Татьяна Довлатова: «Сына осудили за мою правозащитную деятельность»
Татьяна Довлатова с сыном
Сын ташкентской правозащитницы Татьяны Довлатовой 31-летний Юрий Николаев приговорен к десяти годам и одному месяцу лишения свободы за распространение наркотиков в особо крупных размерах. Приговор был оглашен 23 декабря в Яккасарайском районном суде столицы Узбекистана.
По мнению Татьяны Довлатовой, вмененная ее сыну статья 273 (часть 5 «Незаконное изготовление, приобретение, хранение и другие действия с наркотическими средствами и психотропными веществами с целью сбыта, а равно их сбыт в крупных размерах») не соответствует степени виновности Николаева.
«Юра не заслуживает такого наказания, его лечить надо, а они выставили его каким-то крупным наркодилером. Это заказ. Мой сын пострадал из-за моей правозащитной деятельности. Они замучили не только меня, но и всю мою семью», - считает правозащитница.
Она рассказала «Фергане», что ее сын никогда не употреблял никаких наркотиков, однако ранее был болен алкоголизмом. Восемь лет жил в России, работал в Волгограде и Подмосковье, затем вернулся в Ташкент.
Неприятности в жизни Довлатовой начались после того, как в апреле 2011 года она дала интервью о жизни русских в Узбекистане для передачи «Специальный корреспондент» телеканала «Россия-1». Местные власти отреагировали на сюжет кампанией преследования правозащитницы. В ее жилище трижды врывались провокаторы с угрозой поджечь дом, а саму Татьяну осудили за хулиганство и оштрафовали на 10 миллионов сумов. Всех ее родственников уволили с работы, с Татьяны сняли группу инвалидности, затем власти Ташкента решили провести оценку квартиры мужа Довлатовой с целю последующего изъятия в пользу погашения судебного долга Татьяны. Сына обвинили в распространении наркотиков и арестовали.
Вечером 22 августа 2011 года в дом Довлатовой пришла группа из восьми человек, двое из которых были в форме сотрудников милиции. Они предъявили постановление (без печати) о проведении обыска, в котором говорилось о задержании Николаева вместе с неким В.Исабаевым, клиентом автомастерской, где работал Юрий. У Исабаева были обнаружены два «чека» героина (чек – одноразовая доза) общим весом 0,1793 грамма, которые, по его словам, он купил у сына Довлатовой. Николаев был задержан. Визитеры переворошили дом правозащитницы, особенно тщательно проверяя мусорные ведра и спальню, но нечего не нашли, о чем был составлен протокол обыска.
Татьяна Довлатова
«Ребята из автомастерской рассказали мне, что этот Исабаев - наркоман, приехал со своей неисправной машиной вообще с другого конца города, три дня терся возле моего сына, набивался в друзья и просил достать дозу. Юрка «помог» новому товарищу избавиться от ломки», - рассказывает Довлатова.
Николаев привез Исабаеву два «чека», которые тот, по словам правозащитницы, положил в карман и уехал.
«Он оказался подставным лицом, моего сына арестовали. Но отмечу, что это была не продажа. Деньги Юра с него за наркотики не брал, а просто угостил Исабаева», - говорит Довлатова.
По ее словам, фигурировавшие в ходе судебного разбирательства 70.000 сумов, которые Исабаев заплатил ее сыну, были на самом деле платой за ремонт машины, куда входила и стоимость купленных запчастей.
«Когда адвокат на суде задала этот вопрос Исабаеву, тот подтвердил, что деньги заплатил именно за ремонт. Но судья не захотела обращать на это никакого внимания», - рассказывает Довлатова.
Правозащитница сама хотела выступить в качестве адвоката сына, но получила отказ.
Она рассказала, что на одном из заседаний адвокат Юрия попросила суд квалифицировать действия ее подзащитного по статье 276 «Незаконное изготовление, приобретение, хранение и другие действия с наркотическими средствами или психотропными веществами без цели сбыта» и отправить его на принудительное лечение. Просьба была отклонена.
В итоге узбекское правосудие признало две дозы героина весом в 0,1793 грамма особо крупным размером и обвинило Николаева по более жесткой статье 273, предусматривающей наказание за «незаконное изготовление, приобретение, хранение и другие действия с наркотическими средствами или психотропными веществами с целью сбыта, а равно их сбыт в крупных размерах». Юрий Николаев был приговорен к 10 годам и одному месяцу лишения свободы.
Татьяна Довлатова намерена подать на апелляцию, но не очень верит, что это поможет ее сыну.
«Власти пытаются закрыть мне рот, нейтрализовать меня и докатились до того, что за мои поступки наказывают моих родных и близких. Это несправедливо», - считает правозащитница.
Соб. инф.
Международное информационное агентство «Фергана»