Обмануть гастарбайтера: и дешево, и сердито
«Фергана» получила копию заявления, написанного несколькими гражданами Узбекистана, в полицию и прокуратуру Санкт-Петербурга. В этом письме, довольно путаном, описывается ситуация, в которую попали эти люди, приехавшие в Россию в поисках заработка. Мы связались с ними, убедились, что гастарбайтеры - настоящие, не скрывающие ни своих имен, ни контактов, - и решили рассказать об этой истории, хотя в ней нет совершенно ничего нового: самый обычный обман, вымогательство и унижения.
Мама сказала: «Только в Ленинград»
Шерали Каримову в ноябре исполнится 22 года. Летом 2009 года, в 18 лет, он приехал в Санкт-Петербург из Намангана в надежде заработать денег на свадьбу и еще, как он говорит, чтобы оплатить институт. Какой институт, спросила я. «В Ташкенте хотел учиться, если получится. На юриста».
Мама долго плакала, не хотела отпускать в Россию: «Я - единственный сын». Но Шерали настаивал - все вокруг едут, возможности найти работу в Намангане нет, что ж делать? И тогда дома было решено: если ехать, то только в Петербург. В семье сохранились очень добрые воспоминания об эвакуированных из Ленинграда, которые жили в доме во время войны, про Петербург вокруг писали, что это «самый культурный город России», так что в Намангане решили, что там, наверное, не обидят.
Попав в Питер, Шерали сначала решил, что все хорошо. Нашлись посредники, которые взялись помочь с документами и поиском работы. Привели парня на стройку по адресу Ленинский проспект, 55 - и сказали, что начинают оформлять ему регистрацию и разрешение на работу, добавив: «С тебя 25 тысяч рублей».
Напомним, что иностранцы, приезжающие в Россию без визы, могут находиться в России не более трех месяцев (разумеется, с регистрацией). Получить разрешение на работу может любой такой иностранец, заплативший пошлину (1000 рублей), кроме тех, кому въезд в РФ запрещен. Если иностранец нашел работу, то с ним заключается трудовой договор. И если срок действия договора дольше, чем три месяца, то иностранец должен показать в ФМС этот договор - и ему регистрация будет продлена.
И что, спрашиваю Шерали, оформили вам документы? «Нет, - отвечает. - У них не получилось. Только регистрацию сделали, но она закончилась, а разрешение на работу я так и не получил. Обманули».
На стройке Шерали предложили зарплату 13 тысяч рублей. «Я полгода работал как бы в долг, отдавая деньги посредникам, и все равно оставался должен, - а домашних обманывал, потому что не хотел разочаровывать. Говорил, что все в порядке», - говорит Шерали. Когда понял, что это замкнутый круг, и он не зарабатывает, а все больше тонет в долгах, решил уйти со стройки и начать все сначала.
«Я нашел людей, которые жили у нас во время Отечественной войны. У нас был их телефон, родители мне рассказывали. Сами эти люди уже умерли, но остался их внук - и я жил у него примерно месяц». Внук даже пообещал помочь устроиться на работу и оформить документы - но у него «тоже не получилось»,
Я спросила Шерали, где он искал работу. Оказалось, все там же - на Ленинском, 55: видимо, других адресов он не знал, полиции боялся и шел туда, где точно нужны были рабочие руки. «Но ведь они же не платили нормально?» - «Нет. Но они все время обещали, что если вернемся, то начнут платить. Однажды даже заключили договор, чтобы платить за работу сдельно, - но тоже обманули». В заявлении в прокуратуру Шерали Каримов, проработавший с небольшими перерывами на отделке квартир почти два с половиной года, напишет: «Нас обманули на стройке и не оплатили нашу работу. Но я очень долго ходил за ними и просил, чтобы вернули деньги за выполненную работу. Я не смог забрать деньги, и надежда на билет домой, чтобы уехать, не получилась».
Так, без документов, без трудовых договоров, уже не пытаясь заработать на свадьбу, но в надежде собрать хотя бы на билет до дома, Шерали проболтался в Питере до осени 2011 года.
Обещали помочь
А в сентябре ему на глаза попалась газета «Петербург Уз», которая позиционирует себя как газета для мигрантов. «Там так красиво было написано про ЗАО «Узбекистан СПб», про Совет Старейшин, что узбеки в Петербурге объединились, чтобы помогать землякам», - говорит Шерали. Не долго думая, он с товарищами по несчастью отправился к «помощникам». «Мы заключили договор, нам пообещали, что будут защищать наши права, что оформят документы и даже будут контролировать, чтобы работодатель заключил с нами нормальный договор. Нас было человек 20-25, мы все пришли - и с каждого в ЗАО «Узбекистан СПб» взяли 1000 рублей. За что? Да мы даже не поняли. Так быстро стали говорить: вот это надо оформлять, вот это, вот это… Мы заплатили».
В ЗАО «Узбекистан СПб» узбекам-гастарбайтерам объяснили, что у ЗАО хорошие связи с УФМС, что они работают на благо узбеков и никогда не дадут земляков в обиду. И для начала предложили работу - да, снова на Ленинском, 55.
«Мы приехали на работу, говорим: вы же обещали договор сначала! А они отвечают: вы начинайте работать, завтра будет договор. И ничего не получилось, ни договора, ничего».
Проработав примерно сорок дней, Шерали с друзьями попросили зарплату. Им сказали, что задерживают. Узбеки, решив, что у них теперь есть правовая защита, подняли голос. И им жестко сказали: вы вообще тут без документов, сидите молча, нелегалы.
Узбеки снова пошли в ЗАО «Узбекистан СПб». Но человек, который принимал их в прошлый раз - Шерали называет имя некоего Отобека Ишанкулова - выгнал их взашей, пригрозив сдать фэмээсникам или ОМОНу.
«Мы проработали два с половиной месяца, за это время нам заплатили 70 тысяч рублей на 20 человек (по 3000 рублей на каждого за два месяца работы), а выполнили мы работу на сумму 480-500 тысяч рублей», - подробно пишет Шерали в прокуратуру в поисках правды. Я только спросила: «Откуда такая смета - 500 тысяч?» Шерали удивился: «800 рублей метр стоит отделка. Мы все это выполнили, я могу доказать, что я это все сделал».
Две недели узбеки ходили в ЗАО «Узбекистан СПб», но их каждый раз оттуда выгоняли с угрозами. Тогда они обратились к Равшану Курбанову, главному редактору газеты «Петербург уз». Тот сказал, что ничем помочь не может, - только разве напечатать в газете их письмо. «При этом намекнул, что им помогают первые лица УФМС, и поэтому не стоит писать заявления и так далее. У них даже есть связи в Узбекистане», - сказал Шерали. И тогда обманутые узбеки решились подать заявление в прокуратуру и полицию. «Надеемся, представитель ЗАО «Узбекистан СПб» и Совет Старейшин хоть задумаются, что зарабатывать на нас некрасиво, это позор нашей диаспоре узбеков Петербурга. Очень просим прокуратуру и полицию разобраться с ЗАО «Узбекистан СПб», Советом старейшин, и застройщиком на Ленинском, 55, и вернуть нам деньги», - пишут узбеки.
От редакции
Мы несколько дней дозванивались в ЗАО «Узбекистан СПб». Наконец, трубку взяла девушка.
- У вас работает Отобек Ишанкулов?
- Минуточку… (отходит на некоторое время). Нет, уже не работает.
- Какую должность он занимал?
- Минуточку… (снова отходит) Не могу вам сказать.
- Кто может прокомментировать ситуацию (коротко описываем)?
- Минуточку… Оставьте свой телефон, наш юрист вам перезвонит.
- Давайте мы напишем юристу запрос, пусть ответит письменно. На какой адрес и на чье имя писать?
- Минуточку…
И так бесконечно. Наконец, через десяток «минуточек» все выясняем и договариваемся, что ответ будет до конца рабочего дня. Отправляем запрос на имя юриста компании МаруфаМухтарова .
К сожалению, ответа от господина Мухтарова мы так и не получили.
Очевидно, что эти узбеки ничего не добьются ни от прокуратуры, ни от полиции, ни от застройщика. Эта ситуация банальна до оскомины - но мы пишем о ней, чтобы еще раз показать: гастарбайтеры и наживающиеся на них работодатели и «правовые помощники» подходят друг другу, как две половинки яблока. Шерали готов бесконечно верить обещаниям и прощать невыполнение обязательств. Он уверен, что если покажет «доброму полицейскому» стены, которые покрасил, - то силовики заставят застройщика отдать деньги. Он верит, что регистрацию ему не сделали, потому что у людей «не получилось».
Это называется - «сладчайший клиент». Его обмануть - как пальцами щелкнуть.
Мигрантам из Узбекистана никто не помогает, на них только наживаются. Причем не только их собственные чиновники, не только российские фмс-ники и полиция, не только работодатели, но и те, кто добровольно берет на себя правовую помощь гастарбайтерам. Про всех сказать не можем. Но ЗАО «Узбекистан СПб» можно смело заносить в этот «черный список».
На всякий случай: все контакты пострадавших мигрантов есть в редакции. И если вдруг прокуратура Санкт-Петербурга заинтересуется застройщиком по адресу Ленинский, 55 или захочет проверить работу ЗАО «Узбекистан Спб» - будем очень признательны. Все-таки за каждого нелегала работодатель должен платить серьезный штраф, да и аудит компании, занимающейся правовым обеспечением, может привести силовиков к хорошим премиальным.
Мария Яновская