«Люди не хотят жить вместе». Как идет строительство домов на юге Кыргызстана
Госдирекция по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад (Кыргызстан) обещает до конца 2011 года построить 28 многоэтажных домов для семей погибших и пострадавших в июне 2010 года. В целом Госдиреции по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад на 30 месяцев работы (с июня 2010 года по декабрь 2012) было выделено 100 миллионов долларов (вся сумма является российским кредитом). В 2010 году Госдирекция освоила 15,5 миллионов долларов, в текущем - планирует около 50 миллионов долларов. Планы Госдирекции впечатляют своими масштабами: до конца 2011 года обещано построить 28 этажных домов (8 - в Джалал-Абаде, 2 – в Базар-Коргоне и 20 - в Оше) и обеспечить жильем все пострадавших в июньских событиях (1718 человек). Также Госдирекцией в рамках развития юга обещано строительство, восстановление, капремонт 65 объектов культурного, спортивно-оздоровительного, образовательного характера (больницы, дороги, школы и т.д.). Более того, выстроенное в прошлом году на участках пострадавших переходное жилье (площадью до 42 квадратных метров) планируется увеличить до 100 квадратных метров за счет помощи Азиатского банка развития.
Фото ИА «Фергана»
Кстати, буквально неделю назад правительство возложило на Госдирекцию работу по оказанию помощи предпринимателям. Так как подсчитать точный ущерб, который понесли предприниматели, невозможно, предполагается, что все они получат безвозмездную ссуду в размере 50 тысяч сомов и кредит до 150 тысяч сомов на льготной основе (на 10 лет).
С 11 по 13 мая 2011 года Госдирекция устроила очередной медиа-тур по югу, чтобы показать проводящиеся там восстановительные работы. Первый пункт назначения – село Базар-Коргон Джалал-Абадского района.
Так живут в Базар-Коргоне. Фото ИА «Фергана»
Здесь идет строительство двухэтажного восьмиквартирного дома, закончить его обещают через 10-12 дней. Жителям будущего дома - это будут не семьи погибших, а молодые сотрудники МВД - предстоит интересное соседство: на первом этаже дома будут размещены базар-коргонский районный архив и районная налоговая служба. Одноэтажное здание, в котором ранее размешался архив 90-летней давности, во время июньских событий сгорело дотла. В июне этого года в Базар-Коргоне будет достроен еще один дом – 16-квартирный.
Жители Базар-Коргона всегда приветливо относились к журналистам. Так и на этот раз. Стесняясь своей бедноты и со смущением преодолевая языковой барьер, пускают в дома и разговаривают. Во многих домах до сих пор стоят палатки, в которых люди жили в прошлом году, пока не было построено переходное жилье. Владелица лепешечной Гульсара Сабирова охотно разговаривала с журналистами и угощала горячим хлебом.
Гульсара в своей лепешечной. Фото ИА «Фергана»
Женщина пожаловалась, что государство помогает только в восстановлении домов, но совсем забыло о предпринимателях, которые из-за тех событий обанкротились. По рассказам женщины, молодые, трудоспособные жители села уезжают на заработки в Россию, а старикам приходится самим кормить себя и малолетних детей и внуков. Например, лепешечная Гульсары приносит всего 200 сомов в день (чуть больше 4 долларов), на большую семью (у нее пятеро детей) этого не хватает. С соседями-киргизами узбеки живут дружно. В доказательство Гульсара тут же подозвала проходящую мимо киргизку, которая подтвердила ее слова.
Далее журналистов ознакомили с еще одним завершающимся строительством пятиэтажного шестидесятиквартирного дома в городе Джалал-Абад (дом обещают сдать к концу мая).
Этот дом в Джалал-Абаде обещают сдать жильцам до 1 июня 2011 года. Фото ИА «Фергана»
Эксперт Госдирекции по Джалал-Абаду Талант Исмаилов сообщил, что постройка дома задерживается на 20 дней, так как панели для дома приходилось везти из Бишкека через Узбекистан, где груз по неизвестным причинам задерживали. Увидев дом, работники СМИ начали сомневаться, что он будет завершен к 1 июня. «Это только на первый взгляд кажется, что тут работы еще на месяц-полтора, на самом деле нам хватит пары недель», - заверил другой представитель Госдирекции.
Затем журналистам показали восстановленную Джалал-Абадскую телерадиокомпанию, которая также была сожжена дотла. Обновили не только здание, но и аппаратуру, на что ушло 17 миллионов сомов. Неизвестно, что будет с Университетом дружбы народов Кадыржана Батырова - пока здание Университета так и стоит сожженное, с разбитыми окнами… Неизвестно, что будет и с сожженным имением Бакиева, расположенным в селе Тейит Джалал-Абадской области, его дом тоже никто не реконструирует. В госдирекции сообщили, что кто-то из родственников Бакиева все же взял у государства ссуду в 200 тысяч сомов на восстановление дома.
На второй день медиа-тура журналисты участвовали в закладке капсулы в фундамент пятиэтажного 45-квартирного дома в городе Ош. Каждый журналист написал свое пожелание будущим жильцам дома и всем ошанам, после чего эта записка вкладывалась в капсулу. Дружная команда работников СМИ лично поучаствовала в строительстве дома, заливая капсулу цементом.
В Оше на закладке капсулы. Фото ИА «Фергана»
Затем работники СМИ наконец-то смогли увидеть единственный полностью достроенный дом, в котором уже живут семьи погибших в июньских событий. На доме памятная табличка с надписью на киргизском и русском языках, что этот 75-квартирный жилой дом построен за счет льготного кредита Российской Федерации. Жители дома неприветливо встретили журналистов, общаться или показывать квартиры по непонятным причинам не хотели, объясняя это либо отсутствием ключей от дома, которые находятся у детей, мужей и проч., либо ссылаясь на языковой барьер. Более того, на журналистов с криками набросилась представитель домкома (домового комитета) Кундуз Сыдыкова, которая кричала, что журналисты вообще не имеют права приходить сюда и разговаривать с жильцами. Ситуацию разрядил сотрудник Госдирекции, который объяснил женщине, зачем сюда приехали журналисты, после чего мы смогли осмотреть дом. Комнаты в квартирах просторные, санузлы раздельные, балконы еще не застеклены.
В квартире нового дома. Фото ИА «Фергана»
Как распределялись квартиры, которые обещали всем семьям погибших и некоторым семьям пострадавших, – вопрос, оставшийся без ответа. Согласно статистике, большинство погибших и пострадавших во время июньского конфликта - узбеки. Новый дом рассчитан на 75 квартир, однако только пять из них достались узбекам, еще одна – русской семье, остальные - киргизам. Еще более непонятно, почему в однокомнатных квартирах проживает и по 7, и по 8 человек, в одной двухкомнатной – 10, а есть двухкомнатные, где живут по трое.
«Если у погибшего не было семьи, то ему дают однокомнатную квартиру. Если умер глава семьи, то при выдаче квартиры смотрят на количество детей, в том числе на количество несовершеннолетних. А то, что здесь написано 7-8 человек на одну комнату, это ничего не значит, я могу и 8-10 написать на всякий случай», - как смогла, разъяснила ситуацию журналистам глава домкома.
Кстати, вопрос распределения жилья является «болезненным» и для самого главы Госдирекции Жанторо Сатыбалдиева, который сразу отослал журналистов к комиссии по распределению жилья.
«Распределение квартир шло не по национальности, а по очередности, кому давать первым, - только и сказал Сатыбалдиев, но не пояснил, кто входит в «первую» категорию получателей квартир. - Я не распределяю жилье, у меня много других дел, обращайтесь к комиссии».
Однако чиновник признал, что «смешанное распределение жилья на юге Кыргызстана среди разных этносов не дало положительных результатов». Так, во время распределения жилья от населения поступали жалобы: люди заявляли, что не хотели бы жить рядом с представителями того или иного этноса, особенно в многоэтажках.
По словам Сатыбалдиева, главным приоритетом комиссии по выделению квартир было стремление смешивать представителей разных национальностей. «Мы стараемся заселять в одном доме представителей разных этносов. На наш взгляд, это позволит избежать разрастания мононациональных кварталов и решить проблему, которой не занимались в течение 20 лет. Но некоторые получатели квартир не хотят жить совместно с представителями другого этноса. С ними мы проводим разъяснительную работу, но пока она не дает результатов. Напряжение в отношениях людей чувствуется до сих пор».
На ошском рынке. Фото ИА «Фергана»
Окончание строительства не означает, что люди получают квартиры убранными и отремонтированными. Окна в краске, липкий строительный скотч на рамах, картонные коробки и другой строительный мусор в подъездах.
Далее по плану было посещение строительства школы в селе Ташлак Шаркского сельского округа.
Школу в Ташлаке обещают сдать к концу мая 2011 года. Фото ИА «Фергана»
Школу обещали сдать к марту текущего года, теперь планируют к маю, а учеников школа должна принять уже в сентябре. Жители села заняты разбором завалов и подготовкой ко второму этапу восстановления домов, площадью уже до ста квадратных метров.
В селе Ташлак. Фото ИА «Фергана»
Сельчане не слишком гостеприимно относятся к журналистам: отказываются давать интервью на камеру, не разрешают включать диктофон. Или вообще отказываются разговаривать с журналистами титульной национальности, говоря, что не доверяют им. Один житель села, у которого погиб сын, рассказал, что он также подавал документы на получение жилья, однако ему пока не дали никакого ответа.
В Базар-Коргоне. Фото ИА «Фергана»
После нам показали строительство дома, который в будущем можно будет гордо назвать самым высоким зданием Оша. Это будет 18-этажный дом, правда первые два будут подвальными. Пока в Оше самым высоким зданием считается 12-этажный дом. Работникам СМИ показали и обновленное здание Драматического театра им. С.Ибраимова, который является точной копией Драмтеатра в Бишкеке и кинотеатра «Семетей» (единственного кинотеатра в Оше), где также заканчивается капремонт.
На ошском рынке. Фото ИА «Фергана»
На третий день журналистов снова повезли в Базар-Коргон. Повод – открытие трехкилометровой дороги. На строительство дороги протяженностью 2825 метров ушло 28 миллионов 19 тысяч сомов. Поразил размах празднества, длившегося пару часов и включивший в себя даже выступления звезд киргизской эстрады. Чиновники под навесом, установленным над сценой, говорили получасовые речи.
На открытии Базар-Коргонской дороги. Фото ИА «Фергана»
Сидя под палящим солнцем на стульях, установленных прямо на новой дороге, слушали чиновников приглашенные аксакалы.
Старики сидят под солнцем на открытии дороги в Базар-Коргоне. Фото ИА «Фергана»
Строительство этой дороги - не единственный «дорожный проект» Госдирекции, которая наметила построить еще четыре трассы.
Неопределенность с махаллями
Кроме дома, в котором уже живут люди, до конца мая Госдирекция планирует сдать «под ключ» еще четыре дома: 8-квартирный с архивом и налоговой в Базар-Коргоне, 60-квартирный в микрорайоне «Кок-Арт» Джалал-Абада, 24-квартирный в микрорайоне «Черемушки» и 32-квартирный в микрорайоне «Анар» города Ош. Таким образом, до 1 июня 2011 года 116 семей пострадавших получат новые квартиры.
Глава Госдирекции недоволен темпами строительства: ему «хотелось бы большего прогресса». «Может, в мирное время такие темпы строительства меня бы устраивали, но сейчас – нет, - сказал журналистам Сатыбалдиев. - Однако, несмотря на задержку, мы и так строим дома в минимальные сроки, чтобы удовлетворить потребности населения. По нормативным срокам на постройку одного дома уходит полтора года, мы же их строим в течение нескольких месяцев».
Сначала планировалось, что дома будут сданы жильцам «под отделку», однако потом правительство приняло решение, что ремонт квартир также будет проведен за счет Госдирекции. Но только ремонтом невозможно объяснить задержки темпов строительства. Так, во время пресс-тура в октябре 2010 года журналистам рассказывали, что дом в Джалал-Абаде, микрорайоне «Кок-Арт», строительство которого было начато 18 августа 2010 года, будет сдан 1 января 2011 года. Теперь его обещают сдать до конца мая. Может ли ремонт длиться те же пять месяцев, что и само строительство?
В Оше. Фото ИА «Фергана»
Днем и Ош, и Джалал-Абад производят впечатление живых городов, а вот с наступлением темноты, как и полгода назад, города пустеют, на улицах можно встретить лишь киргизов. Ош погружается во тьму, фонари не работают. Местные жители рассказывают, что по вечерам узбеки боятся появляться на улицах или выходят только в «свои районы». Общественный транспорт в городе ходит самое позднее до девяти вечера, а таксисты, работающие по ночам, - максимум ходит до 9 вечера, а подавляющее количество работающих по ночам таксистов - киргизы.
На ошском рынке. Фото ИА «Фергана»
В городе до сих пор огромное количество сожженных домов, их оконные проемы, выходящие на улицу, заложены кирпичами. Совсем не отстраивается сильно пострадавший район Оша «Черемушки» - если не считать, конечно, переходного жилья, построенного донорами. Жители «Черемушек» прямо говорят: «Какой смысл отстраивать новые дома, если Госдирекция обещала снести все махалли (кварталы, где компактно проживают узбеки - ред.) и на их месте построить этажные здания…»
«В ближайшее время сноса махаллей не будет, - опроверг эти заявления Жанторо Сатыбалдиев. - На какие средства нам сносить одни дома и строить другие?.. » Я не согласен, что в «Черемушках» ничего не строится. Дома отстраиваются, от жителей района мне поступает куча благодарственных писем. Бороться со слухами - самое трудное дело», - заявил глава Госдирекции, однако так и не дал однозначного ответа на вопрос: а жителям махаллей объясняют, что их дома не будут сносить?
Однако дальше Сатыбалдиев признал, что генплан Госдирекции все же предполагает застройку Оша многоэтажными зданиями. «Ош разделен на 11 территориальных участков, 75 процентов из них составляют одноэтажные строения. В генплане предусмотрено построение высоток, но рассчитан этот план на 20 лет».
Подобных сгоревших домов на юге еще очень много. Фото ИА «Фергана»
Беглый взгляд на Юг
Жители города рассказали, что после июньских событий представители ГАИ не стоят на дорогах по одному, только в сопровождении автоматчика. Такая «подмога» дает им возможность обирать автомобилистов.
Еще одной новой особенностью юга страны можно назвать непрерывные переименования. Еще в первые дни конфликта со здания Киргизско-узбекского университета было сбито название вуза, и теперь университет называется Ошским государственным социальным университетом. Переименовали и центральную мечеть города Ош. Год назад она носила имя великого богослова, имама Аль Бухари, теперь к ней добавили слово «Алайская». Переименовывают даже обычные магазины: например, центральный универмаг раньше назывался «Мукарам» (женское узбекское имя), теперь - «Корзинка» (по-русски).
На ошском рынке. Фото ИА «Фергана»
Днем в Оше оживленно работает многонациональный базар. Базар можно условно разделить на две части: внутреннюю, с бетонными прилавками под навесом, - и внешнюю, которая раскинулась на обочинах дороги. Внутри базар пустует. По рассказам торговцев, после трагедии многие предприниматели обанкротились, сейчас у них нет возможности закупать товар, платить за аренду места. Продавцы, которые торгуют на проезжей части, - располагают свой товар прямо на земле. Торговцы очень общительны, делают скидки и охотно позируют фотографам.
Желтая морковь есть только на юге Кыргызстана. Фото ИА «Фергана»
Это юг Киргизии сегодня: сожженные дома и новые постройки, пустынные в вечернее время улицы и оживленный базар, недоверчивые и в то же время все еще очень гостеприимные жители. Есть напряженность в отношениях между этносами, есть недоверие к власти. Остается лишь надеяться, что восстановительные работы и принципы распределения нового жилья не усугубят ситуацию, а, наоборот, помогут наладить отношения.
Екатерина Иващенко