В Узбекистане начался сбор хлопка. Уже есть первые жертвы
Семь человек погибли в аварии в минувшее воскресенье, 12 сентября, на трассе Ургенч-Хива (Хорезмская область Узбекистана). Джип «Chevrolet Captiva» врезался в тракторную тележку с хлопком нового урожая. Погибли трое хлопкоробов и пассажиры автомобиля. Сразу поползли слухи. Люди почему-то были уверены, что за рулем иномарки сидел сын Ильгизара Сабирова, председателя сената Узбекистана.
15 сентября слухи подтвердила скупая информация о ДТП, которую опубликовало информационное агентство «Харакат». А уже 16 сентября о происшедшем сообщили другие официальные узбекские СМИ. Как предполагает Узметроном, виновным в ДТП, скорее всего, признают тракториста.
Это не первый случай гибели людей во время сбора хлопка. Аварии и несчастные случаи, случающиеся во время хлопкоуборочной кампании, воспринимаются особенно остро, потому что люди отправляются на поля не по собственной воле. Так, в прошлом году перевернулся автобус, который вез медиков Ургенчской районной больницы со сбора хлопка. Навстречу автобусу двигался трактор с прицепной тележкой. Тракторист спешил занять очередь на погрузку собранного хлопка на перерабатывающем предприятии. На плохой дороге разошлась сцепка трактора и тележки, тележка врезалась в бок автобуса, и он перевернулся. Тогда погиб 28-летний врач, двое сотрудников больницы попали в реанимацию, остальные получили травмы различной тяжести.
«Все – на хлопке!» Фото © «Фергана.Ру»
В 2009 году была избита, изнасилована и ограблена сотрудница Хорезмского онкологического центра, которая возвращалась с поля после 19.00. Днем она собирала хлопок на территории Ургенчского района, а вечером решила уехать домой в Хиву – город, находящийся в 25 километрах от Ургенча. Муж не смог встретить женщину, чем и воспользовался насильник. Преступника нашли и осудили.
В этом году хорошие погодные условия позволили вырастить отличный урожай хлопка в Хорезме. Чтобы его собрать до холодов, на сбор «белого золота» рекрутированы практически все работники бюджетных организаций и подконтрольных властям бизнес-структур. Уже сформированы бригады из уборщиц, клерков, врачей и учителей. Брошены на трудовой фронт «добровольцы» из колледжей и вузов, с которых ежедневно требуют выполнения произвольно устанавливаемой нормы в 40-50-60 килограммов невесомой пахты.
Как показывает практика прошлых лет, бюджетники не в состоянии собрать весь урожай, и поэтому приходится привлекать учащихся, начиная с пятого класса. Пока учеников не выгоняют на поля. В узбекских СМИ даже прошла информационная кампания по правам детей. Парламент страны принял Закон «О внесении дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности». Поправки внесены и одобрены депутатами в рамках реализации Национального плана действий по реализации ратифицированных Узбекистаном Конвенции МОТ о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда и Конвенции о минимальном возрасте для приема на работу.
Так дети собирали хлопок в прошлом году. Фото © «Фергана.Ру». Другие фото – см. в Галерее «Ферганы.Ру»
Теперь работодателей, нарушивших законодательство о труде и охране труда в отношении несовершеннолетних, можно будет наказывать по закону. Однако «Фергана.Ру» проведет собственный мониторинг по выявлению случаев эксплуатации детского труда на хлопковых плантациях Узбекистана, ведь в теплом сентябре вряд ли удастся собрать все «белое золото». Ненастный октябрь снова станет временем героического труда, за каждый килограмм собранного хлопка рекрут получит не более 120 сумов ($1= 2200 сумов по курсу «черного» рынка). Вот тогда вполне может быть задействован главный «ученический» резерв.
Пока же учеников не загоняют организованно на поля. Наоборот – доходит до курьезов. Отмечены случаи, когда учителя с утра отлавливают школьников на сельских тропках и дорогах, принуждая идти в школу. Бывает, на занятиях отсутствует треть класса: дети сами предпочитают «сбежать на хлопок» и заработать на свои нехитрые покупки. За качественный хлопок, собранный во время первого сбора, фермеры дают максимальную цену.
А вот октябрь ненавистен и школярам, и взрослым, когда их дармовой труд обеспечивает хлопкоперерабатывающим компаниям максимальные прибыли при минимальных затратах.
Нынешние правители проклинают советское прошлое, но все 19 лет независимости по устным приказам чиновников на поля выходят армии юных рабов. При коммунистах их было примерно 700 тысяч, сейчас - свыше двух миллионов. В Узбекистане практически не собирают хлопок с помощью техники. Гораздо выгоднее использовать бесплатную рабочую силу: студентов, учащихся школ и колледжей.
После очистки от семян стоимость хлопкового волокна на мировых биржах достигает максимальных ценовых показателей: по данным Cotton Outlook, цена хлопка сегодня доходит до 85 центов за фунт на нью-йоркской бирже, а некоторые потребители готовы платить и более одного доллара США за фунт хлопка.
Эксплуатация детей выгодна государственным компаниям, которые дешево закупают хлопок внутри страны и получают высокие доходы за счет разницы в цене. Прибыль от использования детского труда получают и местные администрации, и администрации школ, и сами фермеры.
Два десятилетия власти выгоняют на хлопковые поля миллионы подневольных работников. Школьники порой заканчивают собирать хлопок в холодном ноябре. Они не учатся – и не успевают потом догнать городских сверстников по уровню знаний.
В основном, на поля выходит сельская детвора из бедных семей. Большинство детей в кишлаках больны анемией или кишечно-желудочными заболеваниями, причина которых - плохое питание и отвратительная экология. За невыполнение нормы ребенка могут обвинить в отсутствии патриотизма, грязно обругать и даже избить. За работой каждого класса наблюдают 2-3 преподавателя. В местах массового сбора милиция всегда находится неподалеку. Силовики отвечают за порядок.
За здоровье сборщиков не отвечает никто.
Соб.инф.