Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

«О, этот ласковый и нежный President Xi». К визиту в Узбекистан председателя КНР Си Цзиньпина

«О, этот ласковый и нежный President Xi». К визиту в Узбекистан председателя КНР Си Цзиньпина

Нет, хоть убейте, но не могу я себе вообразить грозного уже по определению Председателя КНР во фривольном партикулярном обличии! Разве так должен смотреться на людях истинный коммунист, пламенный борец с оппортунизмом и ревизионизмом?

Строгий «сталинский» френч из плотного тёмно-зелёного сукна о двух накладных карманах, увенчанный белоснежным подворотничком просто обязан сидеть на мощном торсе Председателя как влитой!

Что, нет? Хорошо, пусть тогда на нём будет строгая пиджачная пара, но зато пронизывающий насквозь принципиальный «партийный» взгляд сквозь огромные очки-велосипед.

Ещё лучше, чтобы на аскетической физиономии «солдата Партии» выступали скулы, а тонкие, как бы постоянно чем-то недовольные губы изгибались вниз презрительным полумесяцем.

Ну, представили себе?

А что же мы имеем в лице товарища Си? «Новый имидж» китайского руководителя – вот что мы имеем! Mr. President Xi – так его теперь в западной печати величают, уже по-цивильному.

И отнюдь неспроста в тронной речи при вступлении Си Цзиньпиня в должность прозвучало это: «Мы будем переходить реку, нащупывая камни».

Вот так он теперь и движется вперёд по-хитрому – лицом улыбается, а ногой камни щупает…


И язык у нового китайского лидера тоже оказался поразительно «сладеньким». Он, этот язык, на сей раз расточал такие похвалы президенту Узбекистана Исламу Каримову при встрече, что за ним даже при большом желании ни придворным лизоблюдам, ни наёмным заграничным комплиментщикам никак было не угнаться.

Тут без цитат не обойтись.

«У меня такое впечатление от встречи, как будто мы большие друзья, я веду разговор с великим лидером, который имеет огромный опыт строительства своего государства, стоит у истоков его создания».

«…Я думал, что веду разговор с большим мудрецом. Каримов - тот человек, который исходит из реальности и обращает свой взор в далёкое будущее. У него тончайшие и глубокие анализы на все мировые проблемы. Из его уст я услышал много умных мыслей, и это очень было полезно для меня».

Если судить по той бросающейся в глаза корявости перевода с китайского языка этих фрагментов, то сразу можно отбросить всякие сомнения в том, что данный каскад восхвалений был по ходу выдуман из головы узбекскими придворными. Нет! Именно так, а не иначе всё и представлено в китайской официозной прессе. Си Цзиньпин лил целыми канистрами миро и елей на каримовскую голову, открыто и беззастенчиво!

Видимо, недаром ещё со времён Поднебесной империи бытует там у них в народе такая пословица: «Льстивый язык будет тебе по тысяче цяней в день приносить».


Тут следует заметить, что ни одно из узбекских СМИ не перепечатало у себя всех китайских славословий в адрес президента, а это означает, что Ислам Абдуганиевич, как тот воробей, не стал клевать такой подозрительной мякины и на примитивную лесть вопреки всем ожиданиям не купился.

И вот что ещё – как оказалось, president Xi таким приёмом, а именно захваливанием своего визави, пользуется при случае очень даже часто. Нечто подобное, правда, в меньших масштабах можно, к примеру, было наблюдать во время турне товарища Си Цзиньпина по странам бассейна Карибского моря.

В целом же следует отметить, что пресса Узбекистана на этот раз не так уж и превознесла успехи данного визита китайского руководителя и полученную от него выгоду для своей страны. Основной упор в печати при этом делался на «подписание 31-го документа», согласно которым Китай теперь должен инвестировать в экономику Узбекистана сумму эквивалентную 15 миллиардам американских долларов. При этом умалчивается, что большинство этих «документов» представляют собой всего лишь мало чего значащие «договоры о намерениях». То есть, в этих меморандумах просто зафиксировано обоюдное желание сторон сотрудничать в перспективе на данном направлении.

«Дурень думкой богатеет». Эх, если бы осуществилась хотя бы небольшая часть от всех подобных «договоров о намерениях инвестирования», подписанных Исламом Каримовым со множественными государствами арабского Востока и юго-восточной Азии, то в «солнечной республике» уже давно бы наступила настоящая «эра счастья и благоденствия»!

Прежде чем перейти к содержанию доверительных бесед между Си Цзиньпином и Исламом Каримовым, нам по всему следует остановиться на некоторых проблемах, недавно возникших у китайских товарищей, по причине которых они теперь и вынуждены двигаться вперед, «нащупывая ногами камни», то есть, крайне осторожно.


Дело в том, что темпы роста экономики КНР в последнее время резко «сбавили обороты».

Причин тому называется множество, в частности тот, ещё недавний «перегрев» экономики страны в целом, когда ВВП ежегодно увеличивался на 10 и более процентов.

Отдельные эксперты также полагают, что всему виной являются «ножницы» в промышленности, возникшие в результате сложившихся противоречий между «производственными отношениями» (государственный диктат) и «производительными силами» (капиталистический способ производства).

В практическом же выражении все это выглядит как обвальное падение спроса на китайские товары в Европе и в Северной Америке, которое определяется, прежде всего, возникшим несоответствием между ценой и качеством этих товаров.

Сами собой напрашиваются два выхода: или улучшать качество товаров, или же искать для них новые рынки.

Вот потому-то мы теперь и вправе спросить себя: а зачем вообще приезжал в Узбекистан товарищ Си? Неужто лишь для того, чтобы продекламировать панегирик Исламу Каримову? Или же чтобы, наконец, посетить Самарканд, как сам он выразился, дражайшую, неисполнимую с самого раннего детства мечту?

Об этом лучше всего можно узнать, естественно, не на страницах официозного агентства «УзА», но в сообщении его китайского аналога, а по своей сути и побратима, агентства «Синьхуа».

Некоторым образом здесь мы раскрываем для себя одну «небольшую», скажем так, тайну.

В начале переговоров лидеры обеих государств, точно так, как боксёры в первом раунде легкими ударами, обменялись несколькими, хотя и ничего не значащими заявлениями, но как бы требующими обязательного обоюдного подтверждения.

Товарищ Си вопросил: верен ли президент Узбекистана принципам борьбы с «тремя силами зла» - терроризм, экстремизм и сепаратизм? Естественно, ответ был положительный, - да, мы верны!

В ответ Ислам Абдуганиевич поинтересовался: считает ли его визави, что проблема Афганистана должна быть решена исключительно мирным путём? И естественно также получил положительный ответ.


И вот уже после этого Си Цзиньпин, фигурально раскрыл свой «дорожный саквояж» и выложил его содержимое прямо перед остолбеневшим Исламом Каримовым.

Оно, это содержимое, было представлено «пятью прагматичными предложениями по укреплению взаимного сотрудничества».

(Пресса Узбекистана ни словечком об этом не обмолвилась, настолько эти «предложения» выглядят, пардон, нахально и бесцеремонно по смыслу).

Предложение первое.

До 2017 года нужно увеличить товарооборот между двумя странами и довести его до суммы, эквивалентной 5 миллиардам американских долларов ежегодно. Расширить взаимные инвестиции и создать на территории Узбекистана китайскую зону «свободной торговли».

Предложение второе.

Углубить взаимное сотрудничество в энергетической сфере, а именно обеспечить стабильную работу газопроводов Узбекистан-Китай, также обеспечить работу совместных предприятий по переработке газа и добыче горючих сланцев.

Предложение третье.

Расширить транспортное-коммуникационное сотрудничество, для чего в кратчайшие строки наладить прямое железнодорожное и автомобильное сообщение, то есть, кроме железной дороги Китай-Узбекистан проложить ещё и параллельную автотрассу.

Предложение четвёртое.

Создать на территории Узбекистана показательные китайские промышленный район и аграрный комплекс. Решить вопрос о взаиморасчётах между двумя странами в национальных валютах.

Предложение пятое. Содействовать расширению взаимного культурного и научного обмена между двумя странами.

Приблизительно так, вкратце и выглядят все эти «пять предложений» Си Цзиньпина.

Догадываетесь ли вы, уважаемые читатели, что на самом деле они собой представляют и почему Ислам Каримов от них отшатнулся (очень надеемся!), как от чумы?!

А представляют они собой для Узбекистана не что иное, как ПОЛНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗАКАБАЛЕНИЕ! Со всеми бебехами и шабалами! «И пошла она к нему, как в тюрьму»!


Только представьте себе то количество всякого-разного сырья (газ, цветные и тяжёлые металлы, хлопок и т.д.), которое нужно будет вывезти из Узбекистана в Китай (по их-то низким ценам), чтобы общая сумма экспорта составила 5 миллиардов долларов?! И сколько дешёвого китайского барахла придётся завезти взамен? И всё это пойдёт беспрепятственно по прямой железной дороге и автотрассе!

Хотелось бы вам, чтобы в Узбекистане к тому же ещё появились свои чайнатауны и чайнавилиджи? И это только начало!

Если же Китай в определённых обстоятельствах сумеет задержать у себя некоторое количество узбекской валюты, то он тем самым получит полный контроль над всей финансовой системой этой страны!

И так далее.

Теперь вам ясно, почему так усердно товарищ Си пел лазаря коллеге Каримову?

Всё это развернувшееся «представление» напомнило автору этих строк не что иное, как великую драму Александра Островского «Бесприданница».

Это надо же – такие совпадения?

…К брошенной любовником Ларисе Дмитриевне нагло является купец Кнуров с открытым предложением идти к нему на содержание, которое будет таким «громадным», что все злые языки сразу умолкнут. Обещает при этом забыть о связи бедной девушки с обольстителем Паратовым (в нашем случае - это США, «попиндосили и бросили»).

Как мы помним, в пьесе Лариса Дмитриевна со стыда в Волгу не бросилась, и не подстрели её в финале законный супруг Карандышев, то ещё не известно, как бы она отреагировала на предложение «проехаться в Париж на выставку» с Кнуровым.

Вот так же мы пока и не знаем настоящей реакции Ислама Каримова на эти «пять китайских прагматичных предложения», то ли он их отверг с негодованием, а то ли «обещал подумать»?

Эх, тяжело жить в наши дни «стране-бесприданнице», хоть она официально и считается «независимой», но зато все могучие соседи к ней постоянно с гнусными предложениями лезут…

И, наконец, уж совсем курьёзное…

Агентство «Жахон» на своих страницах опубликовало материал: «Зарубежное экспертное сообщество даёт высокую оценку итогам Государственного визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Узбекистан». В частности приводится мнение профессора Нью-Йоркского Государственного (!) университета «П. Морвиджа». Данный Морвидж, оказывается, высоко оценивает сии результаты, при этом он особо напирает на значимость «31 документа на 15 миллиардов долларов».

Бедный, бедный Парвиз Морвидж (Parviz Morewedge)!

Когда-то, ещё очень-очень давно, ему, доктору физико-математических наук Калифорнийского университета, довелось написать некий учёный труд о присутствии элементов метафизики в работах великого Авиценны. Для получения более полных исходных материалов по данной теме он был вынужден посетить Узбекистана, где его имя запомнили, оно сохранилось в неких анналах и вот уже много лет им, этим именем, кто попало, при случае свободно в той далёкой стране пользуется. Чуть что, так сразу: «…Профессор Морвидж восхищается достижениями Узбекистана!» «…Профессор Морвидж буквально боготворит президента Каримова!»

И так далее.

Из всего приведённого «Жахоном» правдой является только то, Mr. Parviz Morewedge действительно одно время занимался научной и преподавательской деятельностью в Residence at the State University of New York at Old Westbury.

Однако «жахонским мудрецам» невдомёк, что данный Парвиз уже глубокий-глубокий старик, в будущем январе ему исполнится ровно 80 лет. От дел он отошёл ещё в 2002 году, тогда же и закрыл свой персональный сайт, располагавшийся прежде по адресу http://mideast.rutgers.edu/FACULTY/BIOS/Morewedge.html

В прошлом году лично мне довелось вести с ним краткую переписку, и Mr. Parviz Morewedge был очень удивлён, когда я ему процитировал «его же» собственные слова с правительственного портала Узбекистана:

«Прежде всего, хотелось бы отметить, что президент Каримов – выдающийся лидер»

Дедушка от такого неожиданного открытия был сильно смущён и подавлен...

Что же ещё у нас остаётся? Пожалуй, что только попрощаться – до свиданья, Mr. President, прощайте наш ласковый Сиша!

Да, интересно было бы узнать, сделал ли President Xi соответствующие «прагматические предложения» ещё и президенту Туркмении Гурбангулы Бердымухамедову во время недавнего посещения этой страны?

И смог ли (посмел ли?) туркменский лидер от них категорически отказаться?..

Ядгор Норбутаев

Международное информационное агентство «Фергана»