Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Чирчикская пенсионерка продолжает бороться за свои собственные деньги

25.01.2012 22:47 msk, Фергана

Права человека Узбекистан
Узбекистан: Чирчикская пенсионерка продолжает бороться за свои собственные деньги

73-летняя жительница узбекского города Чирчика Любовь Чуракова, выигравшая многомиллионный иск у местного филиала Нацбанка Узбекистана (НБУ), получит из-за «арифметической ошибки» судьи менее половины суммы, которую, к тому же, не сможет сразу обменять на валюту. Юрист банка на суде заявил, что Чуракова «подрывает экономику страны». И даже отправляет деньги «в неизвестно какую страну - террористам».

«Бабка старая, ей и этого хватит»

В ноябре 2011 года Чирчикский межрайонный суд по гражданским делам удовлетворил иск гражданки Чураковой «о возмещениии морального и материального ущерба», причиненного вкладчице филиалом Национального банка Узбекистана (НБУ). Причем, запрашиваемая сумма в 25 млн. сумов (около 8930 долларов по теневому курсу) была урезана вдвое, о чем истица узнала постфактум и лишь в декабре, приехав за решением суда.

Согласно полученному на днях исполнительному листу, Чураковой вместо оглашенных на заключительном прошлогоднем ноябрьском заседании суда 25-ти миллионов причитается лишь10,5 миллионов сумов.

«Судья объяснил это допущенной при расчетах «арифметической ошибкой», но исправлять ее не стал, - говорит Любовь Александровна. – Видимо, они подумали, что «бабка старая, ей и этого хватит».

Теперь Чуракова вынуждена подать кассационную жалобу в областной суд по гражданским делам для пересмотра дела и выплаты ей всей суммы по исковому заявлению.

Обманутые вкладчики

Чуракова подала иск «о возмещениии морального и материального ущерба» еще весной 2011 года, потому что, терпя убытки, она не могла свободно распоряжаться своими деньгами, которые были похищены с ее счета бывшим управляющим банка Олимджоном Султанходжаевым в 2008 году и восстановлены лишь к маю 2010 года.

В 2007 году Чуракова продала квартиру, машину, домашний скот, и положила 11,5 миллионов сумов на счет в чирчикское отделение НБУ. О том, что на ее счету нет денег, она узнала совершенно случайно в феврале 2010 года.

Оказалось, что бывший управляющий снял деньги со счетов сотен вкладчиков - и доллары, и сумы. При этом клиенты банка два года подряд находились в неведении - новая администрация не удосужилась уведомить их о факте хищения.

Чуракова тогда обратилась в нашу редакцию. На сайте «Ферганы», в апреле 2010 года вышла статья «Узбекистан: Сотни клиентов Нацбанка потеряли свои деньги».

По словам Чураковой, лишь после того, как в мае 2010 года она пришла с корреспондентом нашего издания в филиал НБУ, ее денежные вложения были восстановлены. Бывшего же управляющего осудили на три с половиной года лишения свободы и обязали возместить долги всем вкладчикам. Впрочем, недавно его амнистировали.

«Больше дать не можем - компьютер не пропускает»

Потеряв доверие к банку, Любовь Александровна решила снять с восстановленного счета свои сбережения, которых накопилось аж 14 миллионов сумов, затем приобрести на них доллары, положив их на валютный счет в том же банке для дальнейшей отправки денег в Россию детям и внукам.

За право обменять свои деньги на свободно конвертируемую валюту гражданка Чуракова бьется уже не первый год. При этом ее сбережения неизбежно обесцениваются. Когда она положила деньги в банк, доллар стоил 1200 сумов по официальному курсу. Сейчас – более 1800.

«На базаре же «валютчики» продают доллар уже по 2800 сумов», - говорит Чуракова.

Она рассказала нам, что давно хочет уехать к дочери, которая осталась без мужа с тремя детьми - один из них инвалид. Дочь несколько лет строит дом, возвела фундамент, а на стены нет денег.

Являясь частным предпринимателем, и владея маленьким магазинчиком (который, впрочем, ей пришлось недавно закрыть из-за угрозы сноса городскими властями), Чуракова имеет еще один счет, с которого она периодически снимала деньги на оборот своего дела и на приобретение валюты для строительства дома в России.

За три года Чураковой с превеликим трудом удалось обменять на валюту лишь часть своих вложений. В чирчикском филиале НБУ, по ее словам, «упорно не хотят менять более двух тысяч долларов в квартал».

И это несмотря на действующее постановление кабмина РУз № 250 от 30 июня 2000 года «О мерах по дальнейшей либерализации валютного рынка и расширению валютных операций», где говорится о запрете вводить какие-либо ограничения при покупке и продаже иностранной валюты.

Ссылаясь на постановление, Чуракова обратилась с запросом в филиал НБУ, где ей в письменном виде дали ответ, что действительно – «ограничений на обмен валюты нет».

«Однако когда я пришла к заместителю управляющего банком Бекзоду Шувалову, тот сказал: «Все равно больше не можем давать, компьютерная программа так настроена, что пропускает только… две тысячи долларов в квартал» (!), - рассказывает Чуракова. – При этом свободно купить валюту практически невозможно. К обменным пунктам не подступиться – все схвачено валютной мафией, прикрываемой милицией, и людям приходится идти за валютой на базар, что запрещено законом».


Любовь Александровна Чуракова (2010 г.). Фото ИА «Фергана.Ру»

За незаконные валютные операции (читай — за покупку или продажу долларов на до сих пор существующем в Узбекистане «чёрном рынке») Уголовный Кодекс республики, согласно статье 177, предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до трех лет.

В Чирчике, как и в других городах Узбекистана, к покупке валюты за символичное вознаграждение в пару десятков тысяч сумов (около 7 долларов) привлекают малоимущие слои населения, например, пенсионеров, студентов и даже бомжей, паспорта которых используют скупщики «зелени».

Это очень выгодный «бизнес», ведь разница между государственным (1800 сумов за доллар) и теневым курсами (2800 сумов) в Узбекистане превышает уже пятьдесят процентов.

«Я видела, как к банку на «Нексиях» привозят бомжей с паспортами и большими сумками, набитыми деньгами, - рассказывает Чуракова. – Так вот, им свободно продают по две тысячи долларов, за что они получают от «хозяев» по двадцать тысяч сумов».

«Вы отправляете деньги террористам и подрываете бюджет страны!»

Устав обивать пороги банка, весной прошлого года Любовь Александровна подала исковое заявление в Чирчикский межрайонный суд по гражданским делам. Согласно ряду статей Закона Узбекистана «О защите прав потребителей» она потребовала от банка возмещения морального и материального ущерба в размере 25 миллионов сумов, не считая своего вклада в размере 14 млн. сумов.

Документы были приняты, но по ряду причин дело тянулось до ноября.

«На последнем судебном заседании представляющий интересы банка юрист Тоджидинов в присутствии судьи, секретаря суда, моего адвоката и доверенного лица вдруг заявил, что я отправляю деньги неизвестно в какую страну террористам! - рассказывает Чуракова. – Недолго думая, и вытащила диктофон и записала все его оскорбления в мой адрес».

Представитель ответчика добавил, что Чуракова «подрывает экономику страны», поскольку отправляет деньги за рубеж, а также «нарушает местные традиции, когда дети должны помогать старикам, а не наоборот».

«Получается, что я, находясь в преклонном возрасте, внося свой посильный вклад в экономику республики, не могу свободно распоряжаться честно заработанными деньгами и помогать своим внукам, один из которых - инвалид?!», – возмущается женщина.

Следует отметить, что на заседании суда по существу дела юрист говорил на русском языке, а все оскорбления в адрес Чураковой были произнесены им на узбекском.

Когда же истица потребовала, чтобы он изъяснялся по-русски, сносно говорящий на двух языках Тоджидинов в грубой форме посоветовал ей нанять переводчика (что было записано на диктофон и приложено к составленному Чураковой новому исковому заявлению по поводу оскорблений и унижений со стороны представителя ответчика).

Однако, несмотря на давление Таджидинова на истицу, суд все же решил дело в пользу Чураковой, правда, существенно урезав запрашиваемую сумму.

Любовь Александровна не сдается. Она не сомневается, что выиграет уже в областном суде по гражданским делам, и что ей рано или поздно выплатят все ее деньги. Пожилую женщину беспокоят лишь сроки, в которые удастся обменять всю эту обесценивающуюся изо дня в день денежную массу на валюту.

«Я потеряла здоровье, дочь сидит на фундаменте недостроенного дома, я ей толком помочь не могу, ведь две тысячи долларов в квартал погоды не сделают, а в России наши сумы никому не нужны, - говорит Чуракова. - Не дождусь того дня, когда смогу уехать к детям, ступить на землю, где, проливая кровь, погиб мой отец, и где я ребенком пережила немецкую оккупацию...»

Международное информационное агентство «Фергана»