Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Правозащитник и адвокат Н.Токтакунов: «Борьбу с коррупцией нужно начинать с себя»

06.05.2011 16:20 msk, Екатерина Иващенко

Кыргызстан Интервью
Правозащитник и адвокат Н.Токтакунов: «Борьбу с коррупцией нужно начинать с себя»

В Кыргызстане не утихают разговоры о борьбе с коррупцией. Правозащитники, политики, гражданские активисты предлагают свои решения этой проблемы. Председатель Партнерской группы «Прецедент» Нурбек Токтакунов огласил свой рецепт борьбы с коррупцией.

19 апреля Н.Токтакунов в своем блоге опубликовал статью «Милиция, прокуратура и суды – коммерческая корпорация и организованная преступность».

В ней, в частности, говорится: «Министра ВД, его заместителей, начальников управлений и отделов нынешнее положение дел устраивает полностью, ведь что-то менять - это значит по настоящему бороться с преступностью. Система органов внутренних дел сегодня – это коммерческая корпорация, где представители власти руководствуются не понятиями законности и наказуемости, а понятиями прибыли и рентабельности (точно так же, как прокуратура и суды). Место в этой корпорации приобретается деньгами и связями и эти факторы вполне могут перевесить фактор профессионализма. Проныра, знающий, кого «подмазать», у кого «отметиться», с кем «завести дружбу», усидит на любом месте, а честолюбивые профессионалы вынуждены считаться с такими реалиями и принимают правила игры. И самые достойные офицеры неотвратимо втягиваются в коррупционные отношения…

…Это коммерческая корпорация имеет свой негласный аппарат принуждения в отношении неподкупных, действие которого заключается в том, что в любом случае можно найти причину и прокатить со званием, понизить в должности или «сдать в прокуратуру». В ней действуют свои формы взаимоотношений между сотрудниками и службами, начальниками и подчиненными, о которых не говорится в Уставах или Законе о милиции. Поэтому любой сотрудник больше боится неотвратимого наказания по правилам игры, чем наказаний, установленных официальным законом… Если учесть, что суды, прокуратура и все остальные правоохранительные органы действуют по той же коммерческой схеме, то становится понятно, что все они - это государство в государстве, раковая опухоль, изнутри пожирающая общество…»

Нурбек Токтакунов: У нашего населения - коррупционное мышление. Когда человек становится влиятельным чиновником, попадает во власть, вокруг него начинают виться родственники, друзья, приятели обращаются с мелкими просьбами… И чиновник помогает «своим» - потому что когда-то ему тоже помогли, оказали услугу. И он теперь должен отплатить тем же: устроить кого-то на работу, кого-то «отмазать»… Каким бы человек ни был порядочным, он становится заложником системы. И как сегодня бороться с коррупцией, если у нас судебные органы и прокуратура стали символами этой коррупции?

Нам необходимо перевернуть ситуацию, обратиться не только к власть имущим, а к обычным людям. Если у вас есть родные, которые, например, работают в милиции, то не они вам должны помогать, а вы им, потому что у них маленькая зарплата. Помогите им, чтобы они не оправдывали взяточничество: мол, им нечем кормить семью. Но это сложно объяснить людям, им смешно: чиновники разжирели благодаря коррупции, а мы им должны помогать, потому что у них маленькая зарплата? Должны придти люди с новым мышлением.

Проблема в том, что здравомыслящему человеку, если он продвигает свои интересы, всегда проще пойти коррупционным путем, даже если он признает, что поступает неправильно. Но нужно понять, что раз нам проще дать взятку, чем защищать свои права по закону, то мы ведем себя как овцы, которых периодически обстригают. У нас мышление овцы.

Следующая проблема - правозащитники и гражданские активисты пытаются перевоспитать власть. Им кажется, что они знают, какой власть должна быть - и какая она сейчас. В результате все наши встречи сводятся к тому, что мы описываем друг другу свежие коррупционные схемы, возмущаемся и говорим всем известные вещи. На все это тратится огромное количество энергии, которую лучше бы направить на создание общественной нетерпимости к коррупции, в том числе с помощью СМИ. Власти будет труднее воровать и манипулировать массами в такой обстановке.

Воруют везде, даже в самых развитых странах. Но разница в масштабах и в общественной реакции. В развитых странах своруют копейку, но если это становится известно, то поднимается такой шум! У нас же власть развращена, и это является свидетельством слабости народа. Это с нашего позволения власть так себя ведет, с нашего позволения не соблюдается принцип разделения властей, нет прозрачности.

Конституционный принцип народовластия воспринимается некоторыми как абстрактная идея, но на самом деле это работающий математический принцип, точность которого доказана всей человеческой историей. Суть этого принципа в том, что гражданского населения всегда намного больше, чем власть имущих, включая весь аппарат государственного насилия. Поэтому единодушное выступление даже малой части народа оказывается серьезной угрозой для власти, история полна таких примеров. Поэтому и существует политика как искусство манипулирования массами, то есть способность власти держать массы в довольстве. Если ты способен удержать народ в довольстве, то, образно говоря, «кайфуй». Если же власть наглеет, значит, мы сами ей это позволили. А если у нас, у народа, материальные ценности превыше остальных - то и любой милиционер, депутат или судья оправдывает нарушения закона тем, что ему тоже надо кушать и заботиться о семье. Так же как и любой гражданин говорит: зачем мне с этим бороться, если мне проще дать взятку и решить проблему? И тем самым он кормит систему.

- Вы считаете, нужно сначала изменить сознание народа?

- Я хочу донести, что если человек так себя ведет, как я описал, - то он ведет себя, как овца. И как только люди это поймут, начнет изменяться мышление. Я рекомендую начать с себя, начать создавать уникальную практику – использовать все законные методы защиты своих интересов и прав. Когда в обществе появятся такие люди, они станут энергетическими примерами распространения такой практики и впоследствии власть будет внимательней следить за своими решениями.

Во времена СССР был минимальный уровень коррупции. Потом он начал подниматься, заработали различные хорошо продуманные схемы, но коррупционеры как-то заботились о том, чтобы сохранять лицо. В эпоху Бакиева все делалось очень топорно. Если сейчас власти хотя бы задумаются - это уже будет полдела. Рано или поздно борющиеся с коррупцией люди объединятся, и тогда они поднимут все общество. Нужно донести до людей, что давать взятки - это позор. И такие представления уже появляются: я разговаривал со многими автомобилистами, и им зазорно платить дань сотрудникам ГАИ.

- Как вы намерены менять общественное сознание?

- Я начал с себя. Смысл в том, чтобы уметь за себя постоять, делать свои дела с соблюдением законных процедур, никому не давать «состригать с себя шерсть». Если пара-тройка человек прочитает эту статью и поступит так же, если даже один человек решит делать как я, то я уже буду считать, что моя задача выполнена. Это сетевой принцип распространения. Я общаюсь с друзьями, родственниками и знаю, что во время возможного конфликта они уже не будут молча стоять, а начнут отстаивать свои права. А как еще быть? Я уже не верю ни в какие концепции реформирования и даже не участвую в их обсуждении, потому что это простая потеря времени. Люди поумничали, а потом сели в машину, поехали и на первом же повороте дали взятку сотруднику ГАИ. Получается, что все только хотят, чтобы изменились другие, а сами не меняются.

То есть необходимо соблюдать три принципа. Первое - не позволять нарушать свои права. Второе - использовать только правовые способы разрешения конфликтов и продвижения личных интересов. Третье - быть открытым и делиться своим опытом противостояния порочной системе.

Свобода в моем понимании – это не результат, не состояние комфорта, в котором тебя никто не ограничивает, это процесс борьбы и маневрирования между подавляющими факторами.

В качестве примера я обычно привожу архаров и баранов. Они родственники, но архары не пошли к человеку, и у них крепкие ноги и рога, они отбиваются от хищников. А бараны доверили себя заботе могущественного существа - человека, поэтому ослабли. В обмен на свободу ты получаешь заботу, комфорт, но в конце концов, тебя пустят на мясо. Это вопрос выбора: либо ты хочешь жить как баран, либо – как архар. Демократия – это тоже не царство всеобщей справедливости, это процесс сохранения общества в равновесии.

- Но этот процесс изменения сознания может затянуться надолго…

- Мне тоже говорили, что сознание меняется десятки лет. Но, как бы нелепо это не прозвучало, время может ускоряться. Посмотрите на историю Франции, которая с 1793 до 1880 годы пережила четыре революции и шесть коренных преобразований в обществе. У нас процессы, которые раньше происходили за сотни лет, проходят за десять. Все ускоряется, развиваются информационные технологии. Эта скорость может привести и к более быстрому изменению сознания. У нас нет другого выхода. Почему я оптимист? Я считаю, что у Кыргызстана есть будущее, а значит, и сознание людей изменится. Потому что иначе нас затянет в яму.

Я считаю, что я запускаю хороший «вирус»: езжу по регионам, провожу правовой ликбез. Работа гражданского общества дает свои плоды, его задача – заниматься образованием граждан, сеять эти семена, которые потом дадут результат.

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»