Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кыргызстан: Российский паспорт не спасает ошских узбеков от преследований

21.06.2012 03:38 msk, Д.Кислов

Кыргызстан Права человека
Кыргызстан: Российский паспорт не спасает ошских узбеков от преследований

18 июня 2012 года районный суд Кара-сууйского района Ошской области Кыргызстана санкционировал арест братьев Сабировых, одному из которых всего шестнадцать лет. Задержаны они были двумя днями ранее, неожиданно для всех, когда сами пришли в РОВД для дачи свидетельских показаний. Следователь, ведущий дело, предпочел заключить братьев под стражу, вероятно, имея для этого какой-то серьезный повод. По данным «Ферганы», главным основанием для ареста двух молодых людей, является их национальность: они - узбеки.

Теперь по порядку. Двадцатилетний Ибрахимжон и шестнадцатилетний Абдулатип Сабировы, жители Ошской области, обвиняются сегодня в участии в беспорядках июня 2010 года. Хотя, согласно их версии, в дни трагических событий они находились на территории сопредельного Узбекистана, затем выехали в Россию, где приобрели гражданство этой страны. Возвратились они домой около трех месяцев назад.

ЛУЧШЕ НЕ ВОЗВРАЩАТЬСЯ?

О том, что очень многие узбеки, возвращающиеся в Ош спустя месяц и годы после кровавой драмы, подвергаются давлению со стороны силовых структур, сообщают многие наблюдатели. Местная милиция, по сути, является заложницей националистических настроений, царящих на юге страны. Она не в состоянии привлекать к ответственности нестоящих виновников погромов, и поэтому ищет «крайних», которыми зачастую оказываются члены узбекской общины.

По данным весьма авторитетного государственного документа — так называемого «отчета ГКНБ», опубликованного в начале июня сего года, - за все время со дней кровавой бойни в Оше более двух третей привлеченных к уголовной ответственности составили именно узбеки. Правозащитники еще более категоричны: они считают, что приговоры за убийство узбеков, в которых фигурируют киргизы, - единичны, но и они со временем отменяются вышестоящими инстанциями.

Международная правозащитная организация Amnesty International в своем недавнем отчете «Кыргызстан. Неисполнение долга» писала, в частности, следующее: «В мае 2012 года Джалал-Абадский областной суд отменил обвинительные приговоры, вынесенные четырём этническим кыргызам, обвиняемым в убийстве двух этнических узбеков во время июньских беспорядков. В ноябре 2010 года двое из них были приговорены к 25 и 20 годам лишения свободы соответственно. Оба они утверждали, что подвергались пыткам во время нахождения под стражей. Двое других были приговорены к трем годам лишения свободы условно. Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и направил дело на дополнительное расследование, освободив обвиняемых из-под стражи под домашний арест. В мае 2012 года трое из обвиняемых были оправданы, а тот из них, кого суд первой инстанции признал виновным и приговорил к 25 годам лишения свободы, получил условное наказание. Это был первый и, на сегодняшний день, единственный известный приговор этнических кыргызов за убийство этнических узбеков в ходе июньских беспорядков».

Весьма ярким примером «избирательного правосудия» по национальному признаку является дело об убийстве гражданина России, узбека Усмонжана Халмирзаева. Четверо сотрудников милиции, предположительно, пытавших Халмирзаева и ныне обвиняемых по тяжким статьям («умышленное причинение тяжкого вреда здоровью повлекшее смерть потерпевшего», «злоупотребление должностным положением с целью извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, а также иной личной заинтересованности», «укрывательство преступления»), недавно освобождены из-под стражи — до суда.

Милиционерам словно бы созданы все условия для того, чтобы скрыться от правосудия. В то же время, если ты простой гражданин, да еще и представитель национального меньшинства, то тебя спокойно могут привлечь по любому мало-мальски подходящему делу, и то, что до суда ты будешь сидеть в следственном изоляторе — неизбежно.

ЛЕГКОЕ ОБВИНЕНИЕ ПО ТЯЖЕЛОМУ ДЕЛУ

По данным «Ферганы», арестованные накануне братья Сабировы обвиняются в убийстве заведующего паталогоанатомическим отделом Ошской областной детской больницы Касыма Жусупакматова - этнического киргиза и отца пятерых малолетних детей.

Факт данного обвинения сам по себе вызывает массу вопросов. Дело в том, что по делу об убийстве Жусупакматова к пожизненному лишению свободы уже был приговорен Октамжан Сулейманов, житель Оша, оператор телевидения ЭЛТР. Приговор Ошского городского суда о пожизненном лишении свободы был вынесен 2 декабря 2010 года и оставлен в силе Ошским областным судом и Верховным судом Кыргызской Республики.

По версии следствия, Касым Жусупакматов был похищен и убит 16 июня 2010 года. Его тело с признаками насильственной смерти было позже обнаружено в оросительном канале на территории Узбекистана. Адвокаты и родственники обвиняемого Сулайманова выдвигали версию о том, что Жусупакматов в гражданской одежде, вместе со студентом мединститута, к тому же, в нетрезвом состоянии ходил по домам узбеков, которые живут рядом с областной детской больницей, стучался в дома и выкрикивал в адрес узбеков националистические и оскорбительные высказывания. Действия Жусупакматова напугали жителей, началась паника, они восприняли его визит, как очередное нападение погромщиков. В это время Сулайманов вышел из дома и произвел выстрел в сторону Жусупакматова из охотничьего ружья.

Обстоятельства гибели медицинского работника, которому уже установлен памятник, как герою, окончательно так и не прояснены. Следствие установило, что врач детской больницы был захвачен похищен неизвестными людьми по возвращении с работы. Однако в интервью одному из местных изданий заместитель министра здравоохранения республики Касымбек Мамбетов заявил, что Касым Жусупакматов сам поехал в узбекскую махаллю (квартал), чтобы оказывать медицинскую помощь.

Выступая в апреле текущего года перед депутатами парламента Кыргызстана, генеральный прокурор республики Аида Салянова сообщала, что около сорока уголовных дел по «июньским событиям» приостановлены из-за отсутствия информации о местонахождении сотни подозреваемых, а ведение более трех тысяч дел остановлено вообще из-за отсутствия подозреваемых. Что же происходит с делами, когда «подозреваемые» вдруг появляются? Как быть с теми делами, по которым в настоящее время на юге страны проходят суды?.. Корреспондент «Ферганы» попытался уточнить это высказывание Саляновой, однако сотрудник пресс-службы генпрокуратуры Кыргыстана Жыргал Курманбеков ответил, что у него до запросов журналистов «не доходят руки».
Мать Сулайманова, обвиненного в убийстве врача, в своем открытом обращении к президенту, премьеру и другим официальным лицам и организациям страны писала: «Все средства массовой информации, чтобы придать этому делу [определенную] окраску и общественный резонанс, во всеуслышание говорили, что узбеки похитили врача из работы и убили его. Это же писали в своих заявлениях руководители этой же больницы, что якобы похитили врача с рабочего места, хотя те же врачи в суде подтвердили, что он сам ушел, не слушая никого, к узбекам. Никто не хотел узнать правду, что же произошло на самом деле. Так был ли похищен врач или он сам пришел к узбекам с агрессией? Так врач ли он был, работающий на рабочем месте, или просто агрессор в нетрезвом состоянии, вышедший за пределы своей работы в гражданской одежде и намеревавшийся мстить за своих? Ни во время следствия, ни на судебном заседании не было доказано, что Жусупакматов был похищен, и что он был в халате врача. Моего сына суды оправдали по похищению человека и установили, что потерпевший был одет в гражданскую форму. Моего сына не отпустили, он получил пожизненное лишение свободы. Не являются ли подобные действия крайностью для родственников потерпевших? А ведь сколько моих близких заживо сожжены в домах, обстреляны возле своих домов из БТРов... Никто до сегодняшнего дня не нашел сделавших это. Скажите: где справедливость, по ком же мне плакать, по ним или по сыну? Я, мать сколько бы я не любила своего сына, я осудила его действия, то есть, то, что он произвел выстрел. Но я, как мать, понимаю, что он не хотел никого убивать, он произвел этот неправомерный шаг в целях пресечь действия людей, которые могли представлять опасность жизни и здоровью его семьи и уничтожению его имущества, так как прошедшие накануне трагические события были тому свидетельством..».

СВЕРШИТСЯ ЛИ ПРАВОСУДИЕ?

По мнению экспертов «Ферганы», в настоящее время в Киргизии имеет место ситуация, при которой «подозреваемым» может стать любой гражданин республики, попавший в поле зрения силовых структур.

«За два года в этой сфере ничего не изменилось, - рассказывает в интервью «Фергане» общественный активист из Оша, не пожелавший раскрывать своего имени. - Еще Роза Отунбаева (бывший президент Кыргызстана. - прим. авт.) несколько раз прилетала в Ош, чтобы устроить нагоняй местным силовикам. Она укоряла их за то, что они в ошском аэропорту отнимают у узбеков, улетающих в Москву, последние гроши. Но насилие и произвол милицейских чинов продолжаются. Теперь узбеки возвращаются, и их снова обирают, вымогают фантастические взятки, угрожают привлечением к суду за участие в июньской войне...».

По данным источников «Ферганы», органы следствия тщательно отслеживают всех «возвращенцев» и, заключая их под стражу, впоследствии либо выполняют «план» по раскрытию преступлений, либо занимаются наглым вымогательством, угрожая тяжкими обвинениями.

Хочу еще раз отметить, что братья Сабировы добровольно вернулись в Кыргызстан и со спокойным сердцем явились в милицию для беседы. Сегодня этих двух молодых людей, причастность которых к тяжким преступлениям еще следует установить, содержат в нечеловеческих условиях в одном из худших следственных изоляторов Кыргызстана - ИВС Карасуйского РОВД.

Сколь долго будет длиться арест - неизвестно. Ясно лишь то, что само пребывание в сизо - изощренная пытка, от которой избавлены, к примеру, вышеупомянутые обвиняемые сотрудники милиции.

Ясно, что речь, в общем-то, не об ущемлении прав национальных меньшинств, а о справедливости и об исполнении закона. Поверьте, я не собираюсь защищать узбеков только потому, что они - узбеки. Если, конечно, никто не будет пытать их и сажать в тюрьму только за это самое.

Ясно также и то, что развитие дела Сабировых может стать «лакмусовой бумажкой» для современного киргизского правосудия, поэтому мы обязательно будем следить за ним и информировать о ходе следствия своих читателей.

Информагентство «Фергана» также обращается в Посольство России в Бишкеке и Генеральное консульство Российской Федерации в Оше с просьбой обратить внимание на судьбу братьев Сабировых и оказать им необходимую консульскую и правовую помощь.

Даниил Кислов

Международное информационное агентство «Фергана»