Узбекистан: Отреагирует ли Гульнара Каримова на сообщения о пытках?
Гульнара Каримова делает вид, что ничего не понимает в пытках. Только в платьях, йоге и украшениях . Фото © РИА «Новости»
Директор медиапрограмм влиятельной Международной Кризисной Группы (International Crisis Group, ICG) Эндрю Штройляйн (Andrew Stroehlein), пообщавшись в Twitter со старшей дочерью узбекского президента Гульнарой Каримовой, решил удовлетворить ее просьбу прислать свидетельства о пытках в Узбекистане.
По словам Штройляйна, переписка началась по инициативе Каримовой – она неожиданно отреагировала на его твит (сообщение в Twitter), в котором упоминалось имя узбекской принцессы. Штройляйн решил, воспользовавшись случаем, выяснить позицию Каримовой по вопросу использования пыток в управляемой ее отцом страной. Однако «узбекская принцесса» уклонилась от прямых ответов.
Twitter-диалог завершился следующими словами дочки узбекского президента: «Я думаю стоит закругляться с PRом несчастных, которые живут чужие жизни и станут известны на сек только тогда, когда мы обратим на них вним-ие. Тех, чьи имена запомнятся только потому что когда-то только лишь НАПИСАЛИ или устроили скандал о сильных мира сего! Пусть идут с миром!» (Орфография и пунктуация сохранены).
В ходе переписки Каримова сообщила Штройляйну, что ей «нужен четкий отчет с конкретными случаями», над которыми она «могла бы работать». Представитель ICG выполнил ее просьбу и отправил Гульнаре открытое письмо, отметив, что указанные в нем проблемы входят в компетенцию Каримовой как постоянного представителя Узбекистана при ООН.
В письме Штройляйн привел несколько конкретных случаев нарушения прав человека. В частности, он рассказал о судьбе ташкентского правозащитника Агзама Тургунова, историю сестер Соатовых, которые подверглись пыткам и изнасилованию в РОВД Мирзо-Улугбекского района Ташкента.
Штройляйн сообщил Каримовой об обращении девяти авторитетных международных правозащитных организаций к правительству Узбекистана, в котором содержится призыв приурочить к 20-й годовщине принятия Конституции республики освобождение всех политических заключенных – с перечислением конкретных имен.
Кроме того, медиадиректор ICG рассказал о том, что Узбекистан игнорирует просьбы специальных структур ООН о доступе в страну для изучения ситуации с правами человека, об использовании принудительного труда детей и взрослых на хлопковых полях страны, напомнил о том, что произошедшая в Андижане в 2005 году трагедия до сих пор не расследована независимыми экспертами, что узбекские власти жестко ограничивают свободу слова, преследуют независимых журналистов и не разрешают работать в стране международным организациям и СМИ.
Штройляйн призвал Гульнару Каримову использовать свои влияние и власть для решения этих и других проблем и облегчения участи жертв незаконных преследований.
Как сказал сам господин Штройляйн в интервью главному редактору «Ферганы» Даниилу Кислову, он не столь наивен, чтобы предполагать, будто «узбекская принцесса» не осведомлена о пытках в ее стране.
Эндрю Штройляйн: - Разумеется, она знает о повсеместных и систематических нарушениях прав человека в Узбекистане. Однако после долгого диалога в Твиттере она пообещала взглянуть на подробности любого подобного случая, которые я бы послал ей, поэтому я и посл их ей. Я не собираюсь давать ей возможность заявить: “я просила у него сведения, но он не ответил”.
«Фергана.Ру»: - Можно быть абсолютно уверенным, что Гульнара Вам не ответит. В чем же была цель этого Вашего письма?
Эндрю Штройляйн: - Да, я думаю, что вы, разумеется, скорее правы. Но тогда, две недели назад, я и не предполагал, что она будет способна обсуждать эти вещи в Твиттере, поэтому, может быть, есть вероятность в один процент на то, что она ответит, как обещала. Ну, хорошо: вероятность в одну десятую процента...
Моей целью было вовсе не поболтать в Твиттере, это уж точно. Начало публичного диалога должно в самом деле принести пользу людям страны. Конечно, я настроен скептически. Ведь это режим, который использует принудительный труд — в том числе и детский — и систематические пытки десятилетиями. В 2005 году в Андижане было расстреляно семьсот или более демонстрантов. Это произошло в правление ее отца — жестокого диктатора Ислама Каримова, находящегося у власти десятилетия... И если существует одна десятая доля процента вероятности того, что Гульнара Каримова исполнит свое обещание рассмотреть случаи нарушения прав человека, то я готов написать письмо с вопросами об этом, - заявил Штройляйн.
Полный текст письма Эндрю Штройляйна доступен по этой ссылке.