Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Старых парков больше нет. Есть зеленые зоны и охраняемые территории

06.04.2013 17:30 msk, Соб. инф.

Узбекистан
Старых парков больше нет. Есть зеленые зоны и охраняемые территории

© Фото «Ферганы.Ру»

21 марта в Ташкенте (Узбекистан) открылся парковый сезон, сообщила газета «Народное слово», сославшись на Олима Тилябова, главного специалиста по паркам культуры и отдыха Главного управления по делам культуры и спорта Ташкентской мэрии.

О.Тилябов сообщил, что в этом году будут реконструированы три парка: Зафара Диёра (бывший Вали Котика) и два парка в Сергели. В четырех парках (Гафура Гуляма, Мирзо Улугбека, Бабура и Национального парка) намечено открыть амфитеатры для детских представлений.

За «Курантами» (башня с часами, достопримечательность Ташкента - ред.) в мае откроется зеленая зона, которая сейчас «облагораживается». Речь идет о территории, на которой стоял снесенный Дворец водного спорта имени Митрофанова.

Однако ташкентцы не рады.

«Что-то пугают новости о реконструкциях, возведении каких-то неведомых амфитеатров… Что это значит? Конкретно? Для амфитеатра понадобится вырубить деревья? Вроде свободного места в тех парках не особо много… А «облагораживание» — это что, лесоповал?» - задаются вопросами ташкентцы.

«Амфитеатр - это театр без крыши. Как быть там детям на ташкентском солнце?» - удивляется наш собеседник С.

Ташкентцы волнуются неспроста: они хорошо помнят вырубку Сквера, который сейчас называют Парком Амира Темура.

«Парком это назвать теперь сложно - пустошь, - пожимает плечами ташкентец Ш. - Мелкие елочки, неплохой газон. Что было и что стало - это, конечно, огонь и вода. Боюсь, что стоит и этим ёлочкам подрасти, их тут же постигнет судьба вырубленных деревьев».


Сегодня в Ташкенте осталось всего девять парков культуры и отдыха. За годы независимости жители и гости узбекской столицы лишились следующих парков:

Парк «Пионер». Был отобран у населения под строительство президентской резиденции Ок-Сарой. Вся территория бывшего парка окружена 5-метровым забором.

Парк Горького. На его территории было построено помпезное здание городского хокимията (мэрии). Впрочем, сам хокимият там недолго просидел - года два назад мэрия вернулась в свое старое здание Ташкентского горисполкома. А в здание в парке Горького переехал головной офис «Халкбанка». Территория же бывшего парка так и осталась закрытой для широкой публики.


Многие парки Ташкента ныне закрыты

Парк Победы. Строго говоря, этот парк открыт для публики, но не бесплатно. На территории именно этого парка располагаются «Ташкентленд», Аквапарк и Японский сад, вход недёшев. Например, за посещение Японского сада со взрослого возьмут 10.000 сумов, а с ребенка от 3 до 12 лет и с пенсионера - 5000 сумов.

Заметно сократилась территория бывшего парка Пушкина (ныне - парк им.Абдулла Кадыри).

С прошлого лета закрыт на реконструкцию парк Зафара Диера (бывший парк Вали Котика). Именно этот парк заменил Сквер в фильме по роману Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы»: к моменту съемок Сквер был уже полностью уничтожен. Похоже, если еще кто-то захочет снять исторический фильм о Ташкенте, то парковые сцены придется декорировать в павильоне.

Судя по объявлению, после открытия парк Зафара Диера будет в очередной раз переименован и станет Парком культуры и отдыха «Локомотив».


«Под наши стоны и охи вырубили довольно много деревьев, но лысым он пока не стал, - говорит ташкентская пенсионерка Т. - Что там будет, пока гадать трудно, горы земли видны из-за забора. Обещают лучший парк в городе к 1 сентября 2013 года. Надеемся - но тут, как во всяком деле, есть свой минус. Домашнего парка мы лишились навсегда. Вход был свободный, аттракционы дешевые и не шумные, да и мало их было, жителям не мешало. Деревьям модные стрижки не делали, они тень давали и выглядели естественно. Словом, тихий, зеленый, уютный уголок природы. Дети и внуки в нем выросли, как в своем саду».

К парку Зафара Диера примыкает здание Государственного института искусств и культуры, который создается постановлением Президента Узбекистана от 4 июня 2012 г. на базе Ташкентского государственного института культуры имени Абдуллы Кадыри и Государственного института искусств Узбекистана имени М.Уйгура.


Парк возле института искусств

Новому вузу отданы здания института культуры и школы №190. Что будет (или что стало) с памятником воинам-интернационалистам, который стоял возле этой школы, - неизвестно.

Реконструкцию этого парка связывают с именем премьер-министра Мирзияева: «Приехал премьер и решил, что парадный вход будет с кольцевой трассы. Парадность сейчас и обеспечивают. Проложат две асфальтовые полосы по 4 метра, между ними промежуток, а по бокам – как полагается, газоны с елками и подсветка», - говорит один из жителей близлежащих домов.

Самому премьеру молва приписывает и строительство поселка на территории бывшей воинской части, примыкавшей к парку Вали Котика: там сейчас интенсивно возводятся двухэтажные особняки для небедных людей.


Новые особняки растут как грибы

Как заявляет Ташгоркомприроды, на каждого жителя столицы Узбекистана приходится 69 кв. метров зеленых насаждений, всего же зеленый покров столицы оценивается в 15.200 кв.метров, что составляет 35% территории города.

«Программа реконструкции, переоснащения и улучшения деятельности парков культуры и отдыха страны на 2011-2015», ориентировочной стоимостью около $50 млн, предусматривает реконструкцию 225 парков. Согласно этой программе, парки будут функционировать в форме государственных предприятий, учрежденных администрациями районов и городов.

Однако часто в зеленые зоны нет свободного доступа жителей, как случилось с парком Жасорат (бывший Туркво), или с парком, окружающим Банковскую Академию.

С другой стороны, зеленые насаждения по последней моде выглядят так: стриженные под ноль газоны и елочки. Зимой и весной такие газоны смотрятся очень красиво, но в летний зной они не дают ни тени, ни прохлады, а требуют огромного количества воды.

Впрочем, вполне вероятно, что правительство Узбекистана изменит свои вкусовые предпочтения.


Парки рубят, пни остаются

Госпрограмма на этот год, названный «Годом благополучия и процветания», предусматривает «высадку 15 млн единиц декоративных и 29,5 млн единиц фруктовых деревьев вдоль внутримахаллинских улиц и на специально-организуемых «зеленых» территориях махаллей» (узбекских кварталов).

«Недавно пришли к нам из махалли и сказали, что вместо елок возле подъезда надо высаживать фруктовые деревья. А я только в прошлом году эти елки и посадил», - смеется ташкентец Г., проживающий в одном из кварталов массива Юнусабад.

Соб. инф.

Международное информационное агентство «Фергана»