Кыргызстан: Вся власть - народу?
Если почитать новости из Кыргызстана, то складывается впечатление, что толпа в стране может все. Началось это в далеком марте 2005 года, а именно 24-го числа, когда толпа захватила власть и разгромила город. Позже переворот назвали красиво: «тюльпановая революция», но тогда это было чрезвычайное происшествие, из ряда вон выходящая ситуация. Все повторилось 7 апреля 2010 года, и это изменило все. Именно второй насильственный захват власти, сопровождающийся мародерством и безнаказанностью мародеров, дал понять: толпе ничего не грозит, ей можно все.
В Кыргызстане толпа стала сильнее закона. Стало нормальным услышать на любом относительно многочисленном митинге: «Вспомните 7 апреля, мы сделаем также». Да, корни растут оттуда: от «безнаказанных» митингов, после которых толпа сначала захватила Белый дом, а потом заодно и кафе, магазины и рестораны. Возможно, люди не верят, что в Кыргызстане можно что-то решить законным путем. Зачастую с помощью митингов люди «выбивают» рабочие места, дополнительные деньги, оборудование для школ и так далее. Но власть поощряет такие действия, оставляя виновных без наказания.
Приведу некоторые примеры.
По событиям 24 марта 2005 года не наказан никто, но тогда хотя бы обошлось без жертв.
«Показательный» суд по 7 апреля 2010 года продемонстрировал: на скамье подсудимых оказались не те, кто забил насмерть двух курсантов, таранил ворота Белого дома, отбирал оружие и избивал спецназ, а сотрудники силовых структур, которые по закону должны охранять Белый дом. Безнаказанность действий «апрельской толпы» выгодна властям, которые и пришли к власти на этой волне.
28 августа текущего года около 40 активистов под предводительством лидера партии «Асаба» Салморбека Дыйканова ворвались в студию ОТРК во время прямого эфира, где проходил аукцион по двенадцати выставленным на торги месторождениям, и выгнали инвесторов.
11 сентября в Джалал-Абадской области толпа примерно из 100 местных жителей напала на лагерь, принадлежащий четырем компаниям-подрядчикам, и, угрожая физической расправой, угнала около 40 единиц строительной техники. Возглавлял налетчиков глава местного айыл-окмоту (сельского совета), сообщал Регнум.
25 сентября 2012 года в селе Ала-Бука Ала-Букинского района Джалал-Абадской области Кыргызстана толпа жителей, примерно 200 человек, избили судью и прокурора района, которые отпустили под домашний арест человека, подравшегося с односельчанином.
Один из самых вопиющих случаев произошел 19 и 22 ноября текущего года, когда толпа в начале ограбила, а потом подожгла участок на месторождении «Апрельское». Более того, толпа была настолько агрессивна и неуправляема, что у главы Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам не было другого выхода, как «без суда и следствия» приостановить лицензию на разведку месторождения.
Конечно, по всем фактам возбудили уголовные дела, но вероятность наказания виновных очень низкая. С высоких трибун постоянно звучат красивые слова о верховенстве закона и том, что все в этой стране – для инвесторов. Но в реальности простые граждане и инвесторы не могут надеяться ни на правоохранителей, ни на власть и остаются один на один с «местными патриотами».
«Фергана» обратилась к компетентным людям с вопросом: то, что происходит в Кыргызстане, - начало охлократии? Директор правовой клиники «Адилет», юрист Чолпон Джакупова отметила, что ситуация, когда толпа сильнее закона, возникла не сегодня, а много раньше. «Население должно понять, что государства Кыргызстан уже нет, сохранились его отдельные признаки, такие как территория, государственные институты, какая-то символика, президент и парламент, но это не более чем атрибутика. Все радуются парламентаризму, так как он хорош тем, что нет центра принятия решений. На самом деле это вранье, и еще нужно разбираться, хорошо это или плохо - отсутствие центра принятия решений. Возьмем ситуацию с «Апрельским». Если глава геологии ничего не смог сделать и пошел на поводу у толпы, то куда ему обращаться? В правоохранительные органы? Они деморализованы. Посмотрите на процесс по Садыркулову, все политики от ответственности ушли, а служивым дали по 15-18 лет. То же самое по суду за 7 апреля: два года люди сидят за то, что они исполняли закон. Силовики это прекрасно понимают и сейчас ничего не будут предпринимать против толпы. Поэтому вероятность того, что в следующий раз взять Белый дом будет гораздо легче, возрастает», - говорит Ч.Джакупова.
Август 2011–го — перекрытие дороги на месторождение Терек–Сай, в том же месяце произошел конфликт на месторождении Бучук.
Сентябрь 2011–го — заблокирована работа компании «Мекс Ресурс».
Октябрь 2011–го — второй поджог лагеря компании «Талас Копер Голд».
Ноябрь 2011–го — перекрытие дороги на «Кумтор».
Февраль 2012–го — блокирование работы компании «Манас Ресорсез».
Май 2012–го — перекрытие дороги на «Кумтор».
Август 2012–го — захват техники и компании «Элка сервис ЛТД» и компании «Кайди», сорван аукцион.
Сентябрь 2012–го — захват техники ОсОО «Спектр».
Ноябрь 2012–го — нападение на месторождение «Апрельское»
(По информации издания «Вечерний Бишкек».
Чолпон Джакупова уверена, что «Апрельское» - далеко не последний случай бесчинств толпы. «Сколько раз я говорила Отунбаевой и Каптагаеву, чтобы они перестали заигрывать с народом, чтобы перестали взращивать шантажистов и мелких спекулянтов. Они их взрастили, теперь эти семена всходят и дают урожай. Расхлебывать это должен Атамбаев, - продолжает Ч.Джакупова. - Как в нашей стране хватает смелости говорить, что здесь «все для инвесторов». Если вы так хотите инвесторов, то продемонстрируйте собственным примером, что в стране действительно все для них. Где находится бизнес Атамбаева? А Бабанова? Если первые лица государства не намерены вкладывать деньги в свою страну, то что говорить о других? И так во всем. Вы можете писать любые законы, но пока вы сами не начнете их исполнять – не начнет никто», - завершила директор правовой клиники «Адилет».
Депутат парламента Равшан Джеенбеков считает, что «когда народ нарушает закон - это не демократия, а охлократия, незнание законов или эмоциональное выражение своего протеста». «В ситуации с месторождениями много проблем: это незнание законов или выражение своего протеста через незаконные действия. Но больше всего – отсутствие у населения доверия к власти».
На вопрос, что мешает властям принимать меры в отношении нарушителей закона, депутат ответил: «Люди пришли к власти благодаря силе толпы, и сегодня им идти против толпы немного тяжеловато».
Джеенбеков отметил, что подобные случаи приводят к уходу из страны уже работающих здесь инвесторов и запугиванию потенциальных: «Кыргызстан не считается спокойной страной, поэтому инвесторы бегут. Власть должна завоевывать доверие населения. Когда люди видят, что власть сама нарушает законы и моральные принципы, то общество начинает считать, что тоже имеет на это полное право», - сказал Равшан Джеенбеков.
Эксперт аналитического центра «Полис Азия» Павел Дятленко, комментируя сложившуюся в стране ситуацию, заметил: «Пока охлократия в Кыргызстане не наступила». По его мнению, ситуацию можно описать «как одновременное и взаимоусиливающее наложение нескольких кризисов, которое включает в себя: кризис затянувшегося транзита посттоталитарного аграрного общества, пытающего построить рыночный капитализм и сохраняющего завышенные потребительские ожидания; кризис дееспособности государства и его институтов; нарастающие деградация и маргинализация общества, социальных норм и культурных практик; долгосрочная нестабильность; неэффективная модель сервисно-торговой экономики».
«Как результат, часть общества находится на грани выживания, целые социальные группы маргинализируются и деградируют, быстро размывается социальный и человеческий капитал. Именно поэтому мы видим различные формы массовых беспорядков по различным поводам. За постсоветский период в Кыргызстане институты государства сильно ослабели, потеряли значительную часть эффективности, социального доверия и ресурсов. Политическая элита малоэффективна. Доминируют различные экономические и политические группы, которые часто используют массовые акции в своих интересах. Уже сложились устойчивые практики передела и отъема имущества (захваты земли, мародерство, рейдерство, «национализация» и т.д.). Также отсутствуют законодательство и правоприменительная практика по жесткой защите частной собственности (неприкосновенность частной собственности является одной из фундаментальных основ рыночного капитализма и инвестиционной привлекательности для серьезных иностранных инвесторов). Подобные безнаказанные массовые выступления крайне опасны по своим долгосрочным последствиям. Безнаказанность и вседозволенность приведут к полной и безвозвратной деградации общества и государства, распаду государственных, социальных и других институтов и норм, изоляции республики», - заключил Павел Дятленко.
Хочется напомнить, что на своей охране президент Атамбаев не экономит и при любом, даже самом малочисленном митинге, Белый дом с каждым месяцем охраняют все лучше и лучше, постепенно он превращается в крепость. Но если и дальше поощрять безнаказанность и «не замечать» угроз, то однажды толпа снесет и эту власть, повторив ситуацию 24 марта или 7 апреля.
Екатерина Иващенко, редактор Мария Яновская