать специальные службы доверия и «горячие линии» для жертв домашнего насилия, при этом информация об обращающихся должна храниться в тайне. Сотрудники подобных центров должны пройти специальные тренинги по методам работы с жертвами насилия в семье. Через тренинги должны в регулярном порядке проходить сотрудники правоохранительных органов, органов самоуправления граждан и махаллинских комитетов, а также семейные врачи.

В пятых, необходимо проводить разъяснительные работы в обществе, стараясь изменить искаженные представления о домашнем насилии. К данной работе надо привлечь средства массовой информации и НПО. Необходимо разъяснять, что жертвами домашнего насилия в большинстве случаев являются женщины, и решение проблемы зависит от мужчин. Кроме этого, необходимо снабжать женщин информацией о самозащите, о том, к кому и когда обращаться в случае насилия и где можно получить помощь.

К тому же на должности председателя махаллинских комитетов и другие органы самоуправления граждан должны избираться люди, имеющие представление о домашнем насилии. Они также должны проходить необходимые тренинги.

В данном случае необходимо отметить, что неправительственных некоммерческих организаций, работающих в сфере защиты прав женщин, в Узбекистане чрезвычайно мало. Необходимо изучить опыт зарубежных государств в вопросе предотвращения домашнего насилия, и, сохраняя ценности узбекского народа (и отказываясь от традиций, нарушающих основные права человека), выработать специальные национально-правовые программы. В данном направлении призываем всех членов общества и обычных граждан работать сообща.

Дилором Абдуллаева

Источник — Ташаббус.