13 Декабрь 2019



Новости Центральной Азии

Бывший муфтий Узбекистана - о религиозной жизни в стране

11.08.2002 00:00 msk, Г.Бухарбаева

"Мусульмане в Узбекистане не имеют доступа к религии, изучение Ислама в стране, где более 90% населения составляют мусульмане, запрещено", - заявил на встрече с журналистами в офисе IWPR в Ташкенте бывший муфтий Узбекистана (глава Духовного управления мусульман) шейх Мухаммад Содык Мухаммад Юсуф, ныне живущий и работающий в Мекке, Саудовская Аравия.

По мнению шейха Мухаммада Содыка Мухаммада Юсуфа, в настоящее время в Узбекистане создалась ситуация, когда простые мусульмане не имеют право на ознакомление с Исламом. Действующие в республике религиозные учебные заведения, как Исламский университет и институт, медресе, готовят, по словам шейха, религиозных работников, а человеку, который не хочет работать на религиозном поприще, желающему просто изучить и узнать истинный Ислам, не куда пойти.

Ограничение доступа к изучению Ислама в Узбекистане, а также к обучению, распространению знаний об Исламе произошло из-за усиления в стране деятельности различных исламских организаций, как "Хизб-ут-Тахрир", "Ваххабизм", которых власти обвинили в антигосударственной деятельности, насильственных попытках изменить конституционный строй в стране.

Активность, с которой распространялись среди узбекского народа идеи исламских религиозных организаций, которые начали набирать силу и оборот после обретения Узбекистаном независимости в 1991 году, наплыв в страну различных религиозных миссионеров из-за рубежа, начавших активно пропагандировать и политические идеи, вмешиваться в политику, напугали узбекские власти.

Начиная с 1998 года, когда явно обозначился конфликт между государственной властью и исламскими организациями, пролилась первая кровь, силовые органы страны начали жестоко подавлять деятельность религиозных партий в стране.

Тогда, по словам шейха Мухаммада Содика Мухаммада Юсуфа, власти изменили демократические законы, дававшие права и свободы религиозным организациям, права мусульман резко были ограничены. Кроме того, власти постарались уменьшить влияние в Узбекистане видных мусульманских деятелей, проповедующих истинный Ислам, известных и уважаемых в исламском мире богословов.

Однако, внешне в Узбекистане создается атмосфера доброжелательного отношения к религии. Если, по словам шейха Мухаммада Содыка Мухаммада Юсуфа, во времена Советского Союза открыто было заявлено, что религия - это "опиум для народа", с религией боролись, то сегодня в Узбекистане иная картина, все, включая политических деятелей, говорят о том, что они мусульмане, уважают свою религию.

Молодежь, по словам шейха, слушая это, читая в газетах, видя по телевизору пробуждается интересом: "Если мы мусульмане, то каким должен быть мусульманин, что есть религия Ислам?". Но ответов она не находит ни в школе, ни в институтах, ни в других местах.

"Хизб-ут-Тахрир" пользуясь этим обстоятельством зазывает к себе молодежь, а затем уже никто не может переубедить их, что "хизбутовское" объяснение Ислама не правильное.

Но сегодня, по словам шейха, государство, развернув свою репрессивную машину против нелегальных религиозных организаций, не может противопоставить им никакую идеологию, просвещать народ.

"Президент Ислам Каримов говорил, что узбекское государство против идеи будет бороться идеями, против мракобесия - просвещением. Если бы в Узбекистане на практике следовали бы этим словам, то сейчас в стране не осталось бы "Хизб-ут-Тахрир". Можно человека посадить в тюрьму, но невозможно посадить в тюрьму мысль, идею", - сказал шейх Мухаммад Содык Мухаммад Юсуф.

Крайне низко шейх Мухаммад Содик Мухаммад Юсуф оценил деятельность людей и организаций, ответственных за дела религии в Узбекистане, в том числе и Муфтият (Духовное управление мусульман), уровень просветительской работы, которую они обязаны вести среди населения.

"Подвергаясь преследованиям, "Хизб-ут-Тахрир" издал и распространил 50 книг в Узбекистане, издает журнал, распространяет листовки, ведут каждый день работу с людьми, даже находясь в заключении. А те люди, которые ответственны за дела религии в Узбекистане, получая зарплату, не издали пока ни одной книги, оспаривающей идеи "Хизб-ут-Тахрир". Ладно, эти люди не могут написать сами книгу, но можно же перевести уже имеющиеся книги с арабского языка, которые доказывают неправильность идей "Хизб-ут-Тахрир", - сказал шейх Мухаммад Содик Мухаммад Юсуф.

"А тот, кто хочет распространить истинный Ислам, не имеет на это право, это запрещено нынешними законами, вся реальность такова и весь абсурд в этом", - продолжил шейх Мухаммад Содик Мухаммад Юсуф.

Муфтий Узбекистана Абдурашид-кори Бахромов - глава Духовное управление мусульман, издал фетва (предписание), в котором запретил мусульманам иметь какие- либо контакты с членами "Хизб-ут-Тахрир", однако, по словам шейха Мухаммада Содыка Мухаммада Юсуфа, эта мера не принесла никаких результатов.

"Разрывая с ними связи, избегая их, невозможно победить. Наоборот, надо идти с ними на контакт, и объяснить им, что их путь неправильный, но для этого надо иметь глубокие знания об Исламе, так как говоря, что их идеи неправильные, надо показать им правильные идеи", - сказал шейх.

Грамотное поведение богословов и политиков в таких странах как Иордания, где возникла эта организация, в Ливии и Турции, откуда начались распространяться эти идеи, смогло победить "Хизб-ут-Тахрир".

"Хизб-ут-Тахрир" в этих странах сейчас нет, потому, что исламские богословы в этих странах объяснили и доказали народам, в чем ошибка идей "Хизб-ут-Тахрир". Полувековая история "Хизб-ут-Тахрир" показывает, что ее идеи быстро находят распространение там, где нет сильных исламских ученых-богословов, где людей преследуют за их исламские убеждения", - сказал шейх Мухаммад Содык Мухаммад Юсуф.

Шейх Мухаммад Содык Мухаммад Юсуф, 50 лет, уроженец Андижанской области Узбекистана, является крупнейшим исламским ученым-богословом в мире, в настоящее время живет и работает в Мекке, Саудовская Аравия, где занимается научной и преподавательской деятельностью.

В 1989 году Мухаммад Содык Мухаммад Юсуф стал муфтием - главой Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана, после развала СССР в 1991 году, его вотчина сократилась, он стал первым муфтием независимого Узбекистана.

С обретением независимости народу были даны религиозные свободы, муфтий Мухаммад Содык Мухаммад Юсуф стал популярнейшей фигурой в Узбекистане, его выступления по телевидению в авторской программе "Одобнома" (Этика) любили и ждали люди.

Однако в 1993 году шейх Мухаммад Содык Мухаммад Юсуф не по своей воле уехал из Узбекистана. По мнению многих независимых правозащитников, муфтий был вынужден покинуть страну под давлением властей, которые устроили против него провокацию, обвинив в продаже подаренных Саудовской Аравией Коранов, более того в его дом была подброшена взрывчатка, чудом муфтий не пострадал.

Это все было подстроено, по мнению независимых экспертов, так как власти боялись популярности среди народа муфтия Мухаммада Содыка Мухаммада Юсуфа, его влияния среди людей, а значит видели в нем потенциального конкурента на власть.

В 1999 году шейх Мухаммад Содык Мухаммад Юсуф получил официальное приглашение вернуться в Узбекистан. Власти пошли на этот шаг, видимо потому, что поняли, что лучше поддерживать богословов, проповедующих истинный Ислам, видя как быстро распространяются в стране идеи экстремистских религиозных организаций, а кроме того, хотели обелить немного себя, так как обвинения властей в нетерпимости к Исламу усилились.

Однако даже имея возможность приезжать в Узбекистан, шейх Мухаммад Содык Мухаммад Юсуф не чувствует реальное желание властей помочь ему работать в Узбекистане.

Огромный труд - "Хадис ва хает" (Изречения пророка Мухаммада и жизнь) в 39 томах, законченный недавно, а также комментарий к Корану, шейх Мухаммад Содык Мухаммад Юсуф не имеет возможности издать в Узбекистане.

"Вот уже 2 года прошу издать, но не разрешают. На мои вопросы всегда отвечают, что издание моих книг было бы благим делом, но разрешения не дают", - сказал шейх.

По словам шейха Мухаммада Содыка Мухаммада Юсуфа: "во все времена все видные имамы были в изгнании и страдали, и даже имам Аль-Бухори".

А общества теряли свет и разум, который могли бы дать своим народам такие люди, и молодежь в сегодняшнем Узбекистане продолжает узнавать что такое Ислам с уст "Хизб-ут-Тахрир".

===============

Галима Бухарбаева для IWPR из Ташкента

ИНСТИТУТ ПО ОСВЕЩЕНИЮ ВОЙНЫ И МИРА, представительство в Узбекистане, 10.08.2002

На фото: шейх Мухаммад Содык Мухаммад Юсуф на встрече с журналистами в офисе IWPR в Ташкенте, август 2002 г.