Азиза Океева: «В Кыргызстане сейчас совсем не до кино»
На фото: Толомуш Океев со статуэткой - призом «Серебряный Медведь» Берлинского кинофестиваля 1985 года
11 сентября нынешнего года исполнилось 75 лет со дня рождения знаменитого киргизского кинорежиссера Толомуша Океева. Мастер ушел из жизни в конце 2001-го, оставив многолетнюю дипломатическую службу (восемь лет Океев проработал послом независимого Кыргызстана в Турции), собираясь снова окунуться в свое дело. Океев был любимцем советского кинематографического братства, и радость от того, что он вернулся в профессию, в одночасье сменилась неподдельным горем.
Сегодня, когда наблюдаешь за тем, как лихорадит Кыргызстан, невольно задаешься вопросом: каково было бы Окееву, доживи он до наших дней? Ведь на протяжении многих лет Океев делал в кино то же, что в литературе главный культурный герой Кыргызстана Чингиз Айтматов – воссоздавал историю маленькой страны, народа, открывал свою родину миру.
Вошедшее в историю мирового кино «киргизское чудо» - яркий и стремительный расцвет национальной кинематографии - накрепко связано с личностью Океева. В информации о каждом его фильме – внушительный список наград, за каждой из которых – восхищение деятелей кино не только разных республик СССР, но и разных стран (пик успеха в фестивальном списке режиссера – Серебряный Медведь Берлинского кинофестиваля-1985).
Сегодня, увы, мир судит о Кыргызстане не по фильмам Толомуша Океева и даже не по произведениям Чингиза Айтматова. В телерепортажах из этой «горячей точки» совсем другая картинка, в газетах и прочих СМИ – пессимистические прогнозы аналитиков…
16 ноября в московском Доме кино прошел вечер памяти Толомуша Океева, подготовку которого взяли на себя российский Союз кинематографистов, Посольство Кыргызской Республики в РФ и Фонд Океева, созданный дочерью режиссера Азизой Океевой.
В Москву прилетели вдова Океева Джумаш, старшая дочь Азиза и сын Искандер. Пришел новый посол Киргизии в России Улукбек Чиналиев. Вечер вели режиссер Али Хамраев и актриса Наталья Аринбасарова – близкие друзья и коллеги мастера. С необычайно теплыми воспоминаниями выступали аксакалы некогда единого советского кино: режиссеры Давлат Худоназаров, Ходжакули Нарлиев, Булат Мансуров, актриса Майя Аймедова, киноведы Эльга Лындина (соавтор сценария к фильму Океева «Красное яблоко»), Валерий Фомин.
«Фильм Толомуша «Небо нашего детства» стал для всех нас, кинематографистов среднеазиатских республик, тем же, чем стал «Капитал» Карла Маркса для всех коммунистов», - пошутил Давлат Худоназаров. «Небо» было показано собравшимся после официальной части вечера и лишь подтвердило истину о том, что классика не стареет.
На следующий день нам удалось пообщаться с главной вдохновительницей мероприятия, старшей дочерью виновника торжества Азизой Океевой. Члены обширного семейства Толомуша Океевича разбросаны по миру, живут и работают в разных странах. Одна Азиза живет в Бишкеке, работает экспертом по культуре в разных проектах, но, главное, наполняет деятельностью созданный ею после кончины отца Фонд Океева. Азиза необыкновенно похожа на отца, и не только внешне; у него она взяла энергию, коммуникабельность, способность организовать трудное дело.
Азиза Океева, 16 ноября 2010 г., Московский Дом кино, фото © «Фергана.Ру»
- Как вспоминали Толомуша Океева в день его 75-летия в Бишкеке?
- Получилось, что юбилей совсем не отметили. Нас не поздравили ни коллеги Океева, ни Союз кинематографистов республики, никто. Наверное, потому, что сейчас в Кыргызстане совсем не до кино, не до искусства – это тоже надо понимать, так что мы не в обиде.
- То есть, вы считаете, что юбилей вашего отца, национального классика, остался незамеченным потому, что был такой момент, шла предвыборная гонка?
- Да тут целый комплекс причин. Не вспомнили про деятеля культуры, потому что в стране отсутствует сама культура. Ведь культура - тонкая материя, и она-то первой стирается при катаклизмах, подобных нашим.
- Кого, как не вас, спросить: если представить, что Толомуш Океев был бы жив сегодня, как бы он воспринимал то, что творится со страной?
- Он очень-очень давно начал переживать за страну, предчувствовал все то, что случилось. Будучи дипломатом, долго наблюдал за имиджем Кыргызстана со стороны. Видел, как мало государство идет на диалог с мировым сообществом. Помню, мы с ним как-то поспорили. Он сказал (это еще когда было!): «Наша республика в агонии». Я же была полна энтузиазма, говорила: «Посмотри, сколько преобразований! Мы развернемся». Но, к сожалению, его прогноз оказался верным. Еще он считал, что есть опасность того, что нас раздерут на кусочки соседние страны, опасность того, что Китай нас задавит и не заметит. Чтобы остаться нацией, государством, нам всегда надо держаться России – так он говорил. Считал, что за 70 советских лет киргизы, как никакой другой народ советской Средней Азии, восприняли русскую культуру и менталитет.
Папы не стало в 2001 году, но, повторюсь, он предвидел все, что мы сейчас имеем. Он работал послом в Турции. Республика направляла ответственных лиц для заключения больших контрактов, договоров. Вернувшись в Кыргызстан, эти люди напрочь забывали о своих обязательствах. Портилось лицо страны. Отец сталкивался с отсутствием государственного мышления у отдельных чиновников, и это его сильно расстраивало. Он всегда отслеживал мнения о свой стране в прессе. Читал газеты и мрачнел – негатив в освещении Кыргызстана преобладал.
Что уж обижаться, что не справили юбилей Океева… Очень быстро меняется общество, вырастают новые поколения, которые знать не знают о киргизском кино в целом, не только об Окееве. А как знать это кино новым поколениям, когда нет фильмов, нет фактов наследия человека-творца? В стране нет киргизских фильмов, которые когда-то гремели на весь мир, открывали нашу страну миру. Никто даже не задумывается о том, что эти фильмы должны быть в архиве государства, должны быть оцифрованы и должны продаваться. Именно эти фильмы давали бы молодежи представление о национальной культуре и истории. В этом деле кино – мощнейший фактор. Мало что сравнится с кино по воздействию, по массовости охвата. Поскольку даже старого национального кино сейчас нет в обороте, люди смотрят американские фильмы. На примере кино видно, что идеология у нас проиграна, упущена с концами.
- Что представляет из себя Фонд Океева, что вам удается делать на ниве сохранения океевского наследия?
- Создание фонда было моим душевным порывом после того, как я узнала, что фильмов отца нет в стране, и никого даже не беспокоит их отсутствие. Будучи поначалу очень наивной, я пошла по инстанциям и везде спрашивала: где можно купить фильмы Океева и других киргизских режиссеров? Мне отвечали: может, когда-нибудь мы и займемся приобретением кинокартин, но сейчас на это нет денег.
- Уточним: в стране нет не то что исходников (эталонных материалов, с которых осуществляется непосредственная печать новых кинокопий), но даже копий?
- Нет даже копий. Старые истерлись.
В 2003 году, во время проведения большой ретроспективы «Фильмы из стран Великого Шелкового Пути» в Нью-Йорке огромный билборд с изображением мальчика, героя фильма «Небо нашего детства», висел на здании знаменитого «Линкольн-центра», в котором шла программа. И многие тамошние зрители, посмотрев фильм, с восхищением стояли перед билбордом, спрашивали, где можно купить фильм, чтобы посмотреть еще раз. Так вот, в республике Кыргызстан нет этого фильма. Это подвигло меня на создание Фонда. Я привлекла гранты ЮНЕСКО, Швейцарского бюро по сотрудничеству, Фонда Сороса, германские источники и т.д. Никакого кыргызского участия в фонде так и не случилось. Благодаря средствам, которые стеклись в фонд, мне удалось купить исходники фильмов Океева в российском Госфильмофонде (там хранятся исходные материалы всех фильмов, снятых на республиканских студиях Советского Союза) и оцифровать их. То есть, это моя частная инициатива. Передо мной изначально стояла очень простая задача: сохранить фильмы отца для нас, детей, и для внуков.
- По национальным телеканалам Кыргызстана показывают фильмы Океева?
- Показывают, очень часто. Но и там беда с копиями, они уже совсем старые. Телевизионщики теперь, кстати, обращаются в Фонд Океева. В республике никто не озабочен тем, что надо совершенствовать законодательство, или дать Фонду полномочия, чтобы он привлек еще большие силы, помог бы сохранить и фильмы других режиссеров-классиков. Ведь сохранение – не единственная, не конечная моя задача. Я сохранила, и что теперь, буду сидеть на них? Эти фильмы надо распространять – а для этого нужны юридические полномочия. По нашему несовершенному законодательству мне не могут дать какой-то документ о том, что я имею право полноценно работать с фильмами отца как наследница. Как частному лицу они могли бы продать права, но не могут установить стоимость – это круговорот, который никак не заканчивается… Все кино и цифровые копии, которые я сделала в своем фонде, я могу лишь дарить. К 85-летию отца я хочу подготовить лицензионный тираж фильмов Океева, я уже нашла фирму, с которой хотелось бы работать, и мы могли бы продавать фильмы в хорошем качестве. Ведь сейчас все фильмы отца лежат в Интернете незаконно. Почему так?
- А у вас есть единомышленники?
- В Кыргызстане есть люди, которые хотели бы изменить культурную ситуацию, хотели бы иметь современные инструменты развития, пользоваться достижениями современных технологий. Этих людей я встречаю на редких семинарах, круглых столах по вопросам развития культуры. За последние годы было несколько встреч на региональном, международном уровнях, на них были люди, которые ищут общие пути сохранения, развития, продвижения национальных культур, с тем, чтобы они не утрачивали своей идентичности, оригинальности, с тем, чтобы сохранить и преумножить культурное разнообразие Центральной Азии.
Али Хамраев, Давлат Худоназаров, Азиза Океева, Ираклий Квирикадзе. 16 ноября 2010 г., Московский Дом кино, фото © «Фергана.Ру»
- Начал работу новый парламент. Вы видите в нем силы, которые способны привлечь внимание к культуре?
- Не представляю, кто из них смог бы заниматься культурой. О культуре сейчас речь совсем не идет.
- Расскажите о последнем проекте отца, который он замышлял, но к осуществлению которого так и не успел приступить.
- Он прожил в Турции 8 лет, занимался не только бюрократической работой, но и жадно изучал историю, культуру этой страны. И вот у них с российским драматургом Леонидом Гуревичем возникла идея снять многосерийный документальный фильм о пятисотлетних взаимоотношениях России и Турции. Обо всех подробностях этих отношений даже сами турки не знали. Они удивлялись обширности знаний Океева. Он им рассказывал, в каком селении родилась Дева Мария, а где жил Гордий, завязавший гордиев узел. Всю эту мозаику отец и Гуревич оформили в сценарий будущего фильма под названием «Мост». Так случилось, что оба автора ушли из жизни один за другим. Но сценарий существует, на русском и на турецком языках. Он даже публиковался. Полгода назад к идее реализовать этот проект пришел нынешний председатель организации тюркоязычных стран «Тюрксой» Дюсен Косеинов. Он пытается найти какие-то средства. Они обратились ко мне за авторскими правами, но я, опять же, не знаю, в какой мере я эти права наследую. У нас в стране нет даже юристов, которые могли бы проконсультировать по вопросу авторских прав. Я обращалась к российским юристам, но они мне говорили: мы-то вас проконсультируем, но у вас же другое законодательство. Но надо продолжать этим заниматься. В Казахстане, например, оцифрован национальный кинофонд, эти фильмы продаются. Кстати, они ко мне обращаются за правами на оцифровку фильмов Океева, снятых в Казахстане, но я не знаю, каков должен быть инструмент выдачи этих прав. Ничего не понятно. Как должны выглядеть эти самые права, должны ли они распространяться на всех наследников, или на меня, или на Фонд Океева?
- А на первых лиц вашего государства вы выходили, когда искали возможность восстановить в стране кино Толомуша Океева? Ведь речь идет о наследии абсолютного национального классика – разве это не сфера забот лидеров нации?
- Лидеры у нас так часто сменяются… Если серьезно, то этот вопрос, как заноза, не дает мне покоя. На первых лиц выйти непросто. Я как-то предприняла попытку поставить этот вопрос в парламенте. Но там мне сказали: предоставьте нам все документы по этому вопросу. В том числе, закон об авторском праве, на который вы опираетесь, и, для сравнения, законы об авторском праве других стран. Я кинулась собирать это все, а потом вдруг подумала: я же не юридический отдел! Я обратилась к ним с конкретным вопросом о наследии конкретного человека. Почему я должна проделать такую всеобъемлющую работу, подготовить им все документы, чтобы они, не вставая со стула, вынесли вердикт по моему делу? Во всем мире это важнейший вопрос – авторские права. Недаром так много сил этой теме отдает ЮНЕСКО, недаром ООН имеет 4 огромных отделения по авторским правам, штаб-квартира этих отделений находится в Женеве. Там много специалистов по разным тонкостям авторского права, вопрос развивается. А в нашей стране эта отрасль отсутствует начисто.
Беседовала Дарья Борисова