Казахстан: Переназначение Карима Масимова отвечает долгосрочным интересам и Казахстана, и России
Российские эксперты комментируют решение казахстанского парламента
Бодрящий астанинский мороз под тридцать градусов не помешал в минувшую пятницу новоизбранным депутатам нижней палаты казахстанского парламента в полном составе явиться на первое заседание и проголосовать за доверие действующему правительству. Смены кабинета министров не будет, и премьер Карим Масимов сохранит свой пост. Процедура его переназначения прошла ровно, без дебатов. Очевидно, что правящая партия «Нур Отан» сделала свой выбор еще до дня голосования – и наверняка он был согласован с президентом Нурсултаном Назарбаевым. Однако и у большинства представителей двух других партий, попавших в парламент, кандидатура К.Масимова протеста не вызывала – против проголосовали всего трое.
По просьбе агентства «Фергана» российские специалисты по Центральной Азии отвечают на вопрос о том, как это назначение скажется на Казахстане и на российско-казахстанских отношениях.
Алексей Власов, директор Центра Московского государственного университета по изучению политических процессов в СНГ, полагает, что переназначение было ожидаемо.
- На мой взгляд, Нурсултан Назарбаев, решая вопрос о новом премьер-министре, в этот раз оказался перед выбором между политиком и экономистом. Можно было назначить политика, главу администрации президента Аслана Мусина. Однако же он отдал предпочтение экономисту, что в преддверии трудностей, с которыми скоро столкнется мировая экономика, выглядит вполне логично. Ведь у Масимова есть мощный опыт антикризисного управленца, он это доказал в период кризиса 2009 года. А очевидно, что новая волна мирового кризиса неизбежно вскоре затронет и Казахстан.
Для Казахстана переназначение Масимова означает преемственность экономической политики, но не только. Я бы рассматривал это решение парламента и президента по кандидатуре премьер-министра в связке с тем, что у главы Кабинета будут сильные заместители – Кайрат Келимбетов и Серик Ахметов. Кроме того, объявлено, что изменится структура правительства, будут изменены функции некоторых ведомств. То есть можно сказать, что и преемственность сохранится, но дан и новый импульс для развития государственного механизма.
С точки зрения внутренней политики, отношений внутри правящей элиты можно сказать, что переназначение Карима Масимова – это шаг в выстраивании новой системы сдержек и противовесов, в поиске и укреплении внутриэлитного баланса сил. Я хочу обратить внимание на то, что одновременно спикером Мажилиса избран Нурлан Нигматулин, первый заместитель руководителя партии «Нур Отан» - довольно сильная фигура, увеличивающая свой вес в глазах казахстанской элиты. То есть происходит параллельно и усиление роли парламента, и усиление роли правящей партии – что создает, наряду с правительством, новые центры силы и способствует появлению здоровой конкуренции между ними.
Наконец, с точки зрения интересов России переназначение К. Масимова – позитивное событие. У Масимова есть четкое представление о том, в каком направлении должна развиваться интеграция между нашими странами. Он это доказал во время формирования Таможенного союза. К слову сказать, он тогда, едва ли не единственный из казахстанских чиновников, позволял себе открыто обсуждать с прессой ход формирования Таможенного союза и те проблемы, которые в связи с этим возникали. Именно потому, что Масимов обладал всей полнотой информации по данным процессам. Сейчас объявлено о том, что с января Россия, Казахстан и Беларусь живут в едином экономическом пространстве. Но необходим длительный процесс запуска этого механизма, раскрытия всех его возможностей. В этом плане премьер Масимов – это человек на своем месте, - считает Алексей Власов.
Соучредитель Института гуманитарно-политических исследований (ИГПИ) Александр Филиппов полагает, что переназначение премьер-министра позволит Кабинету немедленно приступить к решению наиболее неотложных задач в ситуации, когда время очень дорого.
- Нет смысла подробно говорить о надвигающейся на мир второй волне кризиса – тут все достаточно очевидно. Но есть и вторая задача, которая для казахстанского правительства сегодня не менее важна: необходимо обеспечить социальную стабильность. Трагические события прошлого года показали, что в Казахстане предстоит работать над развитием эффективного механизма решения трудовых споров между работниками и крупными компаниями, особенно с участием иностранного капитала. Если казахстанские рабочие будут уверены, что в конфликтной ситуации государство будет всерьез играть роль беспристрастного арбитра, то они всегда будут действовать строго в рамках закона. Обновленному правительству Казахстана предстоит их в этом убедить.
Что же касается влияния переназначения Карима Масимова на российско-казахстанские отношения, то тут все тоже очевидно. Российское руководство взаимодействует с Масимовым вот уже пять лет, хорошо его знает. И именно на эти пять лет пришлось заключение договоренностей, которые названы прорывными в вопросах интеграции. Я полагаю, что для российского правительства Карим Масимов – подходящий партнер. Тем более, что в случае, если начнется реализация идеи Евразийского союза, налаженное рабочее взаимодействие будет дорогого стоить: проблем окажется предостаточно. Как известно, Евразийский союз предполагает появление неких новых наднациональных регулирующих органов, которые в то же время не должны ущемлять суверенитет стран-участников. Отстроить подобную систему, решить все возникающие противоречия, да еще сделать ее работающей – задача очень нетривиальная…
Считается, что это будет что-то вроде ЕС – но без его недостатков. У России и Казахстана в рамках данного проекта возникнет множество сфер, где необходимо выработать скоординированную политику – валютная, развитие космических исследований, атомной промышленности (Казахстан, как известно – один из крупнейших мировых игроков на рынке добычи урана)… Да и в нефтегазовой области есть вопросы, которые требуют согласованного решения. В этом случае будут играть роль многие факторы, в том числе и наличие у ведущих переговоры сторон взаимного доверия и добрых личных отношений, - говорит Александр Филиппов.
Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин отмечает, что Карим Масимов был переназначен именно потому, что в данный момент, после событий в Мангистауской области, элита страны осознала необходимость укрепления стабильности государства.
- Сейчас, в ожидании дурных новостей с мировых рынков сырья, казахстанская деловая и политическая элита кровно заинтересованы в том, чтобы не раскачивать лодку. И все перестановки и назначения последних дней свидетельствуют, на мой взгляд, именно об этом. Никаких кадровых революций.
Собственно, логика, по которой был досрочно распущен мажилис, заключалась в том, чтобы встретить новый удар кризиса внутренне сплоченными. И, конечно, такого опыта кризис-менеджмента, как у Карима Масимова, в стране ни у кого нет. В этой же логике его переназначили.
Но есть и еще одно объяснение: он просто удобен президенту Нурсултану Назарбаеву, причем во всех отношениях. Масимов не конфликтен, у него нет открытого противостояния ни с одной из элитных группировок. Новый премьер долго выяснял бы отношения с финансово-промышленными группами, с центрами силы. У Масимова такой проблемы нет. Напомню, что нынешний премьер уже занимает эту должность дольше, чем любой его предшественник за годы независимости. Не исключено, что Нурсултан Назарбаев решил руководствоваться логикой: от добра добра не ищут. Тем более, Масимов действительно хороший премьер-министр, и за последние годы научился разбираться в макроэкономических процессах.
Для России и ее нынешнего руководства он также очень удобен. У него, насколько я слышал, хорошие личные отношения с российским премьером Владимиром Путиным. Причем если через несколько месяцев премьер-министром станет Дмитрий Медведев, то Масимов и с ним легко найдет общий язык.
Противники Масимова активно распространяют слухи о том, что он склонен, якобы, лоббировать интересы китайского капитала, но я считаю, что это большое преувеличение. И никто никогда не сможет упрекнуть Масимова в том, что он проводил какие-то антироссийские шаги. Напротив, он технически вводил страну в Таможенный союз. Конечно, под ключевыми договорами стоят подписи президентов, но переговоры по таким важным моментам, как согласование размеров таможенных платежей, льготных периодов для тех или иных импортных товаров и так далее вели именно Масимов, и его люди…
Говоря коротко, Масимов отнюдь не вызывает в Москве возражений ни у кого из принимающих решения. И он будет активно работать в плане расширения связей с Российской Федерацией – как по линии двустороннего сотрудничества, так и с точки зрения интеграции в рамках Единого экономического пространства.
Таким образом, по мнению опрошенных нами экспертов, переназначение К. Масимова на должность главы правительства можно назвать удачным кадровым решением Н. Назарбаева – как для решения внутриказахстанских проблем, так и с точки зрения развития интеграции в рамках ЕЭП, а в перспективе – и Евразийского союза.
Международное информационное агентство «Фергана»