Индира Джолдубаева: «Суд должен быть храмом правосудия, а не сараем»
Одна из важнейших реформ, которые предстоит осуществлять Кыргызстану, касается судебной системы. Власти страны признают, что без судебной реформы невозможна эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией. Руководитель отдела судебной реформы и законности аппарата президента Киргизии Индира Джолдубаева полагает, что этот процесс начался, но идет медленно. И тому есть ряд причин.
- Как бы Вы охарактеризовали состояние судебной системы в Киргизии после событий 2010 года?
- Необходимость судебной реформы, в первую очередь, диктовалась резким снижением статуса судебной власти в обществе и уровня доверия к ней. Согласно социологическим опросам, в нашей стране суду не доверяло до 80 процентов населения. И у людей были для этого основания. Есть мнение, что именно кризис судебной системы и связанное с ним чувство социальной несправедливости, испытываемое народом, - в числе веских причин двух революций в Кыргызстане.
Что произошло после революции 2010-го года? С одной стороны, разрушение вертикали власти и ослабление контроля сверху привело к тому, что некоторые судьи приняли свою закрепленную в законе независимость за безнаказанность. С другой - предпринимаемые руководством страны меры начали давать определенный эффект. По статистике, в прошлом году количество обратившихся в суды граждан возросло на 12 процентов. Если бы люди не верили, что суды защитят их права, то они, вероятно, не стали бы прибегать к их помощи.
Тем не менее, сегодня ни суды, ни правоохранительные органы не обеспечивают должную защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Суд так и не стал в полной мере ни скорым, ни правым, ни справедливым.
В результате нарушаются права и интересы граждан, субъектов предпринимательства, ухудшается инвестиционный климат, подрывается авторитет государственной власти в целом. Так что эта проблема носит не только правовой, но и политический характер. Отечественная судебная система и уголовная юстиция отстают от жизни и мало помогают проведению экономических и политических преобразований.
Сегодня в киргизском обществе есть понимание того, что эта проблема может быть решена только путем создания действенного механизма судебной защиты прав и свобод человека, законных интересов юридических лиц. Поэтому Кыргызстану крайне необходима судебная реформа.
- Что конкретно необходимо менять?
- Необходимо совершенствование судоустройства, процессуального законодательства и судебного надзора, укрепление независимости и самостоятельности судов. Также нельзя забывать о совершенствовании подготовки судейских кадров, укреплении судебной системы высококвалифицированными специалистами. Наконец, нельзя забывать об обеспечении судов необходимыми финансовыми средствами и материально-техническими ресурсами, о компьютеризации. Все это должно сопровождаться повышением требовательности к судьям по выполнению ими своего профессионального долга и соблюдению Кодекса чести судьи Киргизской Республики, внедрением эффективного механизма дисциплинарной ответственности судей, обеспечением реализации принципов публичности и гласности правосудия.
Стратегической целью судебной реформы является создание независимой судебной власти, способной надежно защищать права и свободы человека и гражданина.
- Сколько средств на это требуется?
- Мы посчитали, что только на развитие инфраструктуры судов необходимо порядка 40 миллионов долларов. Ряд зданий, в которых работают суды, напоминают больше не храм правосудия, а сарай.
Но пока в бюджете этих средств нет. К тому же требуется не только обустроить инфраструктуру судов, но и повысить зарплату судьям, чтобы у них было меньше соблазна для коррупции. Судебным работникам повышали зарплату после революции, но в не достаточном размере.
Кроме того, должна быть увеличена численность судейского корпуса. Сейчас нагрузка на одного судью с учетом всех дел - и гражданских, и уголовных, - составляет 500 дел в год! Это слишком много, тем более, что судьи должны в течение всей своей деятельности повышать уровень своей квалификации, знакомиться с изменениями в законодательстве и так далее. С такой большой нагрузкой это в принципе невозможно.
Проблема повышения квалификации судей – тоже часть реформы. В стране действует Учебный центр судей, и это уже достижение. Но финансируется он… за счет донорской помощи, да и не оказывает комплексной, систематической помощи в переподготовке судейского корпуса. Находится донор, выделяет деньги – и судьи участвуют в занятиях по той теме, которая интересна этому донору. Единой программы обучения просто не существует. Эту систему нужно менять.
Наконец, я полагаю, необходимо стимулировать приток в ряды судей молодых людей, не связанных с прежней ущербной системой. По закону судьей местного суда у нас может быть гражданин Кыргызстана, достигший 30 лет и имеющий соответствующее образование и стаж юридической деятельности не менее 5 лет. Появление молодых судей должно всячески приветствоваться.
- В последние годы было несколько случаев, когда судьи выносили скандальные решения, например, выпускали на свободу участников организованных преступных группировок. Почему бы не проанализировать эти случаи и не устроить «зачистку» в судейском корпусе?
- Действительно, укрепление статуса судей особо не отразилось на улучшении качества и культуры отправления правосудия. Судейский корпус своеобразно понял принцип независимости судей – как независимость от всех и вся, в том числе, от закона. Многие судьи восприняли независимость суда как полную безответственность и безнаказанность лично для себя.
Но я не думаю, что проведение какой-то «зачистки» - это правильный метод. При решении этой проблемы необходим комплексный подход. И в первую очередь нужно создать систему самоочищения судейского корпуса, его саморегулирования. Возможно, включение гражданского общества в механизм рассмотрения вопросов о дисциплинарной ответственности судей даст положительный эффект.
Кроме этого, возможности уголовного законодательства не позволяют органам прокуратуры должным образом реагировать на каждое скандальное решение судей, так как в случае вынесения неправосудного решения для наказания необходимо доказать наличие умысла, например, материальной заинтересованности. Нужно определить такой порядок привлечения судей к уголовной ответственности, который бы не нарушал принцип независимости судей, но в то же время позволял бы привлекать судей к ответственности за вынесение неправосудного решения.
Справедливости ради надо отметить, что за последние полгода Совет судей в пяти случаях дал согласие на отстранение судей от должности и привлечение их к уголовной ответственности. Раньше подобное случалось очень редко.
В настоящий момент проходит отбор кандидатов на должности судей в Верховный суд страны, кандидатуры подвергались всестороннему обсуждению, учитывалось наличие у претендентов дисциплинарных взысканий, а также то, какие жалобы на них поступали. Это открытая процедура, учитывавшая мнение общественности.
- Когда будет сформирована Конституционная палата Верховного суда?
- Предыдущий президент, Роза Отунбаева, отклонила восемь кандидатур из числа тех, кто мог стать судьями Конституционной палаты и был представлен в Совет по отбору судей. Теперь Совету нужно либо согласиться с этим мнением, либо преодолеть его. Я полагаю, что это произойдет осенью нынешнего года. Потом будет объявлен конкурс, и по его итогам к концу 2012 года Конституционная палата, я надеюсь, заработает.
- В Конституции Кыргызстана говорится, что высшим органом судейского самоуправления является съезд судей. Когда он может быть проведен?
- Его имеет смысл созывать, когда будет сформирована вся судебная система. Возможно, это произойдет в следующем году.
- Нужно ли менять законодательство страны, касающееся судебной системы?
- Основой для успешного проведения реформ в судебной системе является качественный уровень нормативной правовой базы. Частые изменения в административном, уголовном и процессуальном законодательстве создают проблему для безошибочного ориентирования в законах правоприменителя, и это может привести и приводит к судебным ошибкам. Более того, низкое качество принимаемых законов открывает широкую дверь для судебного субъективизма и произвола.
В январе этого года президентом была образована Комиссия по выработке согласованных предложений по дальнейшему реформированию судебной системы Киргизской Республики, которая при участии лидеров депутатских фракций Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана), представителей судебной ветви власти и правоохранительных органов провела важную работу, к которой привлекла широкий круг представителей гражданского общества, независимых экспертов и международных организаций.
Комиссия представила на рассмотрение президента Кыргызстана рекомендации по наиболее актуальным вопросам и проблемам судоустройства и судопроизводства, содержащие ценный анализ и конкретные предложения по ряду приоритетных направлений судебной реформы на ближайшую перспективу.
Следующий шаг предполагает обновление, с учетом рекомендаций Комиссии, ныне действующего законодательства, прямо или косвенно связанного с вопросами отправления правосудия. По форме и по содержанию оно должно отвечать общественным потребностям, научным подходам и практическому опыту, соответствовать международно-правовым стандартам.
На арену общественной жизни в государстве должен выйти независимый, свободный от корыстных интересов, политических симпатий и идеологических предубеждений суд, выступающий гарантом законности и справедливости.