Узбекистан: Дед Мороз и Снегурочка, предъявите лицензию на халтуру!
На снимке слева: нетрадиционные Дед Мороз и Снегурочка на улицах Ташкента. Фото © «Фергана»
В наступившем новогоднем сезоне власти Ташкента (Узбекистан) вдруг вспомнили, что сотни профессиональных актеров и любителей, «халтурящих» в новогодние праздники все годы независимости, не имеют лицензий и ни копейки не отчисляют в госбюджет.
И в этом году, по распоряжению столичного хокимията (администрации) ужесточился контроль над актерами, которые без лицензий выступают в ролях Дедов Морозов, Снегурочек и других сказочных персонажей на всевозможных утренниках, корпоративных вечеринках и квартирных праздниках.
По информации источников «Ферганы», стоимость годовой лицензии, которую можно приобрести в эстрадном обществе «Узбекнаво», равна 700 тысяч сумов (примерно 300 долларов). При этом цена может незначительно варьироваться, в зависимости от того, какую роль актер играет в представлении: Деда Мороза, Клоуна или ведущего.
Необходимость получения лицензии на частную концертную деятельность существовала и раньше, но это правило не слишком строго соблюдалось, разве что ни одна газета не имела право принять у актера объявление об услугах, не поинтересовавшись лицензией.
Новогодние гуляния в центре Ташкента
Теперь же во время праздника в любой ресторан может нагрянуть специальная комиссия, состоящая из представителей городского хокимията, лицензионного отдела «Узбекнаво», районной налоговой инспекции, и проверить лицензию у Деда Мороза и Снегурочки. Если лицензии нет, то нарушителям выпишут внушительный штраф, а отдыхающим испортят праздничное настроение.
Впрочем, в реалиях современного коррумпированного Узбекистана вряд ли до этого дойдет, особенно в новогоднюю ночь – скорее всего, штрафы будут выплачиваться прямо на месте, без всяких квитанций и в «договорном» размере.
Новогодние гуляния в центре Ташкента
Уже известны случаи подобных проверок в Ташкенте. Чтобы не срывать праздник, администраторы ресторанов ставят у входа охрану, которая в случае неожиданного визита комиссии сообщает об этом по рации начальству. Тут же дается сигнал, развлекательная программа временно приостанавливается, актеры, срывая с себя костюмы и пряча их в специальной комнате, рассаживаются за столы, изображая обычных посетителей. На днях именно по такому «экстренному» сценарию прошла «ёлка» в ресторане «Коинот» («Космос») на ташкентской телебашне.
Однако многие хозяева ресторанов, не желая проходить через подобные унизительные ухищрения, попросту отказываются сотрудничать с актерами, не имеющими лицензию.
Следует отметить, что для столичных профессиональных актеров, зарабатывающих в театрах, в среднем, по 100-150 долларов в месяц, новогодние «халтуры» являются существенным приработком: на заработанные в течение двух новогодних недель деньги многие из них потом живут весь год.
Новогодние гуляния в центре Ташкента
Причем количество «халтур» и сумма гонорара за выступление напрямую зависят от популярности того или иного актера и сыгранных им ролей в театре и кино, в этом году гонорары варьируются от 50 тысяч сумов (примерно 20 долларов по черному курсу) до 200 долларов за выступление. И если для некоторых актеров, которые «дают» 3-4 елки в день, стоимость лицензии кажется не слишком ощутимой, то для подавляющего большинства актеров, отыгрывающих за весь сезон всего 3-4 «халтуры», - цена лицензии просто неподъемна.
Новогодние гуляния в центре Ташкента
А если учесть, что в Узбекистане теперь запрещены детские новогодние утренники, на которых тоже регулярно, пусть и не слишком много подрабатывали местные актеры, то похоже, в жизни Дедов Морозов и их снежных внучек наступают не лучшие времена...
Но еще хуже обстоят дела у владельцев ресторанов. Теперь, чтобы провести новогоднюю программу, особенно в новогоднюю ночь, им тоже необходимо приобрести «лицензию», неофициальная стоимость которой, по данным источника «Ферганы», порой превышает сумму выручки от банкета и может составлять, к примеру, 10 миллионов сумов.
Главная улица столицы Узбекистана – «Бродвей»
И если ресторан небольшой, то в случае проведения новогоднего мероприятия его прибыль сведется к нулю. Именно поэтому большинство ресторанов просто отказались от проведения «ёлки» в новогоднюю ночь.
Если же ресторан крупный, то, по некоторым данным, общая сумма всевозможных отчислений в разные проверяющие инстанции составляет до 40 процентов от прибыли с праздничного банкета. И поэтому сегодня у многих владельцев ресторанов настроение отнюдь не новогоднее…
Юсуф Аскаров