Таджикистан: «Что может разделять нации, которые кормит одна земля?» – недоумевает дехканин-узбек
Председатель дехканского хозяйства «Ватан» Турсунзадевского района Таджикистана 66-летний Нематулло Усманов готов открыть первый в стране магазин декоративных растений. И это только небольшая часть из задуманного, не говоря уже о том, что осуществлено.
«Экзотический сад» ходжи Нематулло
– Мы хотим облегчить повседневные хлопоты и заботы простых граждан республики, – говорит Усманов. – В силу того, что наши товары пользуются большим спросом и дома, и за рубежом, к нам станут приезжать с четырех концов света: с Согдийской области, вплоть до Афганистана. Так что для нас главное: сократить путь клиентов и предоставить им свежие продукты. В нашем хозяйстве около ста видов саженцев и растений. Причем по общедоступным ценам.
Сегодня Нематулло-ходжи занимается сбором семян редких видов растений и цветов. Для этого он побывал в России. В зимнее время члены его хозяйства намерены построить теплицу площадью в 15-20 соток, где, помимо семян саженцев, будут высаживаться редкие сорта цветов. Для приобретения высококачественных семян Усманов планирует съездить в Турцию, чтобы сперва выращивать семена на отдельных небольших по объему земельных участках, а потом, через год, перевести их на плантации.
– У меня нет высшего образования, – говорит Нематулло Усманов. – То, что я делаю, результат практики. Учился я у отца, у других наших опытных дехкан. Одним словом, мы достигли успеха посредством упорного и бескорыстного труда, ну и, конечно, благословения и наставлений своих наставников по дехканскому делу… Именно труд и любовь к родине формировали нас. Не зря президент страны Эмомали Рахмон два раза посетил «Ватан» и выразил нам свою искреннюю благодарность за работу.
«Если бы все дехкане работали, как вы, тогда наше государство давно превратилось бы в настоящий рай», – сказал глава страны, впечатленный экзотическим садом ходжи Нематулло.
Мексиканская юкка и индийская сирень
– Сейчас проходит немало дебатов по поводу загрязнения экологической среды, исчезновения отдельных видов растений, формирующегося природного дисбаланса, сохранности лесного фонда Таджикистана, – продолжает Усманов. – Все эти факты тревожат меня как патриота, и я решил заняться возрождением исчезающих и редких видов растений, адаптацией к местному климату субтропических деревьев. Сегодня на шести гектарах земли мы выращиваем немало декоративных и редких сортов.
Полученные результаты полностью оправдали ожидания садовода Усманова. Сегодня он обеспечивает почти всю республику декоративными и субтропическими растениями и цветами. В его хозяйстве саженцы магнолии, сосны, катальпы, каштана, лепры, акации, кипариса (нескольких видов), индийской сирени, мексиканской юкки, герани, банана, можжевельника, пальмы, кедра.
Каждый год больницам, детским садам, домам престарелых, интернатам, школам, кладбищам садовод бесплатно раздает от 3-х до 5-ти тысяч декоративных редких видов саженцев.
Ежегодно дехканское хозяйство «Ватан» только на местных рынках реализует около ста тысяч саженцев. За саженцами съезжаются со всех уголков Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, Афганистана. Если подсчитать весь выращиваемый фонд растений хозяйства, их число превысит один миллион (!). Причем селекционер намерен увеличить этот показатель до 1,5 миллиона саженцев и расширить площадь плантаций таких редких растений, как, например, магнолия, софора, каштан.
Банан
Еще одна важная составляющая угодий ходжи Нематулло Усманова – виноград. На 3,5-ти гектарах растут белый и черный хусайни, «Победа», дамские пальчики, пешпазак (раннеспелый виноград), элита, шохона. Ежегодно каждый гектар земли дает урожай более 40-50-ти тонн винограда высочайшего качества.
– Мы долгие годы занимаемся селекцией плодородных, стойких к местному климату сортов винограда, – говорит Усманов. – В итоге у нас остались сорта, адекватные местным условиям. Они устойчивы к минусовым 22-24-градусным морозам. Но мы в целях предотвращения замораживания виноградников совершаем чеканку, обрабатываем их необходимыми лекарствами. Затем покрываем дерево на зиму.
– Таджикистан как аграрная страна должна развивать садоводство как одно из приоритетных направлений сельского хозяйства, – рассуждает опытный дехканин. – В зависимости от погодных и местных агробиологических условий и необходимо выбирать ассортимент выращиваемых деревьев. Например, земля районов Северного Таджикистана больше подходит к выращиванию абрикоса, грецкого ореха, изюма и кишмиша. Наши земли в основном адаптированы к выращиванию огурцов, помидоров, винограда, граната, лимона и миндаля. Таджикистан в целом дает большой урожай. Однако весь выращиваемый товар сбывается в пределах самого Таджикистана, хотя на него существует большой спрос в странах Ближнего и Дальнего Зарубежья…
Саженцы голубого кипариса
– Есть определенные трудности и с доставкой тары, транспортировкой товаров за пределы страны. В нынешнем году мы хотели экспортировать свой высококачественный экологически чистый товар хотя бы в соседние страны: Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Россию. Но из-за блокирования железных дорог со стороны Узбекистана, дороговизны таможенных и транзитных пошлин наземных путей, установленных соседней республикой, возможности поставлять товар по этим направлениям у нас не было. Пришлось экспортировать его только в Афганистан. Тоже в малых количествах. Жаль, что искусственно созданные барьеры только нагнетают обстановку в регионе. Так не должно быть!
Кроме того, в последнее время намного увеличилось количество сельскохозяйственных паразитов и вредителей. Дехканам приходится время от времени проводить профилактические работы, чтобы выращенные с большим трудом растения не оказались заражены.
Белый виноград сорта хусайни
От Ферганы до Регара: все родные
Нематулло из уст отца слышал, что его дед Зайлон-ходжи переселился из Ферганской долины в Гиссарскую еще до Октябрьской революции. Здесь он и женился, здесь вырос его сын Усмон. С тех пор династия Зайлон-ходжи в течение почти ста лет крепко поддерживала дружественные связи с родственниками из Ферганы.
– В 2009-м году мы вместе со своей семьей получили визу и выехали на историческую родину своего прадеда – Олтиарикский район Ферганской области Узбекистана, чтобы проведать своих родственников, – вспоминает Нематулло Усманов. – Они были очень рады нашему приезду. В свою очередь мы их пригласили к себе, в Турсунзадевский район Таджикистана.
– Какими были впечатления ваших родных, когда они увидели Таджикистан?
– Простой народ вне зависимости от господствующих политических систем никогда не забывает своих добрых традиций – таких, как взаимное уважение, добрососедство, человечность. Отношения такого рода в течение тысячелетий формировались между таджиками и узбеками. Эти народы составляли одно целое, и разделить их на две части, по-моему, невозможно. Возьмем, к примеру, Самарканд и Бухару – колыбели таджиков. Всем известно, что в этих двух городах более шестидесяти процентов населения составляют таджики. Наши великие поэты и писатели были двуязычными. Люди с охотой изучали языки своих соседей, и эта добрая традиция передавалась от одного поколения к последующим. Тот холод, который ощущается в отношениях между двумя соседними государствами, я все-таки считаю временным. Придет пора (и этот день не за горами), когда высшим чиновникам соседней страны будет неловко за искусственно созданные ими проблемы…
Нематулло Усманов
– Недавно в отдельных районах Сурхандарьинской области так называемыми экологическими активистами были организованы пикеты и протестные акции, адресованные руководству ТАЛКО. Якобы оно загрязняет атмосферу соседней страны…
– Я слышал об этих акциях. Они не имеют под собой никакой реальной почвы. Ведь алюминиевый завод был построен еще во времена Советского Союза, ученые-конструкторы учитывали каждую деталь, и одной из главных была экологическая безопасность. Более того, если бы завод имел хоть какой-то негативный «выхлоп», за более чем 30 лет это дало бы о себе знать. Мы живем недалеко от ТАЛКО. И его воздействие прежде всего ощущали бы именно мы – жители Регара, Гиссара, Шахринава... И главное. Если завод вреден, тогда откуда у нас такая плодородность почв, всхожесть деревьев, рекордный урожай винограда, помидоров, огурцов, риса? У меня четыре сына и четыре дочери. Двадцать девять внуков. Все они живут в Турсунзадевском районе и, слава Богу, совершенно здоровы. Сейчас со мной работают трое моих сыновей. Один занимается бизнесом. К слову, я и моя супруга Камола совершили паломничество в Саудовскую Аравию… Вообще я себя считаю счастливым человеком.
– Каждый так или иначе любит свою Родину, – говорит Нематулло Усманов. – Как и мы Таджикистан. Отсюда четыре поколения нашей династии! И мы, каждый по отдельности, стараемся внести свой вклад в дело процветания страны. В нашем кишлаке Янгибог (Новый сад – ред.) живет всего две семьи таджиков, несколько семей киргизов, а остальное население составляют этнические узбеки. Но никогда между нами не было ссор, особенно по этническим признакам. Всё население: таджики, узбеки, киргизы – заняты садоводством. И я уверен в будущем процветании Таджикистана.
Нематулло Усманов
Постскриптум
Напоследок я своими глазами убедился в искренности слов Нематулло Усманова. Двое молодоженов праздновали свадьбу, далеко-далеко разносился звук карная. Нет дома, где не выращивались бы виноград, помидоры и огурцы. Все заняты трудом, приносящим общую пользу.
Нематулло предложил мне поучаствовать в церемонии свадьбы соседа. Но времени уже не оставалось. Пришлось извиниться и откланяться.
– Приезжайте еще раз, – сказал ходжи во время прощания. – Не один, а с друзьями. Мы всегда рады гостям. Пусть они увидят своими глазами, как мы живем. Поверьте мне, если бы не было любви к Родине, не обустраивался бы и наш кишлак...
Тилав Расул-заде