Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кыргызстан: Начались апелляционные слушания по делу Азимжана Аскарова. Свидетелей защиты нет, пострадавшие требуют смертной казни

26.10.2010 18:58 msk, Фергана.Ру

Кыргызстан Права человека
 Кыргызстан: Начались апелляционные слушания по делу Азимжана Аскарова. Свидетелей защиты нет, пострадавшие требуют смертной казни

25 октября 2010 года в Таш-Кумырском городском суде (Южный Кыргызстан) началось апелляционное рассмотрение дела Азимжана Аскарова и других осужденных, приговоренных к различным срокам лишения свободы по обвинению в убийстве сотрудника Базар-Коргонского РОВД и участию в массовых беспорядках в июне 2010 года. Правозащитный Центр «Граждане против коррупции» распространил отчет юриста Динары Дыйкановой о том, как проходил первый день слушаний. Экспертная оценка независимого наблюдателя-юриста дает точную оценку процессу, к которому приковано внимание международных правозащитных организаций и СМИ, - и поэтому «Фергана.Ру» решила перепечатать этот отчет с небольшими сокращениями, выделив шрифтом некоторые значимые моменты.

* * *

15 сентября 2010 года Ноокенский районный суд Джалал-Абадской области вынес приговор в отношении подсудимых Азимжана Аскарова, Элмурада Расулова, Минуры Мамадалиевой, Шухрата Мирзалимова, Дилшода Розибаева, Зокира Кочкарова и Санжара Муллахунова.

На основе приговора суда Азимжан Аскаров, Элмурад Расулов, Розибаев Дилшод, Кочкаров Зокир осуждены к пожизненному лишению свободы; Минура Мамадалиева, Шухрат Мирзалимов осуждены к лишению свободы сроком на 20 лет. Муллахунов Санжар осуждены к лишению свободы сроком на 9 лет.

За ходом судебного слушания вели наблюдение Миссия БДИПЧ ОБСЕ, ООН, ЕС, Freedom House, посольство США в Кыргызстане, правозащитный центр «Граждане против коррупции», Фонд «Сорос», ОФ «Голос Свободы», ОФ «Чинтамани».

Международный фонд по защите правозащитников «Фронтлайн» распространил заявление по поводу начала апелляционных слушаний по делу Азимжана Аскарова. В заявлении говорится: «Кыргызстан, ранее считавшийся лидирующей страной в регионе в области развития структур гражданского сообщества и соблюдения прав человека, сейчас дает основания опасаться перехода страны к репрессивному стилю своих более авторитарных соседей. Дело Азимжана Аскарова – тест для оценки обязательств нового правительства по защите прав человека и возможности для правозащитников свободно работать». Фронтлайн опасается, что рассмотрение апелляции Азимжана Аскарова может пройти с нарушениями международных стандартов в области справедливого судебного разбирательства. «В последнее время на юге Кыргызстана наблюдаются случаи избиения адвокатов, представляющих интересы подозреваемых узбекского происхождения, в том числе и в зданиях суда», говорится в заявлении организации.

По словам исполнительного директора организации Мэри Лолор, «Фронтлайн обеспокоен тем, что преследование правозащитника Азимжана Аскарова может быть частью кампании по возложению вины за межэтнические столкновения на узбеков».

Адвокат А.Аскарова Нурбек Токтакунов: «В деле Аскарова (во время прежних рассмотрений - ред.) были зафиксированы множественные нарушения прав. Аскарову не позволили встретиться с адвокатами наедине. Во время суда не были представлены свидетели со стороны защиты, присутствовали только свидетели обвинения. У меня было четверо или пятеро свидетелей, среди них активистка Азиза Абдирасулова (глава правозащитной организации Кылым Шамы). Однако когда я заявил, что хочу вызвать ее в суд, [родственники жертвы] открыто заявили: «Если придет ваша Азиза, она не выйдет отсюда живой». Сам Нурбек Токтакунов подвергся шантажу и нападениям родственников жертвы. Во время слушания Н.Токтакунова постоянно перебивали сторонники обвинения. В частности, они кричали: «Ты работаешь за западные деньги, мы убьем тебя. Мы убьем твою семью и съедим твоих детей». Зал суда был заполнен сотрудниками милиции в форме, а также родственниками убитого милиционера и сочувствующими им. Родственникам Азимжана Аскарова и их сторонникам угрожали, если они появятся в здании суда. (из заявления «Фронтлайн»)
В судебном процессе приняли участие со стороны потерпевших родственники убитого сотрудника Базар-Коргонского РОВД Мыктыбека Сулайманова: супруга погибшего Бечелова Чынара, его родители Сулайманов Жусуп, Сулайманова Карамат, брат Сулайманов Ж. - и 15 сотрудников Базар-Коргонского РОВД. В качестве свидетелей со стороны потерпевших по делу проходили глава Базар-Коргонского РОВД и сотрудники Базар-Коргонского РОВД.

Со стороны подсудимых не было привлечено ни одного свидетеля. Хотя адвокат Татьяна Томина, защищавшая Минуру Мамадалиеву, пригласила свидетеля, но во время второй части судебного заседания адвокат Томина заявила, что ее свидетеля вынудили сбежать из суда (брат Сулайманова (убитого - ред.) пригрозил свидетелю и заставил его убежать, не допустив на судебное заседание). Азимжан Аскаров сделал устное обращение о привлечении свидетелей по его делу. Судья в ответ разъяснил, что заявление о привлечении свидетелей нужно подавать заранее.

Судебное слушание проходило на кыргызском языке. Адвокату Татьяне Томиной был предоставлен личный переводчик.

В начале судебного процесса до 12 часов обсуждались процедурные моменты, зачитывалась описательная часть приговора первой инстанции (Ноокенского районного суда). По процедурной части судебное слушание соответствовало всем процедурам проведения в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом КР с небольшими отклонениями, но больше всего напоминало порядок рассмотрения судебного слушания в суде первой инстанции (подробное выяснение ситуации (обстоятельств дела) от начала до конца). Сторона обвинения (прокурор) заново детально допрашивала каждого подсудимого (повторная дача показаний, выяснение роли, участия подсудимых в конфликтах, прошедших в Базар-Коргоне в июне месяце).

В первой части судебного слушания судья ознакомил стороны о поданных апелляционных заявлениях. Сторона потерпевших в своей апелляционной жалобе просила привлечь к ответственности подсудимых и применить к ним смертную казнь, хотя Кыргызстан исключил данную меру пресечения из своего национального законодательства. Адвокат Нурбек Токтакунов, представляющий интересы А.Аскарова, в апелляционном заявлении просил освободить своего подзащитного в связи с необоснованным предъявлением обвинения Аскарову и отсутствием доказательств. Апелляционное заявление подготовили и другие адвокаты.

В ходе выяснения обстоятельств по делу, в прениях каждая сторона смогла выступить. По сравнению с заседанием, проходившем 6 октября в Ноокенском районном суде, на этот раз подсудимые и их адвокаты смогли выступать более свободно, имели возможность задавать вопросы другой стороне, чувствовалась небольшая уверенность в выступлениях и позициях как адвокатов, так и самих подсудимых (по сравнению с предыдущими заседаниями, суд в Таш-Кумыре был более живой и более упорядоченный).

Сторона потерпевших в этот раз вела себя менее агрессивно по отношению к подсудимым и адвокатам, но тем не менее всё время вмешивалась в судебный процесс, продолжала высказывать поучительные, оскорбительные слова в адрес подсудимых, особенно в адрес Аскарова А. и Мамадалиевой М., адвоката Токтакунова Н., перебивали выступающих, выкрикивали с места и открыто выражали свою ненависть в отношении подсудимых. Председательствующий судья Молдобаев делал потерпевшим несколько резких замечаний, но им тем не менее удавалось нарушать дисциплину и вмешиваться в ход судебного заседания. Во время перерыва родственники погибшего милиционера Базар-Коргонского РОВД облили водой Нурбека Токтакунова, были попытки нападения на него. Сотрудники милиции сразу же вмешались и обеспечили адвокату Токтакунову безопасный выход наружу.

Основными доказательствами были предположительные показания самих потерпевших

По предъявленным обвинениям все восемь подсудимых не согласились с предъявленным обвинением и полностью опровергли показания, приложенные к делу.

Во время судебного слушания со стороны потерпевших и обвинения не было представлено конкретных доказательств по делу. Как и в суде первой инстанции, основными доказательствами были показания самих потерпевших (эмоциональные, предположительные) и сотрудников милиции. Показания последних полностью противоречили показаниям подсудимых.

Доказательство строилось на основе вопросов обвинения (часто не конкретных), показаниях, утверждениях потерпевших, и на протоколах допроса обвиняемых (подсудимых), содержание которых в этот раз было полностью опровергнуто подсудимыми. Выяснение обстоятельств вины, роли подсудимых строилось на одном и том же вопросе, с разными формулировками, что впоследствии не было получено конкретного ответа, а напротив, запутало дело (абсолютное противоречие). В связи с этими обстоятельствами и необходимости привлечения новых (дополнительных) свидетелей слушание по делу было отложено на 3 ноября 2010 года на 10 часов утра.

Основные замеченные правонарушения:

1. Давление на суд (моральное, психологическое) в целях привлечения к ответственности восьми подсудимых, которые, по словам потерпевших, «убили сотрудника милиции, который добросовестно служил и добровольно без оружия пришел к участникам конфликта для мирных переговоров»;

2. Воспрепятствование адвокатской деятельности (невозможно вести свободный разговор с подзащитными, свободно привлекать свидетелей по делу, давление во время выступлений в суде и т.д.);

3. Нападение на адвокатов, открытые оскорбления подсудимых, адвокатов, высказывание угроз в адрес адвокатов со стороны родственников погибшего милиционера;

4. Дискриминация по национальному признаку, оскорбление национального чувства и достоинства подсудимых (все они являются представителями узбекской национальности);

5. Клевета (Минура Мамадалиева несколько раз слышит со стороны родственников потерпевших слова, порочащие честь и достоинство женщины);

6. Нарушение презумпции невиновности;

7. Распространение дезинформации среди населения по подсудимым, окончательное решение по делу которым пока не принято;

8. Нарушение права гражданина на справедливый, объективный, независимый суд.

Показания Азимжана Аскарова

По словам Аскарова, его присутствие во время беспорядков (конфликтов) в Базар-Коргоне 12, 13 июня 2010 года было обусловлено только целью собрать информацию по беспорядкам (снять происходящее на видеокамеру и фотоаппарат) и передать потом эту информацию в СМИ, правозащитникам или в НПО. Аскаров не преследовал цель организовывать протест узбекских жителей против граждан киргизской национальности, не организовывал захват заложника на киргизско-узбекской границе, не призывал блокировать улицы и районы в день беспорядков в Базар-Коргоне. Напротив, перед началом июньских событий, когда были зафиксированы случаи вооружения неизвестных лиц, заезжающих в Базар-Коргон в вечернее время суток на машинах без номеров, А.Аскаров сообщил об этом бывшему и.о. министру обороны Исмаилу Исакову во время одной из встреч в городе Ош.

Основными фигурантами по делу в качестве организаторов беспорядков в Базар-Коргоне проходят А.Аскаров, М.Мамадалиева, Ш.Мирзалимов.

Выводы

По результатам наблюдения процедура рассмотрения судебного заседания немного сдвинулась в положительную сторону (соблюдаются все законные процедуры и требования к процессуальному рассмотрению дела).

Отдаленность проведения судебного слушания от места событий или проживания потерпевших также сыграла свою роль. В этом судебном заседании приняли участие меньшее количество родственников, действия которых были подконтрольны милиции.

Но несмотря на это, нет сдвигов по содержательной (обвинительной) части дела. Продолжается доказательство вины подсудимых на основании показаний самих подсудимых (большей частью «подделанных»), показаний агрессивно настроенных родственников и свидетельских показаний по стороны потерпевших. Свидетелей со стороны подсудимых не было, начиная с суда первой инстанции. Во всех судебных слушаниях не были представлены конкретные вещественные доказательства, напрямую доказывающую вину одного из подсудимых.

Следующее заседание состоится 3 ноября 2010 года.