Как стать президентом-3: Журналист и кандидат Улугбек Бабакулов собирает подписи
Продолжение. Начало – здесь и здесь.
Объявление о том, что «Фергана» «берет шефство» над Улугбеком Бабакуловым вызвало у некоторых читателей недоумение: дескать, кандидат в президенты Кыргызстана - самостоятельный редактор известного и авторитетного издания, и вдруг - «шефство» со стороны российского информационного агентства. Поясняем: разумеется, мы употребили слово «шефство» с иронией. Если говорить серьезно, то мы намерены просто информационно сопровождать выборную кампанию нашего коллеги, точнее, просто предоставлять ему слово для рассказа обо всех перипетиях избирательного процесса. Это наше собственное решение. Агентство «Фергана» инициатором экспериментов с выдвижением в кандидаты не является и никакого отношения к решению У.Бабакулова баллотироваться в президенты не имеет.
«Сегодня я хочу задаться вопросом, кто такой президент? Большая Советская энциклопедия дает следующее определение: «Президент (от лат. praesidens — сидящий впереди, во главе): 1) в ряде общественных и научных учреждений, организаций и др. — выборный руководитель, председатель; 2) глава государства в странах с республиканской формой правления». То есть это человек, который должен соответствовать определенным квалификационным требованиям. Так каким именно?..»
В последние недели редакционный телефон практически не умолкает. Многие звонят мне с просьбой объяснить, где взять подписные листы, причем большинство звонящих — жители Оша, Джалал-Абада, Каракола, Токмока и Канта. Это дало мне возможность провести своеобразный мониторинг читательской аудитории нашей газеты (Главный редактор популярного бишкекского еженедельника «МК-Азия» Улугбек Бабакулов через свое издание обратился к добровольцам с призывом о содействии в сборе подписей. – прим. ред. «Ферганы»).
Больше всего меня повеселили двое звонивших. Первым был доктор, о котором я рассказывал в предыдущей публикации.
— Улугбек, как ты мог так поступить?
— Как именно?
— Разве ко мне относятся саркастически? Зачем ты это выдумал? Я тебе серьезно предложил объединить силы, а ты…
— А разве я сделал что-то плохое, рассказав о вашем предложении? К тому же вы не единственный доктор, который давно «примеряет» свое «поприще» к президентскому креслу…
— Тебя психиатры должны обследовать, — заявил собеседник, — и я знаю, что они скажут. Если толковать по Фрейду (австрийский невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа. — У.Б.), то ты пытаешься «перенести» на других отношение окружающих к тебе самому… это к тебе относятся с сарказмом!
Доктор был очень зол. Казалось, он грозит мне кулаком и брызжет слюной. Я автоматически достал носовой платок, протер телефонную трубку и закончил разговор тем, что предложил собеседнику поискать себе другую пару для политического союза.
Рисунок Алексея Меринова (МК)
Чуть позже позвонил один из кандидатов — тоже с претензиями. Дело в том, что комментируя для известной кыргызскоязычной газеты «самовыдвижение» отдельных личностей, я охарактеризовал их поведение как «шоу-бизнес». И вот кое-кто решил сообщить мне, что он думает по этому поводу…
— Эй, Улугбек, ты знаешь, что я назвал Турсунбая Бакир уулу «полусартом»? — прорычал кандидат в телефонную трубку.
— Я за таким бредом не слежу…
— Эй, а ты же настоящий сарт! — чуть не заорал «конкурент». — Куда ты лезешь? Ты же все равно не пройдешь, сарт!
Ответить я не успел — собеседник бросил трубку.
ТРЕБУЕТСЯ ПРЕЗИДЕНТ
Статус президента Кыргызстана прописан в третьем разделе Конституции страны. Согласно ему, президент является главой государства, олицетворяет единство народа и государственной власти.
Президент занимает высшую политическую государственную должность, но не подпадает под действие закона о госслужащих. И это само по себе нонсенс: документ, который устанавливает основы организации и условия прохождения государственной службы, регулирует правовой статус чиновников, систему их поощрений и взысканий, не действует в отношении президента, депутатов Жогорку Кенеша, министров и глав ряда правительственных ведомств. Будто это и не государственные служащие вовсе, а так… наемные рабочие.
Проблема в том, что закон о госслужбе касается чиновников, занимающих административные должности. Например, статс-секретарей каких-нибудь ведомств, которые и несут согласно ему ответственность за свою работу. А вышеперечисленные «первые лица» не несут. Поэтому их заботит не столько развитие страны, сколько стремление покрасоваться на ТВ и узнать, что о них пишут в газетах.
По какому принципу отбираются кандидаты на президентский пост и депутатские должности? Президент у нас должен быть не моложе 35 и не старше 70 лет, должен владеть государственным языком и проживать в республике в совокупности не менее 15 лет. А депутатом Жогорку Кенеша (парламента страны) «может быть избран гражданин Кыргызской Республики, достигший на день выборов 21 года, обладающий избирательным правом». И все — никаких упоминаний об образовании, опыте работы... Учитывая, что министры и прочие руководители ведомств (эти должности тоже считаются политическими, хотя и государственными) назначаются исходя из партийной принадлежности кандидатов, получается, что государством управляют абсолютно безграмотные и безответственные люди.
Тот же статс-секретарь, который может быть освобожден от должности по представлению своего руководителя, обязан соответствовать определенным квалификационным требованиям: «стаж государственной службы на главных должностях не менее 7 лет или стаж работы по специальности не менее 10 лет». А президенту, депутатам и министрам, выходит, иметь опыт работы на государственной должности не обязательно ?..
Выборы с большой «подпиской»
На сегодня моим друзьям-«подписантам» удалось собрать около 10 тысяч «автографов». К 10 сентября — сроку сдачи подписных листов и последнему дню внесения избирательного залога — подписей будет собрано гораздо больше, чем нужно. Но это даже хорошо: знакомый политтехнолог подсказал, что их необходимо собрать на 25–30% больше, так как члены ЦИКа непременно найдут к чему придраться.
«Подписные» истины мне разъяснил все тот же член рабочей группы Центризбиркома по имени Данияр.
— Недействительными считаются подписи, в которых не полностью прописаны фамилия, имя и отчество подписчика и не указан точный адрес места жительства. Более того, данные должны быть заполнены каждым подписчиком собственноручно, иначе они тоже будут считаться недействительными.
— Мне звонят и жалуются, что некоторые люди не могут сами заполнить подписные листы. Как быть в таком случае?
— В документах, регулирующих процесс сбора подписей, есть нестыковки и не учтены некоторые моменты. Например, как быть в случаях, если человек слепой или плохо видит? Вашим сборщикам подписей необходимо указывать в разделе «Примечания», почему строку заполнил не сам «подписант». Думаю, тогда подпись будет считаться действительной.
— Неужели члены ЦИКа проверят все 30 тысяч подписей в поддержку каждого кандидата? Сколько же времени вам потребуется?
— На помощь придут эксперты-почерковеды Министерства юстиции. Из представленных бланков каждого кандидата будет отобрано примерно 30% — эти подписи и проверим. Но если возникнут подозрения и вопросы, естественно, будем проверять и другие.
В общем, пока я попрошу своих друзей не торопиться. Время есть как для сбора подписей, так и для обдумывания роли президента в нынешнем обществе. Пока я убеждаюсь в одном: эта должность ни к чему не обязывает. Зачем же она нужна?..
Продолжение следует.
Улугбек Бабакулов – специально для Международного информационного агентства «Фергана»