Ядгор Норбутаев: Ислам Каримов хочет, но не может?
Георгий Аполлонович Гапон, более известный в советской историографии как «поп Гапон», личность, прямо скажем, легендарная. Таинственная, сакральная, своего рода persona incognito. Священник, некоторое время сотрудничавший с царской охранкой и водивший дружбу с самим начальником Особого отдела Департамента полиции Сергеем Зубатовым. Пламенный трибун, новоявленный мессия для рабочего люда с санкт-петербургских окраин, впоследствии революционер-авантюрист, занимавшийся поставками в Россию предназначенного для восстания оружия, et cetera, et cetera. Красавец мужчина с иконописным лицом и бешеным темпераментом.
Петр Кропоткин считал Гапона своим личным другом, Максим Горький, рассказывают, не мог сдержать слез умиления и восторга при встречах с ним. Владимир Ульянов-Ленин проводил долгие часы в беседах и спорах с Георгием Аполлоновичем, и даже известный боевик-террорист Борис Савинков в своих мемуарах признается, что порой впадал в состояние какого-то мистического транса под впечатлением от речей Гапона. Ярлык «провокатор» был на него повешен гораздо позже, уже в сталинские времена. Кончил Гапон совсем плохо, был повешен эсерами за, якобы, предательство.
Но сегодня нам интересно другое, а именно - «Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга для подачи царю Николаю II», написанная лично Гапоном. В ней он призывал российского самодержца немедленно изгнать из своих пределов всю свору приближенных чиновников-кровопийц, вводящих Его Величество в заблуждение насчет бедственного в действительности положения народа. Императору также настоятельно предлагалось провести безотлагательные реформы (список прилагался), и тем самым проявить чадолюбие к своим подданным. Во главе экзальтированной многотысячной толпы Гапон понес сию «Петицию» от Нарвской заставы к Дворцовой площади в то самое «кровавое воскресенье» 9 января 1905 года.
Чем это закончилось, всем известно.
Порой невольно задаешься вопросом, - что было бы тогда, в мае 2005 года на площади Бабура в Андижане, если б в собравшейся и требующей справедливости толпе не было людей, вооруженных автоматами? Вышел бы к народу Ислам Каримов или поступил так же, как в свое время Николай Александрович, отдав приказ на открытие шквального огня по взывающим к его милости?
Поверьте, я нисколько не сочувствую так называемым «акрамистам», ибо взявший в руки оружие должен быть готов к тому, что от оружия и погибнет.
Увы, муза Истории Клио не признает сослагательного наклонения, однако следует признать фактом то, что большинство правителей в аналогичных ситуациях, как правило, принимают идентичные решения.
Самовызревающая почти всегда в народных массах идея (или заведомо в них привнесенная) о том, что сам-де правитель ангелоподобен, а главною виною народным бедам и мытарствам являются его приближенные, стара как мир. «Царь наш батюшка зело пригож, то боляре, вящие да гладные, его блазнити»! Тем не менее, последователи «попа Гапона» порой и в наши дни всплывают на поверхность с подобными увещеваниями.
Не так давно, причем одновременно на нескольких Интернет-форумах, странным образом завязались почти одинаковые дискуссии. Их зачинатели выдвинули тезис о том, что президент Узбекистана Ислам Каримов, в сущности, не так уж и плох, а всему виной окружающие его вороватые чиновники.
Бедный, бедный Ислам-бобо! Ничего-то он не ведает о творящихся в стране непотребствах! Жуликоватые царедворцы и бесстыжие сатрапы обманывают главу государства и творят всеобщее зло, прикрываясь Его именем. Апокалиптическая беда незамедлительно придет на узбекскую землю, когда наш Ислам Абдуганиевич вынужден будет покинуть мирскую юдоль. Потому цените Нашего Президента, люди, и беспрекословно повинуйтесь ему!
Любой глава государства по определению вынужден ежедневно знакомиться с массой самой разнообразной информации, которую представляют ему услужливые помощники и референты. Немудрено, что в поднесенных документах и справках преобладают мед и елей. Но тем и отличается мудрый руководитель от недалекого, что способен всегда отделять зерна от плевел, требовать от подчиненных достоверной информации, как бы горька и обидна она не была.
Говорят, что в последние годы Леонида Брежнева «кремлевские старцы» из Политбюро полностью заблокировали ему доступ к объективным источникам и преподносили исключительно отлакированные бумажки. Но только мы, уж простите, никогда не поверим в то, что Ислам Каримов по степени развившегося маразма (хотя частично таковой и имеет место быть) достиг уровня «пятизвездного малоземельца». Тогда в чем же дело?
Только представьте себе главнокомандующего, который ни ухом, ни рылом не сведущ в том, что творится в его тылах и на передовой. Такое безмятежное неведение чревато быстротечным разгромом всей армии, сокрушительным поражением.
Тайная полиция (СНБ), уж конечно, не доносит до Каримова одни лишь «вести с полей» и «результаты развития животноводства», чекисты просто обязаны информировать президента о самых разнообразных, в том числе и негативных фактах, такова их основная функция. Мало того, в условиях любой диктатуры идет постоянная борьба между различными враждующими кланами, ведомствами и корпорациями, то есть каждый стучит правителю на каждого.
- Ислам-ака, Вы, наверное, не знаете, а такой-то, негодяй, под Вас яму роет, и гарпун на Вас точит!
Вот вам и еще один неиссякаемый источник получения нужных сведений.
И, наконец, почему бы Каримову, подобно улыбчивому Айфончику, не взять и самому побродить в Интернете? Или ему, как бывшему партийному функционеру, «западло» такое занятие?
Вот потому-то можно уверенно утверждать – кто-кто, а наш Ислам Абдуганиевич нисколечко не испытывает информационного голода!
Кстати, почему бы узбекскому президенту не обзавестись собственной правдивой прессой? Неужели он считает, что, прочитав в какой-нибудь газетке про махинации, творимые его придворной челядью, народ немедленно схватится за кетмени и побежит громить «Ак-Сарай»? (Ак-Сарай — Белый дворец, название резиденции президента Узбекистана. - Прим. ред.)
Нынешний российский опыт убеждает нас в обратном. Достаточно иметь соответствующее, полностью покорное, подконтрольное властям телевидение и все будет в полном ажуре. А отдельные свободные радиостанции, печатные издания да Интернет-сайты – так кто же к ним станет прислушиваться? Главное - то, что сказали по программе «Время», сиречь «Ахборот»! Только правительственные источники, убежден простой народ в своей массе, несут ему сермяжную правду!
Даже в СССР, при всей его закрытости, издавался малым тиражом особый журнал для партноменклатуры высших рангов, в котором перепечатывались материалы из самых «реакционных» зарубежных изданий. Назывался он, если не ошибаюсь, «Глобус». На смену ему со временем пришли «Аргументы и факты», изначально предназначенные для использования в своей деятельности «агитаторами и пропагандистами». Гораздо позже эта газета превратилась в общедоступную, утратив при этом прежнюю остроту и повышенную информативность.
Итак, переходим к промежуточным выводам. Ислам Каримов знает практически обо всем происходящем в стране, а если и не знает отдельных мелочей, то наверняка о них догадывается. Негоже престарелому владыке оставлять своих царедворцев бесконвойными, иначе, того и гляди, они ему самому свинью подложат. И уж чего-чего, а хитрости и изощренности в интригах узбекскому президенту не занимать. Вопрос лишь в том, хочет ли Каримов держать своих чиновников в узде или уже не в состоянии?
В этом смысле у каждого авторитарного правителя имеются свои методы управления. К примеру, оба Туркменбаши, как первый, так и второй, держат свои элиты в черном теле, под постоянной угрозой неожиданного смещения, а если не повезет, то и посадки. Тот же батька Лукашенко время от времени основательно и со вкусом «перетрахивает» властные структуры Белоруссии. Таким макаром в сознании граждан создается образ «справедливого, хорошего царя», защищающего народ от произвола нехороших начальников.
Ислам же Каримов, наоборот, склонен постоянно перетасовывать одну и ту же колоду своих «шестерок». И если уж кого низвергает, то лишь капитально зарвавшихся, натурально на него «точивших гарпун». Главным критерием, определяющим незыблемость пребывания аппаратчика на хлебном месте, является личная преданность президенту, деловые качества вторичны.
Вы гляньте сами, – какие только серьезнейшие провалы в сфере экономике и финансов республики не случались в последнее время, и кто за это ответил?
Modus cogitandi Ислама Каримова таков: не власть работает на граждан, а сами граждане должны работать на власть. Этим все и определяется.
Nihil humani а ме alienum puto! Точнее, применительно к узбекскому президенту, – ничто начальственное ему не чуждо!
Ислам Каримов ведет себя точно так, как и любой другой засидевшийся на своем месте руководитель. На начальном периоде каждый босс стремится укрепить аппарат своего управления, а затем, добившись этого, приступает к реформированию всей структуры в сторону улучшения ее деятельности. Достигнув определенных результатов, энтузиазм руководителя постепенно иссякает и на смену ему приходит желание сохранить стабильность, к этому устремляются все начальственные помыслы, на это расходуется вся энергия. Далее наступает период, когда превалирующей парадигмой становится желание удержаться на своем месте любой ценой. При этом полагается гнобить выскочек и поощрять верных и послушных, то есть оказывать последним определенные привилегии, покупая такой ценой личное спокойствие.
За прошедшие двадцатилетие Ислам Каримов прошел все указанные стадии, и выходит так, что ныне придворные зависят от него в точно такой же степени, как и он от них. Наступило равновесие, так сказать биоценоз, в верхних эшелонах власти. Каждый жрет сам и дает жрать другим, не вступая при этом в противоречие с окружением, благо дело, корма (народа) пока на всех хватает.
Радетели каримовского правления и его заступники в дискуссии упирают на то, что, дескать, сегодня нет альтернативы действующему президенту. И действительно, - откуда она, эта альтернатива, возьмется, коли Ислам Абдуганиевич, как тот слон, вытоптал вкруг себя всю траву на лужайке?
- Ах, где мы возьмем другого такого президента, как наш дорогой Ислам-бобо, после того, как он нас оставит? – неистовствуют его почитатели. Не от души, конечно, сокрушаются, а по долгу службы. Что ж, отвечу: не извольте Машку смешить, господа каримовские радетели! Найдутся достойные, и еще какие, уверяю вас.
Когда в 1937 году Сталин, опасаясь возможного заговора, уничтожил практически весь командный состав Красной Армии, то казалось, уже все, крышка, полный абзац.
Некому в случае чего будет вести войска к победе, остались на командных высотах лишь одни старые кавалеристы. Однако с началом войны, то есть, по сути, настоящего дела, а не паркетного интриганства, народ выдвинул из своей среды самых блистательных военачальников, нисколько не уступающих, а частично и превосходящих тех, что были безвинно расстреляны.
Говорю это к тому, что если уж народ Узбекистана и его подлинная элита по-настоящему решатся на кардинальные изменения существующего жизненного уклада страны, то, будьте уверены, и президент достойный сыщется, и верные его соратники срочно найдутся. Хотя может статься так, что все и дальше покатит по наезженной Каримовым колее, под уклон, окончательно в яму средневековья.
И еще – каримовские заступнички ставят своему кумиру в главную заслугу тот факт, что за время его правления в Узбекистане не произошло ни одной войны, ни одного мало-мальски серьезного конфликта, зато царили мир и благоденствие. Каждый ребенок, замечу, в самом раннем возрасте должен непременно переболеть всеми легкими, пустяковыми детскими болезнями вроде ветряной оспы. Очень плохо может от того статься, ежели чересчур заботливая мать в свое время уберегла младенца, но он подхватил ту ветрянку уже в зрелые годы. Последствия данного недуга могут быть крайне тяжелыми.
Да, Ислам Каримов некоторыми своими искусственными методами удержал страну от эксцессов, свойственных раннему периоду становления государства, но это вовсе не означает, что сие в ближайшем будущем не аукнется самыми серьезными осложнениями. Большое количество нерешенных проблем представляются своеобразными минами, чуть присыпанными землей и ждущими своего часа. При этом необязательно все должно обернуться именно военным конфликтом.
Желаете пример? Извольте.
Многолетняя практика, когда мужчины уезжают на заработки за границу, нарушает традиционный уклад узбекской семьи, фактически разрушает его основы. Глава семейства вместо того, чтобы оставаться гарантом нерушимости домашнего очага, пребывает большую часть года черт знает где. И таких, занимающихся отъезжим промыслом, по последним данным, насчитывается около двух миллионов человек. Все это поощряется правительством, если не сказать, что государство само вынуждает наиболее трудоспособных и активных граждан становиться гастарбайтерами. Чем подобное может обернуться в будущем, какими непоправимыми последствиями отозваться, пусть ответят профессиональные социологи.
Не дай-то, Господи, мне оказаться пророком.
Ядгор Норбутаев. Оригинал публикации – здесь