Исламское обучение таджиков за рубежом: комментарии специалистов
Президент Таджикистана выступил против обучения таджикских юношей в исламских образовательных центрах за рубежом. Как сообщает корреспондент «Ферганы.Ру», об этом Эмомали Рахмон заявил накануне во время своей поездки в Фархорский район на юге страны. Он призвал родителей отозвать на родину своих детей, учащихся в медресе в исламских странах.
Президент Таджикистана, в частности отметил, что многие родители отправляют своих детей на учебу за рубеж в надежде улучшить их материальное положение. «Но, к сожалению, большинство из них не учатся на мулл, а становятся террористами и экстремистами. Необходимо их всех вернуть, иначе они все станут предателями и изменниками родины», заявил Э.Рахмон. При этом он дал понять, что власти обладают полной информацией обо всех студентах, которые обучаются за рубежом в медресе, а также об их родителях.
В качестве альтернативы глава Таджикистана предложил молодежи обучаться в Государственном исламском институте. «А если будет необходимость, то Комитет по делам религии направит в зарубежные медресе столько молодежи, сколько необходимо нашей стране. И направит только в те образовательные центры, где есть уверенность, что их там не будут обучать всяким террористическим и экстремистским течениям», - добавил Рахмон.
Он также заострил внимание на распространение экстремистских взглядов в самом Таджикистане. В частности, Э.Рахмон призвал спецслужбы и местные органы власти активнее контролировать деятельность всех мечетей на местах с тем, чтобы не допустить распространения экстремистских взглядов среди верующих.
Следует отметить, что данное выступление Рахмона – далеко не единственное высупление по вопросам регулирования религиозной жизни за последнее время. В своих высказываниях президент Таджикистана постоянно требует не допускать распространения экстремистских взглядов и обеспечения единства взглядов мусульман страны, которые в основном исповедают ханафитский мазхаб.
Руководитель отдела фетв Совета улемов Исламского центра Таджикистана Кобилджон Боев поддерживает стремление президента Рахмона обеспечить единство взглядов среди верующих. Он сожалеет, что «многие юноши возвращаются после учебы в исламских странах с иными взглядами на ислам». «Дело дошло до того, что в одной семье отец следует ханафитскому мазхабу, сын стал салафитом, а его брат и вовсе членом «Хизб ут-Тахрир». При таком положении дел президент поступает правильно, считая, что во многом это происходит из-за методов обучения в различных исламских центрах. Необходимо контролировать этот процесс, иначе в скором времени из-за разногласий по вопросам веры брат может пойти на брата», - считает К.Боев.
По мнению одного из руководителей Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) Хикматулло Сайфуллозода, последнее заявление президента страны выглядит странным. «Конечно, президент имеет право высказываться по любому вопросу, складывается такое впечатление, что его просто неправильно информируют. Нельзя все исламские образовательные центры за рубежом относить к террористическим и экстремистским», - считает политик.
Однако стоит напомнить, что в Таджикистане многие течения ислама, как салафизм и ваххабизм запрещены решениями Верховного суда, а их сторонники преследуются законом.
Встречаясь с населением Хатлонской области президент Таджикистана призвал каждую таджикскую семью обеспечить как минимум двухгодичный запас продовольствия, прежде всего зерна. Он отметил, что в « настоящее время потребительский рынок страны имеет большую зависимость от импорта продовольствия», поэтому «изменение или подорожание стоимости продуктов могут уменьшить покупательную способность нашего народа». «В результате отрицательного влияния засухи на стран-экспортеров с учетом нового сбора зерновых, стоимость пшеницы и муки в нашей стране повысилась», – признал президент. Вместе с тем, Рахмон заверил соотечественников, что в ближайшее время проблема продовольственной безопасности, «являющаяся главнейшей стратегической задачей правительства», будет решена. Для этого, по словам президента, необходимо использовать рационально «каждый клочок земли, увеличить урожайность зерновых культур, добиться сбора двух урожаев зерновых в году».
Между тем, Хикматулло Сайфуллозода задается вопросом, а почему президент Рахмон призвал родителей вернуть своих детей из медресе, когда находился с поездкой именно в Фархорском районе. «Разве эта проблема актуальна для этого региона? В любом случае, такой призыв можно расценивать как ограничение возможности молодых людей в вопросах получения религиозного образования», - считает политик.
Эксперт по вопросам религии Фаридун Ходизода считает, что в последние годы количество молодых людей, выезжающих для обучения в исламские страны, растет во всех регионах Таджикистана. «Сейчас власти уже не обладают точными данными о количестве граждан Таджикистана, которые обучаются в исламских центрах за рубежом», - считает эксперт.
По его словам, только в университете «Ал-Ахзар» в Египте официально обучаются более 500 молодых людей из Таджикистана, а неофициально - более 2000 человек. Также большое количество граждан республики учится в Саудовской Аравии, Йемене, Иране и Пакистане.
Напомним, что в последние годы власти Египта, Ирана и Пакистана не раз высылали обратно на родину тех граждан Таджикистана, которые обучались в тамошних медресе нелегально. А в прошлом году спецслужбы Афганистана задержали в Кундузе группу из 15 молодых граждан Таджикистана, которые нелегально направлялись для обучения в медресе в Пакистан.
Министр образования Таджикистана и посол республики в Пакистане также не раз заявляли об ужасных условиях, в которых проживают юноши из Таджикистана в местных медресе и призывали родителей вернуть своих детей домой.
Но, как считает Фаридун Ходизода, одними уговорами родителей вернуть на родину студентов медресе вряд ли получится. «Они уже не в том возрасте, чтобы слушать своих родителей. Их не удовлетворяет уровень религиозного образования в Таджикистане. Властям необходимо принять меры для улучшения системы религиозного образования внутри страны. Посудите сами, уже год как в школьную программу ввели урок «основы ислама», а учебник до сих пор не издан. Я уже не говорю о том, что нет преподавателей по этому предмету, и их сейчас замещают учителя историки», - отметил эксперт.
Фаррух Умаров, таджикский эксперт по вопросам религиозных и экстремистских организаций считает, что действительно, часть таджикских юношей попадает в зарубежные медресе под влияния различных течений. «В Таджикистане система образования коррумпирована, у большей части молодежи нет средств для получения образования. Они выезжают в исламские страны, где им предлагают бесплатное обучение не в известных центрах, так как они тоже платные, а в полуофициальных медресе. Впоследствии они обязуются отработать вложенные в них средства», - считает Ф. Умаров.
Между тем, Эмомали Рахмон во время своей встречи с жителями Фархорского района сообщил, что правительство Таджикистана уже ведет переговоры с властями некоторых исламских стран с целью ускорить возвращение таджикских студентов на родину.
Как рассказывает Фаридун Ходизода, обычно таджикские юноши сначала выезжают в качестве трудовых мигрантов в Россию, и уже потом оттуда перебираются в исламские страны. «Поэтому будет очень сложно их всех вернуть обратно или же просто-напросто запретить им туда выезжать», - добавил он. А в том, что эта проблема становится для Таджикистана все более острой, Ф.Ходизода не сомневается и предупреждает, что в скором времени она может еще более усилиться.
Тем временем, Хикматулло Сайфуллозода, активист ПИВТ, считает, что такие заявления президента имеют и экономические последствия, так как в исламских странах очень серьезно относятся к подобным высказываниям. «Таджикистан очень надеется на привлечение капитала из исламских и арабских стран. Конечно, на уровне правительств такие заявления особого влияния не имеют. Но, заявления подобного рода могут сильно напугать частных инвесторов из этих стран. Они серьезно подумают, прежде чем вкладывать свои средства в страну, где нарушаются права жителей на получение исламского образования», - считает Сайфуллозода.
С другой стороны, политолог Парвиз Муллоджанов считает, что вряд ли последнее высказывание таджикского президента сможет повлиять на отношения с исламским миром. «Фактически, Эмомали Рахмон не назвал конкретную страну или исламский вуз, а потому претензий к нему быть не может», - считает Муллоджанов.