Обзор книжных новинок : "Буддийское искусство Средней Азии"
Т.К.Мкртычев. Буддийское искусство Средней Азии (I-X вв.) Москва. ИКЦ "Академкнига", 2002
В последнее время заметно повысился интерес российских граждан к вероучениям Востока - в том числе и к буддизму, а вместе с ним и к буддийскому искусству, внесшему существенный вклад в историю древнего и раннесредневекового искусства Средней Азии. Об этом искусстве, оказавшем большое влияние на весь путь развития среднеазиатской культуры не только в домусульманское время, но и в первые века ислама, и рассказывает в своей книге кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, заведующий сектором археологии Средней Азии Государственного музея Востока Тигран Константинович Мкртычев. Думается, что сей ученый труд может заинтересовать как историков, искусствоведов, религиоведов, востоковедов, этнографов, так и неспециалистов, интересующихся историей, археологией и культурой Востока, ибо здесь "буддийское искусство, существовавшее в Средней Азии почти тысячу лет, впервые рассматривается как единый культурный феномен".
По мнению академика, доктора исторических наук Б.Я.Ставиского, монография знаменует собой новый этап в изучении памятников буддизма в Средней Азии, "этап их более углубленного познания, опирающийся не только на фактический материал, но и на последние достижения в изучении истории буддизма и буддийского искусства". Так, Т.К. Мкртычев выделяет особое место Центральной Азии в истории буддизма, определенное "прежде всего тем, что в процессе распространения учения Будды она связала между собой две великие цивилизации - Индию, родину буддизма, где учение достигло своего величия в древности, и Китай - страну, в которой расцвет буддизма пришелся на раннее Средневековье". А поскольку, с точки зрения исследователя, это учение (хотя и не было "единственным компонентом в сложной картине конфессиональной истории этого региона") обладало устойчивой конфессиональной иконографией, то именно оно и оказало огромное влияние на формирование искусства Центральной Азии. Целью же данной книги является "рассмотрение буддийского искусства на ограниченной территории Центральной Азии, в ее сердце - Средней Азии", бывшей во все времена ареной распространения разнообразных религий и культов.
Считая, что давно назрела необходимость систематизировать произведения среднеазиатского буддийского искусства с учетом анализа технико-технологических характеристик, автор свое произведение представляет попыткой "как систематизации среднеазиатских произведений буддийского искусства по видам, так и обобщения основных технико-технологических характеристик различных видов искусств в их региональных и хронологических проявлениях". Выбор же географических рамок исследования был определен "возможностями непосредственного знакомства автора с памятниками буддийского искусства".
Дело в том, что ученый, окончив кафедру археологии Ташкентского государственного университета, работал на археологических памятниках Средней Азии - в Мерве, Ходженте, Кампыр-тепе, Дурмен-тепе под Самаркандом, на Варахше в Бухарском оазисе; несколько полевых сезонов руководил отрядом на раскопках буддийского культового центра Кара-тепе в Старом Термезе; организовывал выставки "Буддийские древности Старого Термеза", "Из сокровищницы парфянских царей", "Культы и ритуалы древнего Приаралья", "Мир средневековой керамики"; он также изучал материалы, полученные на других буддийских памятниках и хранящиеся в музеях и научно-исследовательских учреждениях Ташкента, Самарканда, Термеза, Душанбе, Ашхабада, Бишкека, а кроме того, материалы из Южной и Центральной Бактрии (современного Афганистана), "которые оказались доступны только по публикациям".
Помимо анализа археологических памятников автор предлагает вниманию читательской аудитории "историю буддизма в Средней Азии", где рассказывает о трех основных региональных направлениях его распространения: афгано-пакистанском, среднеазиатском и восточно-туркестанском; отмечая среди прочего, что "территориальное и хронологическое разнообразие буддийских памятников Средней Азии делает картину "победоносного шествия учения Будды", а вместе с ним и существования буддийского искусства на среднеазиатских землях дробной, достаточно протяженной во времени - почти тысячелетие с I по X век, - и в целом ряде моментов весьма дискуссионной". Конец же буддизму и "сложному художественному феномену" - буддийскому искусству Средней Азии, по мнению ученого, положило "политическое объединение значительной территории Средней Азии в X в. под властью Караханидов, принявших ислам".