Трудовая миграция в Таджикистане как государственная проблема
В начале 2011 года в Таджикистане планируют принять закон «О внешней трудовой миграции» и «Национальную стратегию по внешней трудовой миграции граждан на 2011-2015 гг».
Для обсуждения проблем миграционных процессов и разработки рекомендаций с 25 ноября по 6 декабря 2010 года по инициативе Центра по правам человека с участием правительственных и общественных организаций, представителей гражданского общества, духовенства, СМИ в городах Худжанд, Хорог, Курган-тюбе, Таджикабаде и Душанбе были проведены круглые столы.
Во время обсуждений были затронуты проблемы жен и детей мигрантов, которые остаются на родине, говорили об экономических, социальных, психологических и моральных сторонах внешней трудовой миграции, которая, очевидно, становится постоянным и неизбежным фактором жизни в Таджикистане. Организационную и финансовую поддержку в проведении мероприятий оказали Институт по освещению войны и мира (IWPR), отделение международной организации «Фонд Содействия» в Таджикистане, Миссия Международной организации по миграции (IOM) и офис ЮНИФЕМ в Таджикистане. Само участие авторитетных международных институтов говорит о том, какое серьезное значение придают трудовой миграции не только в Таджикистане, но и во всем мире. А для граждан Таджикистана миграция во многом и определяет судьбу человека и помогает выжить, но ее печальная обратная сторона вызывает тревогу.
Миграция и деньги. Большинство - за чертой бедности
В прошлом году Международная организация по миграции (МОМ) проводила исследования социально-экономического положения оставленных жен таджикских трудовых мигрантов, смотрели, за счет чего женщины выживают. Как показали результаты исследований, мигранты из Таджикистана ежегодно отправляют домой от 20 до 50 процентов своих доходов, что в среднем составляет 400 долларов США. Это деньги, которые мигрант сэкономил. Остальной заработок у него уходит на оформление документов, питание, проживание, взятки и - на поддержку второй семьи. 11.2 процента семей мигрантов получают переводы от 2000 долларов в год; 25.9 процента - до двух тысяч в год; 25.4 процента - до тысячи долларов в год, 22.4 процента - до 500 долларов, 7.3 процента - до 200 долларов в год, 4.9 процента - до 100 долларов, а ничего не получают от уехавших на заработки 2.9 процента семей.
Таджикским мигрантам открыт весь мир
Если соотнести эти данные с уровнем бедности, который установлен Всемирным банком (2.15 долларов в день) и уровнем нищеты (1.15 долларов в день), то окажется, что 37 процентов населения Таджикистана живут в бедности или в крайней нищете, а это от 230800 до 288600 семей за чертой бедности. Но те 25 процентов, которые получают от пятисот до тысячи долларов в год, также находятся в группе риска: женщины, получающие переводы, могут жить ниже уровня бедности, если переводы поступают нерегулярно или с длительными интервалами.
Как показывает исследование «О статусе соблюдения прав трудящихся женщин-мигранток из Таджикистана», проведенное в 2009 году международной организацией ЮНИФЕМ совместно с Общественным фондом «Панорама», около 75 процентов опрошенных женщин в результате трудовой миграции смогли улучшить свое материальное положение. Больше 38 процентов женщин смогли приобрести необходимые вещи, более 34 процентов улучшили жилищные условия. Более 11 процентов опрошенных признали, что отношение окружающих к членам семьи стало более уважительным, 12 процентов смогли дать образование ребенку, более 10 процентов приобрели хороший деловой и профессиональный опыт, 4,6 процента накопили денег и смогли открыть свой бизнес.
Семейные проблемы
Однако женщины говорили и об отрицательных последствиях миграции. В частности, около 22 процентов женщин говорили, что им не хватает времени на воспитание детей, около 19 процентов жаловались на ухудшение здоровья, 6 процентов потратили больше денег, чем заработали. Женщины-мигрантки жаловались на ухудшение отношений с мужем, вплоть до распада семьи, и на потерю хорошей работы по месту постоянного проживания.
Результаты исследования показали, что негативные последствия миграции более всего отражаются на детях мигрантов, причем неважно, выезжают ли дети с родителями или остаются с родственниками в Таджикистане. Женщины, как правило, стараются не брать с собой детей на заработки, исключение составляют те мигрантки, которым не с кем оставить детей.
Детей не берут, потому что это экономически невыгодно. Содержание ребенка, который сам не зарабатывает и является лишним ртом в условиях, когда приходится экономить каждый рубль, считается у мигрантов роскошью. Кроме этого, есть и другие причины, по которым матери стараются не брать с собой детей: как правило, у матери нет хорошего жилья, детям негде учиться, дети не знают русский язык (если речь идет о миграции в России); за ребенком некому ухаживать (все на работе), к тому же родители не хотят с детских лет подвергать ребенка дискриминации.- Мы вынуждены даже не выпускать своих детей на улицу, чтобы их не ругали, не унижали. Дети наши часто смотрели на улицу из окна, - рассказала мигрантка из города Куляб Хатлонской области Таджикистана.
Гибнут, исчезают, пропадают без вести
- В 2005 году в Таджикистане серьезно относились к проблеме миграции, но сейчас мы забыли о «тыле» - о состоянии жен и детей трудовых мигрантов, - говорит известная правозащитница, руководитель общественной организации «Перспектива-плюс» Ойнихол Бобоназарова.
По данным МОМ, в 2009 году количество таджикских трудовых мигрантов составило 800 тысяч человек. Однако реальное число трудовых мигрантов может быть гораздо больше. Как рассказала Ойнихол Бобоназарова, которая регулярно выезжает в Россию для изучения проблем таджикских мигрантов, многие граждане при переходе границы Российской Федерации либо Казахстана, заполняя таможенную декларацию, пишут в графе «цель поездки» «к родственникам», «для лечения», «на учебу», потому что боятся негативного отношения со стороны таможенных и пограничных структур и вымогательства. Реальное количество трудовых мигрантов из Таджикистана - более одного миллиона человек.
- Я недавно имела беседу с директором Федеральной миграционной службы РФ Константином Ромодановским, - говорит Ойнихол Бобоназарова. - По его словам, в 2009 году 1 миллион 288 тысяч граждан Таджикистана пересекли государственную границу РФ. Не все съездившие на заработки вернутся живыми к своим родным. В 2009 году, по данным миграционной службы Таджикистана, из России поступило 784 груза-200. За 10 месяцев текущего года только из Российской Федерации поступило 58 цинковых гробов с телами женщин. Но по моим подсчетам, ежегодно в Таджикистан поступает более тысячи тел погибших сограждан, это 3-4 цинковых гроба ежедневно. В эту тысячу не входят те, кто похоронен на мусульманских кладбищах в России. 95 процентов таджикских мигрантов страдают различными заболеваниями. Такая болезненная ситуация должна встревожить наше правительство, всех членов нашего общества. Ведь речь, прежде всего, идет о генофонде нашей нации, о ее будущем.
- Согласно международным нормам, если 20 процентов от общего числа мигрантов составляют женщины, то правительство должно принять государственную национальную программу по защите женщин-мигрантов, - подчеркнула Ойнихол Бобоназарова. - К сожалению, до сих не определено точное число трудовых мигрантов-женщин из Таджикистана.
По словам члена Маджлиси Милли Маджлиси Оли (верхней палаты парламента страны), председателя Комитета по делам женщин и семьи Исполнительного органа государственной власти Согдийской области Матлюбы Сатторовой, миграционные процессы в стране проходят не гладко, и это вызывает беспокойство властей. В частности, растет число мигрантов-мужчин, которые пропадают без вести - или заводят новые семьи. Участились случаи, когда молодой муж решает расторгнуть брак по телефону, сообщая о разводе по смс.
Не все молодые женщины могут выдержать такой удар: в прошлом году восемнадцатилетняя Зебо из Ганчинского района после получения такого смс покончила с собой.
- Ежедневно к нам на прием приходят 2-3 женщины, которые просят помочь найти мужа, разрешить конфликт с родственниками уехавшего мужа или помочь в вопросах, связанных с воспитанием детей, - говорит Матлюба Саттарова. - Часто у детей мигрантов возникают серьезные психологические проблемы.
- Когда мы изучали причины суицида 12-летней Н., девушки из джамоата (района) Исмоил Хамзаалиева Бободжонгафуровского района, - продолжает М.Саттарова, - выяснилось, что ее родители находились в трудовой миграции, и девочку оставили у дяди и дедушки. Видимо, у девочки возникли проблемы, и никто не сумел ей помочь.
- За последние два года с просьбой оказать помощь в поисках родных, уехавших в поисках работы, ко мне обратилось более 700 граждан, - говорит координатор программы «Жди меня» первого российского телеканала в Северном Таджикистане Бахри Абдурахманова. - Есть мигранты, которые 19 лет назад уехали в Россию и до сих пор не вернулись. У большинства потерявшихся в России граждан Таджикистана есть жены, дети, родители, другие родственники… Некоторые жены из крайней нужды идут на невероятный позор, становятся проститутками. Есть случаи, когда женщины убивали своих новорожденных детей, рожденных не от мужей, чтобы избежать огласки и позора.
- В семье Аминовых, жителей Бободжонгафуровского района, в начале 2000-х годов два сына ушли на заработки и не вернулись. Три года назад уехал на заработки 17-летний Гуломджон Абдуазизов. Последний раз он звонил в январе 2010 года, и больше на звонки родителей не отвечал. Семь лет назад уехал на заработки Киромиддин Самиев, тогда его жена Гулчехра была беременна. Сейчас их дочери Гулрухсор 7 лет, но она ни разу не видела отца. Горе тех, кто потерял родных, уехавших на заработки, можно сравнить с горем тех, чьи родные ушли «на фронт», - говорит Б.Абдурахманова.
Семья Самиевых ждет возвращения отца и мужа
По словам юриста Информационно-Ресурсного Центра для трудовых мигрантов Согдийской области Мусаллам Ядгаровой, как правило, жены трудовых мигрантов, оставшиеся на родине, сталкиваются с такими распространенными юридическими проблемами, как раздел имущества, взыскание алиментов, проблемой вселения и выселения из жилого помещения, получением свидетельства о рождении на детей и так далее. Ситуация часто усугубляется отсутствием в стране супруга. Так, суды не принимают исковые заявления по вопросам взыскания алиментов из-за отсутствия ответчика.
В то же время, по оценке МОМ, только 78 процентов мигрантов женаты. По неофициальным данным, ежегодно около 12 тысяч молодых граждан Таджикистана женятся в России.
Что делать
- В первую очередь, необходимо детальнее изучить сложившуюся ситуацию с оставшимися женами и детьми трудовых мигрантов, – считает Нодира Абдуллаева, координатор программы по трудовой миграции Центра по правам человека. – Недостаточно изучено влияние трудовой миграции на социальные связи в обществе. Кроме того, когда мы говорим о разработке новых законопроектов в области трудовой миграции, необходимо реально соотносить наши желания и наши возможности. Нельзя, чтобы снова все свелось к декларации прав трудовых мигрантов и членов их семей, нужно на практике создавать механизмы для реализации этих прав.
По мнению эксперта ЮНИФЕМ Биходжал Рахимовой, настала пора комплексно изучать положение семей трудовых мигрантов, которые остаются в стране.
- Очень важно, чтобы в двух законопроектах, которые будут приняты правительством и парламентом страны, учитывались интересы не только трудовых мигрантов, но и членов их семей, оставленных в Таджикистане. Ведь семья есть основа государства, - говорит Биходжал Фатхуддиновна. – Возникла необходимость разработать и принять отдельную государственную программу по поддержке оставленных семей трудовых мигрантов.
- Нашему правительству необходимо изучать опыт других стран по защите женщин-мигранток. Например, на Филиппинах, когда женщина возвращается после заработков, государство выделяет им беспроцентные кредиты, - говорит Ойнихол Бобоназарова. – И на основе заработанного капитала и полученного кредита женщины получают возможность начать и развивать свой бизнес.
По мнению независимого эксперта Мухаммадрахима Абдуманофова, для смягчения процесса трудовой миграции и предотвращения ее негативных последствий необходимо, прежде всего, искоренить в стране коррупцию, местничество, регионализм, протекционизм, обеспечить людям социальное равенство и судебную справедливость. Необходимо реально обеспечивать основное правило правового государства: все должны быть равны перед законом. И в этом случае в стране будут созданы новые рабочие места, что позволит нашим согражданам жить достойно и по-человечески, а не мечтать уехать на заработки. Люди больше не хотят работать за мизерную плату на какого-нибудь бая или на нового таджика-феодала. Они больше не хотят быть рабами.
Тилав Расул-заде